03 июля 2024
450 тысяч слов
+41 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова лукиан

все
Православный именослов. Справочник по именам и именинам
Античный мир. Словарь-справочник
Античность от А до Я. Словарь-справочник
Шекспировская энциклопедия
Энциклопедический словарь

Православный именослов. Справочник по именам и именинам

лукиан

Лукиев (сын, потомок) (лат.).

18 (5) января – святитель Лукиан, епископ.

16 (3) июня – священномученик Лукиан, епископ Бельгийский.

19 (6) июля и 20 (7) июля – мученик Лукиан.

10 сентября (28 августа) – священномученик Лукиан Почерский (Рус.).

26 (13) сентября – мученик Лукиан.

28 (15) октября – преподобномученик Лукиан и священномученик Лукиан Нечерский (Рус.).

Античный мир. Словарь-справочник

лукиан

(греч. Lukianos)

(ок. 120 - после 180 н.э.)

   греческий сатирик и ритор, выходец из Самосаты (Сирия); оставив работу резчика, занялся философией и риторикой; посетил Галлию, Рим, ряд городов Эллады, долго жил в Афинах; на склоне лет занял пост начальника императорской канцелярии при римском наместнике в Египте. Творческое наследие Л. насчитывает более 80 произведений; особенно популярными были «Разговоры богов», в которых Л. пародирует античные верования и мифы, за что Ф. Энгельс назвал его «Вольтером классической древности». Изображение Л. олимпийских богов достигло в этом сочинении предельного антропоморфизма. Л. выражал не только сомнение в нравственной правоте богов и богинь, но открыто насмехался над ними; напр., Зевс в его изображении мелочен, труслив, жесток, похотлив и ревнив. Своеобразным антиподом «Разговорам богов» является другое сочинение Л. - «Разговоры гетер». Если боги прятали свои неблаговидные поступки за олимпийским величием и патетическими словами, гетеры ничем не приукрашивали своих поступков и в отличие от богов оказывались добрыми и справедливыми.

   В трактате «Как следует писать историю» Л. выступил как теоретик исторической мысли, подвергнув критике подражательный и эпигонский характер исторических сочинений.

   Лукиан. Собр. соч.: В 2 т. / Пер. под ред. Б.Л. Богаевского. М.; Л., 1935; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 219-241; Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986. С. 294-305.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   Греческий писатель. Родился в городе Самосате, расположенном на берегу Евфрата, изучал философию в Афинах и затем много путешествовал и выступал публично. Лукиан был метким сатириком и в своих произведениях высмеивал глупости и предрассудки своего времени. Будучи знаком с сократическим диалогом, старой и новой комедией (то есть с Аристофаном и Менандром) и сатирой Мениппа, Лукиан на их основе создал новый сатирический жанр, который позже стали называть "лукианическим диалогом". В некоторых своих диалогах ("Диалоги богов", "Диалоги гетер", "Диалоги в царстве мертвых") Лукиан ставит под вопрос общепринятые представления о жизни души после физической смерти, в других - критикует христианский фанатизм, причем эту критику, отвергаемую многими апологетами христианства, ценили Эразм Роттердамский и Томас Мор.

   Лукиан был любимым греческим автором Рабле. "Истинные истории" Лукиана - его пародия на неправдоподобные рассказы путешественников стала прообразом "Путешествия Гулливера" Свифта. Своей репутацией богохульника Лукиан обязан Шелли.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

   * * *

   грекоязычный писатель сирийского происх. Род. в Самосате в семье бедного ремесленника. Получив общее и ритор, образование, начал лит. карьеру как странствующий декламатор. Впосл. Л. изучал философию, но не примкнул ни к одному из филос. направлений. В кон. жизни Л. получил должность имп. судейского чиновника в Египте. Под именем Л. сохранилось 84 соч., нек-рые из них считаются подложными. Ранние произв. Л.: «Лишенный наследства», «Тираноубийца», две речи в защиту тирана Фаларида - представляют собой ритор, упражнения. В 1-й период твор-ва были написаны также две пародийные речи: «Похвала мухе» и «Суд гласных». 1-я явл. пародией на энкомий, 2-я - на судебное красноречие. Хотя Л. еще не разочаровался в риторике, сатир, элементы в этих речах очевидны. Новый этап твор-ва Л. отмечен переходом от ритор, упражнений к форме диалога. Об этом говорит сам писатель в позднем автобиогр. соч. «Дважды обвиненный». В этот период создаются «Разговоры богов», «Прометей, или Кавказ», «Морские разговоры», «Разговоры гетер». В первых 3 соч. поведение олимпийцев изобр. предельно обыденным, чем дискредитируется утратившая свой авторитет старая религия. Зевс предстает мелочным, трусливым, жестоким, похотливым. В «Разговорах гетер» автор обращается к теме бедности и челов. достоинства. Честная бедность противопоставляется богатству в «Тимоне, или Мизантропе». Соч. «Учитель красноречия» и «Лексифан, или Краснобай» знаменуют окон, разрыв с риторикой. В период филос. исканий Л. пишет диалог «Гермотим, или О выборе философии». Эпикурейцы, перипатетики, стоики, платоники получают здесь самые нелестные характеристики, лишь киники избегают этой участи: учение киников в наиб, мере отвечало запросам рационалистически мыслящего Л. В диалогах «Менипп» и «Икаро-менип», или Заоблачный полет» насмешки в адрес филос. школ вложены в уста писателя-киника Мениппа. Философы-киники выступают как положительные герои в «Разговорах в царстве мертвых». Киническая «нравственная автономия» и отказ от желаний проповедуются в двух др. диалогах: «Переправа, или Тиран» и «Зевс уличаемый». Соединив филос. диалог и комедию, Л. подводит итог своему твор-ву в ответе «Человеку, назвавшему, автора Прометеем красноречия». В этом соч. отразились сомнения Л. в справедливости филос. положений киников. Тогда же было написано письмо «О кончине Перегрина» - о шарлатане Перегрине, добившемся под­держки и популярности у христиан, к к-рым Л. относится как к легковерным простакам. К этому соч. примыкает разоблачительное жизнеописание «Александр, или Лжепророк». В диалоге «Сновидение, или Петух» Л., в духе Эпикура, утверждает, что челов. блаженство заключается в безмятежности духа и удовлетворении естеств. потребностей. В трактате «Как следует писать историю» Л. выступает против подражательности истории, ложной красивости, искажения фактов ради восхваления начальников. «Правдивая история» - особый вид лит. критики, сатира на жанр фантаст, путешествий. Пародийное соч. «Л у кий, или Осел» направлено против совр. Л. бессодержательной лит. В диалоге «Парасит» и рассуждении «О философах, состоящих на жаловании» высмеивается психология прихлебательства. В старости Л. вновь принимается за декламации. Появляются 2 пародии на гр. трагедию: «Трагоподагра» и «Быстро­ног». Для последнего периода твор-ва Л. характерно увлечение лит. техникой. Язык Л. отличается ясностью и подвижностью. Л. приобрел известность прежде всего как критик религ:, филос. и худож. взглядов прошлого.

   Р.3.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античность от А до Я. Словарь-справочник

лукиан

(лат. Lukianus, ок. 120 – ок. 190 гг.)

   древнегреческий писатель-сатирик, автор 80 сочинений, в которых широко использовал различные сведения из истории, культуры, философии, религии. В своих диалогах осуждал пороки своего времени, высмеивал ничтожество земных благ. Не менее резко критиковал религию (в том числе и христианство). Основное содержание зрелого творчества - философская сатира («Мениппова сатира»), направленная против идеалистического догматизма и житейских предрассудков, проникнутая влиянием эпикуреизма, скептицизма и философии киников («Разговоры в царстве мертвых»). Оказал большое влияние на мировую литературу, главным образом на эпоху Возрождения и Просвещения (XVIII в.) (Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Дж. Свифт, Вольтер).

Шекспировская энциклопедия

лукиан

(Lucian, ок. 120-180)

греческий писатель, автор сатирических диалогов, влияние одного из которых прослеживается в "Тимоне Афинском".

Энциклопедический словарь

лукиан
  1. (ум. 312), христианский мученик и богослов, основатель Антиохийской богословской школы. Казнен в Никомидии. Память в Православной церкви 15 (28) октября, в Католической - 7 января.
  2. (ок. 120 - ок. 190), древнегреческий писатель-сатирик. Ранние сочинения принадлежат направлению софистики второй. Основное содержание зрелого творчества - философская сатира (см. "Мениппова сатира"), направленная против традиционного почитания олимпийских богов, идеалистического догматизма и житейских предрассудков, проникнутая влиянием эпикуреизма, скептицизма и философии киников ("Разговоры богов", "Разговоры в царстве мертвых"). Оказал влияние на сатирическую литературу Возрождения (Эразм Роттердамский, У. Гуттен, Ф. Рабле) и Просвещения (Дж. Свифт, Вольтер).
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом лукиан

  • Он назвал пресвитера Ария и епископа Евсевия Никомидийского «лукианистами», еретиками, – учениками пресвитера Лукиана (ум.