мавзолей, мавзолея, муж. (греч. Mausoleion - название памятника царю Мавзолу в муж. Азии в 4 в. до н.э., считавшегося одним из семи чудес света) (книж.). Большой надгробный памятник, обычно в виде архитектурного сооружения. Мавзолей Ленина в Москве посещается трудящимися всего мира.
(лат. mausoleum < греч. ??????????)
монументальное погребальное сооружение, включающее камеру, где помещались останки умершего. Называется по гробнице карийского царя Мавсола в Га-ликарнасе (середина IV в. до н. э.). Получили распространение в Древнем Риме и в Cредние века на Востоке. В XX в. в ряде стран возведены мавзолеи политических деятелей (В. И. Ленина в Москве, 1929–1930; Хо Ши Мина в Ханое, 1975).
Мавсол - M?usolos (377 до н. э. – 353 до н. э.)
эллинистический правитель в Малой Азии. Именовался персидским сатрапом, но по существу был независимым от Персии правителем. В государство Мавсола входили область Кария, часть территории Ликии, город Гераклея у Латмоса, город Ясос, часть Лидии. Фактически под властью Мавсола находились острова Родос, Кос, Хиос, с которыми был заключен договор о союзе. В 60-х гг. IV в. до н. э. перенес столицу своего государства в Галикарнас, где построил много дворцов и храмов. Великолепная гробница Мавсола (Галикар-насский мавзолей), возведенная по приказу его жены Артемисии, считалась в древности одним из семи «чудес света».
первоначально – гробница правителя Карии Мавсола в Галикарнасе (IV в. до н.э.) – монументальное погребальное сооружение. Современные мавзолеи могут служить одновременно усыпальницей и трибуной.
(от греч. Mausoleion)
монументальное погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в г. Галикарнас (середина IV века до н. э., ныне в Турции). Получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке.
|
* * *
монументальное погребальное сооружение.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
|
* * *
Монументальное надгробное сооружение.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
тип монумент, погребального сооружения, назван по гробнице Мавзола, правителя Карий (М.Азия). Построен в Галикарнасе в IV в. до н. э., одно из семи чудес света. По Витрувию, М. строили архитекторы Пифей и Сатир, скульптурный декор исполнили Скопас, Тимофей, Бриаксис и Леохар. Сохран. лишь цокольная часть сооружения, служившая усыпальницей. От наземной постройки дошли архит. детали, блоки скульпт. фризов и-фр-ты колоссальных статуй Мавзола и его жены Артемисии на колеснице, львов, скачущих всадников. Варианты совр. реконструкции М. различаются композицией отд. частей, но сходятся в принципе; гробница имела неск. ярусов: высокий подий, открытую колоннаду со статуями и ступенчатую пирамиду-крышу. Ее венчала скульпт. группа - апофеоз Мавзола и Артемисии. Три ленты скульпт. фриза, изображающего битву амазонок и греков, опоясывали это грандиозное сооружение, в котором соединились традиции Греции и Востока: элементы всех трех ордеров и эллинских форм - с малоазийским высоким подием и классически восточной кровлей в виде ступенчатой пирамиды.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
, я, м.
1. Большое надгробное сооружение. Название произошло от наименования знаменитой гробницы карийского царя Мавзола.
* ► Купцов, чиновников усопших мавзолеи, Дешевого резца нелепые затеи, Над ними надписи и в прозе и в стихах О добродетелях, о службе и чинах. // Пушкин. Стихотворения // *
2. Тяжелый груз (переносн.).
* ► То давит мысль мою, как камень, - Надежд погибших и страстей несокрушимый мавзолей. // Лермонтов. Демон // *
(лат. mausoleum, от греч. Mausoleion), монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе (4 в. до н. э.). Мавзолеи получили распространение в Др. Риме и в средние века на Востоке. В 20 в. в ряде стран возведены мавзолеи политических деятелей (В. И. Ленина в Москве, 1929-30, Хо Ши Мина в Ханое, 1975).
МАВЗОЛЕЙ, я, м. Большое надгробное мемориальное сооружение.
| прил. мавзолейный, ая, ое.
м.
Большое надгробное мемориальное сооружение.
(Μαυσσόλειον, Mausole um) — надгробный памятник умершего в 353 г. до Р. Х. карийского царя Мавзола, воздвигнутый, чрез несколько лет по его кончине его сестрой и супругой, Артемизией, в Галикарнасе (ныне Будруне), в Малой Азии. Это гигантское сооружение, считавшееся одним из семи чудес света, в течение полутора тысяч лет возбуждало всеобщее удивление, пока не было в средние века разрушено, вероятно, землетрясением, и в XVI ст. нашей эры окончательно уничтожено людьми. Археологические раскопки, произведенные в его местонахождении в 1856-59 гг. англичанином Ч. Ньютоном, привели, однако, к открытию остатков его основания и отчасти верхнего яруса и дали возможность при помощи описания, сделанного Плинием Старшим ("Historia naturalis", XXXVI, 5), получить довольно ясное понятие о первоначальном виде знаменитого сооружения. Своими формами оно значительно отличалось от других древнегреческих построек. Это было здание с планом продолговатого четырехугольника, длиной в 35,7 м и шириной в 26,5 м, и состояло из двух этажей: в нижнем, более высоком, заключался погребальный склеп царя, а верхний представлял род храма, окруженного со всех сторон портиком с ионическими колоннами (11 колонн в длинной и 9 колонн в короткой стороне); между колоннами стояли мраморные статуи; базы колонн через одну опирались в такие же изваяния львов. Над колоннами тянулся по антаблементу рельефный фриз, изображающий битву амазонок (многие части этого фриза хранятся теперь в Британском музее, в Лондоне). Все здание увенчивалось, по восточному обычаю, усеченной пирамидой, образовывавшей 24 мраморные ступени; на верхней ее площадке стояла колоссальная мраморная колесница, везомая четырьмя конями и на которой были представлены едущими Мавзол и управляющая ими богиня. Вышина всего здания вместе с колесницей равнялась 42 м. Строителями памятника были Пифий и Сатир; его скульптурные украшения были исполнены лучшими греческими ваятелями того времени, Скопасом, Леохаресом, Бриаксисом и Тимофеем. Дошедшие до нас куски вышеупомянутого фриза неодинаковы по мастерству исполнения, но в смелых, оживленных движениях своих фигур и групп представляют некоторые новые, вполне художественные мотивы, отличающие этот фриз от других рельефов того же содержания, например от известного фигалийского фриза. Впоследствии у римлян слово М. стало употребляться вообще для обозначения колоссальных и роскошных архитектурных надгробных памятников, каковы, например, пирамидальный трехъярусный монумент в Сен-Реми, в департаменте Устьев Роны, во Франции, и усыпальница имп. Адриана (ныне Крепость св. Ангела) в Риме. В новейшее время М. нередко называют даже небольшие надмогильные сооружения. — Ср. Ch. Newton, "The excavations of Budrun" (Л., 1858); его же, "History of discoveries at Halicarnassus, Cnidos and Branchidae" (Лонд., 1865); Kinkel, "Mosaik zur Kuns tgeschichte" (1876).
А. С-в.