26 декабря 2024
450 тысяч слов
+30 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова мавры

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

мавры

мавры, мавров, ед. мавр, мавра, муж. (ист.). Хамитская народность Северной Африки, составляющая основное население современного Марокко, усвоившая в 8 веке н.э. арабскую культуру и в эпоху средневековья подчинившая своему влиянию Пиренейский полуостров.

Мавр сделал свое дело, мавр может уходить (уйти) - погов. о человеке, который был полезен и в услугах которого больше не нуждаются (из трагедии Шиллера "Заговор Фиэско в Генуе").

Энциклопедический словарь

мавры
  1. (мавританцы, самоназвание - бейдан), народ, основное население Мавритании (св. 1,75 млн. человек). Живут также в Зап. Сахаре, Мали, Нигере и др. Общая численность 2,46 млн. человек (1992). Потомки берберов, смешавшихся с арабами. Говорят на диалекте арабского языка (хасания). Верующие - мусульмане-сунниты.
  2. (лат. Mauri, от греч. mauros - темный), в древности римское название коренного населения Мавретании, в средние века в Зап. Европе название мусульманского населения Пиренейского п-ова и западной части Сев. Африки.

Словарь Ожегова

мавры

МАВРЫ, ов, ед. мавр, а, м.

1. Древнее название коренного населения африканского государства Мавретании, а также средневековое название мусульманского населения Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки.

2. Название части населения Мавритании.

Мавр сделал своё дело, мавр может уйти (книжн.) о том, чьей помощью, поддержкой пользовались и кто стал больше не нужен [слова из драмы Ф. Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе»].

| ж. мавританка, и.

| прил. маврский, ая, ое (к 1 знач.; устар.) и мавританский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

мавры
  1. мн.
    1. Римское название коренного населения Мавритании (в древности).
    2. Название мусульманского населения Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки (в средние века в Западной Европе).
    3. Арабо-берберское население Мавритании.
    4. Представители этого населения.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

мавры

(этнография). — М. теперь называется часть населения Берберии (у древних "Мавритании" или "Маврусии"), очень смешанного происхождения. Классическое слово "М.", давшее имя области, означает, по-видимому, "черные люди". Происхождение и этническое сродство древних М. до сих пор не вполне ясны. Думают (преимущественно на основании сравнительной филологии), что жители всей сев. полосы Африки (и собственно М., и нумидийцы) были родственные племена и что их чистые или наиболее чистые потомки — нынешние берберы (см.) горных округов ("Амазирги") и туареги южной полосы Атласа. На прибрежных равнинах страны М., вероятно, еще в доисторические времена, смешивались с семитскими или хамитскими пришельцами; еще сильнее должно было происходить смешение с римлянами, вандалами и особенно с арабами. Новое, смешанное племя стало заметно отличаться от горцев, т. е. чистых М.; однако имя М. сохранилось не за горцами, а за жителями городов и прибрежных равнин Берберии. И теперь имя М. применяется собственно к городскому населению Берберии. По внешности М. очень симпатичны, красивы, с несколько задумчивым выражением лица, но они трусливы, фанатичны, чувственны, жестоки, коварны и умственно тупы. Значительная часть М. занимается торговлей и разведением кофе, остальная — ремеслами, садоводством, земледелием. Говорят по-арабски, но не чистым наречием.

История. Впервые история знает М. во время югуртинской войны (110-116): Мавритания, область к З. от Мулухи, составляла тогда уже правильное и организованное государство под управлением царя Бокха. В 25 г. до Р. Х. Август отдал ее нумидийскому царю Юбе II. С 42 г. по Р. Х. она стала римской провинцией (см. Мавритания). Когда в 429 г. сюда вторглись вандалы и основали свое царство, они застали не менее 170 городов с епископскими кафедрами. Велизарий (533) возвратил римской империи Мавританию. С 667 г. храбрый арабский полководец, корейшит Окба, стал производить из Египта ряд набегов на З. и, по уверению мусульманских историков, достиг даже Атлантического океана; но берберы и византийцы упорно сопротивлялись, и только в царствование Валида полководец Муса между 706-709 гг. подчинил халифату всю Сев. Африку. Господство халифов было в Сев. Африке непродолжительно: в IX веке мы видим здесь много автономных царств или княжеств (Аглабиты в Кейроване, Идриситы в Фезе и др.). В 909 г. могущественное берберское племя кетаме приняло к себе династию Фатымидов (см. Исмаилиты и Фатымиды), которая вскоре распространила свою власть на всю Сев. Африку, включая также и Египет. Резиденцией Фатымидов стал Египет, а З. находился у них в вассальной зависимости, под управлением династии Зиридов, которая держалась до времени Альморавидов, в свою очередь подчинившихся Альмохадам. Последняя династия была свергнута Меринидами (1269 — взятие Марокко). Дальнейшая история Мавритании (Респ. Марокко) — сплошные междоусобия, мало интересные; но этот период отличается замечательным подъемом цивилизации у М. Живая связь существовала у М. в это время с Испанией. Так как арабы, покорившие Испанию, пришли из Мавритании и так как впоследствии в Испанию притекало немало берберов, то европейцы стали называть М. и испанских мусульман (хотя большая часть их была галло-римского или германского племени). В конце XV в. они были окончательно побеждены Фердинандом Католиком; часть, оставшаяся верной исламу, была изгнана и ушла преимущественно в Сев. Африку, другая часть наружно приняла христианство и осталась жить в Испании, под названием морисков. Филипп II хотел, чтобы это спокойное, трудолюбивое население или окончательно обратилось в христианство, или было уничтожено; его притеснения и преследования вызвали открытое восстание морисков (1568-1570), по усмирении которого 100000 их было изгнано и удалилось в единоплеменную Африку. Там с XIV в. стали было распространять свое влияние испанцы и португальцы, но теперь М. сразу дали им решительный отпор. Ненависть М. к христианам усилил Филипп III, изгнавший последние остатки морисков (около 500000) из Испании в 1609 г. С того времени М. стали грозным бичом христианских судов, как пираты, не признававшие никаких международных отношений; только в новейшее время они потеряли свое значение. Мароккский султан Сулейман (1794-1822) был принужден отменить христианское невольничество в своих владениях и прекратить пиратство.

Литература. Лев Африканский, "Descriptio Africae"; ибн-Хельдун, "История берберов" (перев. Слэна), Рену в своей "Description g é ogr. de l'еmр. de Maroc" (П., 1846) сделал обзор всех европейских трудов о М.; см. также Tissot, "Rech. sur la geogr. compar é e de la Mauret. Ting." (П., 1877); Dozy, "Hist. des musulmans d'Espagne jusqu'a la conquete de l'Andalousie par les Almoravides" (Лейд., 1861); Rochau, "Die Moriscos in Spanien" (Лпц., 1853). Большим трудом Конде "Hist. de los Arabes en Espańa" (Мадрид, 1820-21; нем. перев. Рутшманна, Карлсруэ, 1824-25) нельзя пользоваться без помощи Дози.

А. Крымский.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc