магия, магии, мн. нет, жен. (греч. mageia) (книж.). Наиболее грубая, первобытная форма религии, колдовство, система определенных действий и слов, посредством которых, по представлениям древних и народов с примитивной культурой, можно подчинить себе т.н. сверхъестественные силы и с их помощью вызвать чудесные явления. Черная магия (в средние века - чародейство с помощью адских сил), белая магия (с помощью небесных сил).
| перен. Волшебство, очарование. Магия слова.
Немецкое – Magie.
Латинское – magiа.
Слово «магия» заимствовано из немецкого языка, куда, в свою очередь, пришло из латинского. Синоним магии – колдовство.
Производное: магический.
(от греч. mageia — волшебство, колдовство) — таинственная, сверхъестественная способность уметь воздействовать на вещи и людей, не прибегая к помощи естественных средств. Магическая картина мировидения возникает там, где на внешний мир воздействуют с помощью оккультизма, заклинаний, молитв, амулетов, талисманов и т. п., т. е. без допущения и видимого проявления причинного ряда действий.
(греч. – волшебство, колдовство)
совокупность обрядов и действий, связанных верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия – одна из форм древней духовной культуры.
обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом всякой религии.
Ма́гия - воздействие на окружающий человека материальный мир с помощью определенных словесных формул (заговоры, заклинания и пр.),обрядов, ритуалов и т. п., а также установление связей между реальным и ирреальным миром.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
свойственные любой вере ритуальные действия и церемонии, наделявшиеся сверхъестественной способностью воздействовать на божественные или природные силы; термин, к-рый в греч. языке обозначал колдовство и волшебство, а затем в церк. и научном обиходе закрепился за языческой и традиционной двоеверной обрядностью, непосредственно связанной с практической деятельностью земледельцев, скотоводов, охотников и т. д.
Единого принципа классификации магических приемов не существует. По сфере применения выделяют земледельческую, промысловую и охотничью М., по характеру действий индивидуальную либо групповую, а также вербальную и обрядовую М., хотя словесные и обрядовые магические действия обычно переплетаются. С т. зр. ценностных характеристик различают вредоносную (черную) и полезную (белую) М.Но чаще всего схемы классификации магических обрядов строятся по признаку назначения обрядов (хозяйственная, лечебная, любовная, военная, кладоискательская, воровская М.), а также по способу передачи магической силы с учетом психологической природы магического воздействия: симпатическая М. строится на символическом изображении желаемого; парциальная М. предполагает действие над целым по его части; к контактному виду М. относится передача желаемого свойства путем прикосновения; имитативная М. основана на провоцировании желаемого на основании образно-символического сходства с магическим действием. Выделяют также очистительные, обрядовые действия, предохранительные магические обряды и обряды умилостивительные. Инициальная М. ритуальным изобилием в день празднества призвана была обеспечить достаток в течение всего года. Различные классификации не исключают, а дополняют друг друга, позволяют полнее охарактеризовать явление, при том что многие магические действия носят сложно-составной характер и не могут быть описаны с т. зр. к.-л. одного принципа.
Хозяйственная М. направлена на обеспечение благополучия. У славян-земледельцев ею пронизаны календарные земледельческие праздники и приуроченные к ним обряды, связанные с почитанием обожествленной природы, к крой, как к сверхъестественной силе, обращаются участники магических действий. В сельскохозяйственной магии имитационные и контактные действия были нацелены на стимуляцию плодородия и повышение урожая. Во время сева практиковалось обрядовое совокупление на поле, что являлось симптоматическим средством магического оплодотворения Земли и символизировало космический брак Неба и Земли, считавшийся причиной плодородия. В ослабленной форме та же М. плодородия осуществлялась способом катания мужчин, священника или женщин по пашне. Для усиления плодородия Земли в нее зарывали изображение фаллоса, практиковалось сидение обнаженных женщин на борозде, прикосновения сеятеля к половым органам женщины, выход мужчин на посевную без порток и метание семян между ног, игровое спаривание молодежи, ритуальное целование, участие в посеве невесты или беременной женщины. Симптоматическая М. по мере деградации ритуалов плодородия в сторону упрощения сменяется контактной с большим удельным весом символической имитации.
Летняя обрядность призвана была обеспечить быстрый и качественный рост злаков. В карпогонических обрядах подскакивания вверх, подбрасывания к небу ритуального печения (обычно т. наз. лестниц) и пляски-подпрыгивания с заклинаниями высоких и дружных всходов заключалась летняя М. плодородия. Обрядовая еда (каши, кисели) с обрядовым кормлением скота и зарыванием части пищи в землю (вид жертвоприношения) дополняли весенне-летний обрядовый комплекс умилостивительными магическими действиями.
В осеннем обряде завивание «Волосовой бородки» из оставленного в поле пучка колосьев, а также в праздновании «именин снопа» был заложен принцип парциальной М., выражавшейся в представлении о концентрировании всей плодоносящей силы поля в пучке колосьев. Принципы парциальной М., когда свойство части переносится на весь объект, отразился в егорьевских обрядах, призванных предотвратить потерю животных.
С этой целью пучки остриженной шерсти скотины помещали под порог или в замок, «закрепляя» т. обр. животных за домом.
Обряды лечебной М. были направлены на изгнание болезни из тела или на предохранение от возможного вреда. Для этой цели широко практиковалась очистительная (катарсическая) М.Не без влияния контактных приемов болезнь выкуривали, отпугивали неприятными запахами, выгоняли отвратным зельем, опрыскивали водой «с уголька». В очистительных целях широко использовались св. природные стихии огня, земли, воды. Вся лечебная М. была построена на вербальных методах без применения заговорных формул не обходилось ни одно лечение, оказывающее благотворное воздействие внушением. Вербальная М. сочеталась с контактной, сообщавшей телу свойство того или иного предмета (накладывание красной повязки, прикосновение к ране различных, в т. ч. лекарственных, веществ, зашивание раны). Приемы парциальной М. применялись при остановке крови. Они основаны на введении в обряд предмета-заместителя, к-рый находился в соприкосновении с больным и, как часть, символизировал целое. Так, бинты с раны подвешивали к печи, чтоб с высыханием материи кровь остановилась. При лечении иных болезней, особенно детских, замещающим болезнь носителем выступала одежда больного, его срезанные ногти и волосы, вода, к-рой обмывали тело. По принципам парциальной логики эти заместители отправлялись вместе с болезнью по течению рек. Способы имитативной М. применялись при лечении сыпи, нарывов, ячменя, зубной боли («как у мертвяка зубы не болят - так у меня не боли», «как зерно сгорает в огне так исчезнет ячмень из глаз» и т. д.). В медицинских целях, а также при борьбе с эпидемиями широко использовалась предохранительная М. Особую силу приписывали борозде, пропаханной вокруг селения обнаженными девственницами. Чтобы не допустить распространения болезни, защищались очерченным при помощи плуга кругом и добытым трением огнем. К лечебной М. примыкает М. плодородия, направленная на охрану беременности и родов. Мн. действия восходят к свадебной обрядности (обсыпание зерном, использование защитительных свойств шкуры, сажание ребенка на колени, съедание яйца).
Любовная М. была направлена на регуляцию отношений между полами, но практиковалась чаще девушками, привораживавшими суженых.
К контактной М. относилось употребление «наговоренной» пищи, с к-рой связывались надежды на присушку жениха. Наговор на след жениха относился к парциальной М. Имитативная М. широко применялась в наговорах («как у мене сердце горит так и у него, раба божия, бы горело»).
Вредоносная М. (см. Колдовство) по большей мере основывалась на контактных принципах воздействия (подбрасывание колдовского зелья или предмета с наговором, употребление с целью порчи довольно безвредных вещей: кореньев, воды, соли, хлеба и т. д.). Нанесение вреда через предмет-заместитель, находившийся в соприкосновении с человеком (широко практиковавшиеся операции с т. наз. вынутым следом), относится к разряду парциальной М. Принципы имитационной М. были положены в основу заговоров («как мертвец умер так ты, раб божий, умри»). В целом в традиционной обрядности применялся богатый арсенал магических приемов, из сочетания к-рых складывался узор многоцелевых ритуальных комплексов.
В реликтовых формах лечебная, любовная и хозяйственная М. сохранилась в изолированных р-нах с коренным населением, живущим в экстремальных условиях (Север России) или в регионах, наименее затронутых цивилизацией (белорусское Полесье).
В.В. Мильков
Магия
♦ Magie
Действие, выходящее за пределы привычных законов природы или разума – сверхъестественность, производящая некий эффект, или сверхъестественная эффективность, подчиненная нашей воле (в отличие от благодати и чуда, покорных лишь Богу) либо направляемая ею. Но действенность магии, даже когда она кажется явной (например, в шаманизме: слово убивает, ритуал исцеляет и т. д.), все-таки предполагает наличие веры в нее, т. е. чего-то вполне естественного и рационального, а значит, это уже не магия, а внушение. «Действенность магии, – пишет Леви-Строс, – требует веры в нее» («Структурная антропология», IX). Лишний довод к тому, чтобы в нее не верить.
, -и, ж.
1. Набор приёмов и слов, которые, по суеверным представлениям, способны вызывать явления, противоречащие законам природы; колдовство.
* Заниматься магией. *
2. перен. Необыкновенная сила воздействия на кого-н.
* Магия слова *
|| прил. магический, -ая, -ое.
Магическое заклинание.
♦ Белая магия. Колдовство при помощи небесных сил.
♦ Чёрная магия. Колдовство при помощи сил ада.
, чародейство, волшебство
А. Используемые слова
♦ гадатель:
Втор 18:10
♦ чародей:
Втор 18:10
♦ прорицатель:
Втор 18:10
♦ ворожей:
Втор 18:10
♦ обаятель, вызывающий духов:
Втор 18:11
♦ волшебник:
Втор 18:11
♦ вопрошающий мертвых:
Втор 18:11
Б. Цели магии и чародейства
♦ узнать будущее:
Быт 44:15; 1Цар 28:5–7; Дан 2:2,7
♦ повлиять на будущее:
Быт 30:14; Чис 23:23
В. Предупреждения о магии и чародействе
♦ в законе:
Исх 22:18; Лев 19:26,31; Лев 20:6,27; Втор 18:10–12,20,21
♦ в пророках:
Ис 2:6; Ис 47:10–14; Иер 27:9; Мих 5:12; Мал 3:5
♦ в ранней церкви:
Деян 8:9-24; Деян 13:6-12; Деян 16:16–18; Деян 19:13–19; Гал 5:20; Откр 21:8
♦ (ENG magic)
(греч. magikë)
использование чар, заклинаний и ритуалов для контроля над событиями или воздействия на них. Основана на вере в то, что эти приемы могут побудить сверхъестественное существо к действиям. Взаимоотношения М. с христианством имеют длительную историю.
(от греч. mageia) (колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов.
МАГИЯ, и, ж. Совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призванных воздействовать на природу, людей, животных и богов. Белая м. (чародейство, объясняемое влиянием божественных сил). Чёрная м. (чародейство, волшебство, объясняемое участием и помощью сатанинских сил). Любовная м. (различные способы любовной ворожбы). Лечебная м. (заклинания, молитвы, снадобья, предназначенные излечивать от болезней).
| прил. магический, ая, ое. Магические приёмы, заклинания.
— мнимое тайное искусство вызывать с помощью сверхъестественных сил, главным образом при содействии духов, явления, идущие вразрез с современными представлениями о законах и силах природы. О происхождении слова см. Волхвы. М. распадается на мантику, или искусство предсказывать будущее (см. Гадание), и оперативную М., или М. в тесном смысле; последняя есть искусство мудреца, подчинившего себе силы, которые обыкновенные люди считают сверхъестественными, и с их помощью вызывающего явления, которые для обыкновенных людей имеют характер чуда (вызывание духов, обращение в невидимку и т. п.). Как совокупность эмпирических приемов М. не поднимается над уровнем колдовства или чародейства, но как искусство, возведенное в систему, философски обоснованное, М. является прикладной частью теософских систем (теургическая М.). См. Теософия. В средние века различали черную и белую М., смотря по тому, прибегал ли чародей к содействию небесных сил, ангелов, или же к помощи дьявола и подчиненных ему адских сил. В века всеобщего невежества чародеями считали лиц, которые несколько более своих современников были знакомы с законами и силами природы. На одних это навлекало преследования (Роджер Бэкон, Арнольд де Вилланова), другие сумели оградить свое правоверие и даже достигнуть высших степеней в церковной иерархии (Альберт Великий). Многие из пап считались также чародеями (Папа Сильвестр II, много занимавшийся так наз. натуральной М., все его преемники до Григория VII, затем Григорий XI, Бенедикт IX, Павел II, Александр VI); у нас чародеем считался Брюс. В настоящее время под натуральной, естественной или белой магией разумеют уменье производить при помощи физических, механических и химических средств такие действия, которые могут привести в недоумение людей несведущих.