мадригал, мадригала, муж. (франц. madrigal).
1. Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (ист. лит.). «Бывало нежные поэты... Точили тонкий мадригал иль осторожные куплеты.» Пушкин.
2. Любезность, комплимент (устар.). «Наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал.» Пушкин.
(фр. madrigal)
1) в XIV – XVI вв. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2- 3 голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4-5 голосное без сопровождения;
2) с XVII в. – небольшое стихотворение – комплимент.
(от итал. madrigale — песня на родном материнском языке) — небольшое стихотворение-комплимент.
Рб: роды и жанры литературы
Корр: эпиграмма
Род: лирические жанры
* В русской поэзии мадригал известен с XVIII века. Несколько подлинно художественных мадригалов принадлежат А. Пушкину, М. Лермонтову. Но уже во времена Пушкина мадригал вызывал ироническое отношение:
...И дрожь, и злость меня берет,
И шевелится эпиграмма
Во глубине моей души,
А мадригалы им пиши! (А. Пушкин)
(В.А. Никонов) *
, а, м.
1. Короткое стихотворение, содержащее восхваление кого-нибудь.
* ► И дрожь и злость меня берет, И шевелится эпиграмма Во глубине моей души, А мадригалы им пиши. // Пушкин. Евгений Онегин // *
2. Любезность, комплимент.
* ► Онегин с Ольгою пошел; Ведет ее, скользя небрежно, И, наклонясь, ей шепчет нежно Какой-то пошлый мадригал. // Пушкин. Евгений Онегин // *
3. ◘ НАДГРОБНЫЙ МАДРИГАЛ - эпитафия в стихах.
* ► И полный искренней печалью Владимир тут же начертал Ему надгробный мадригал. // Пушкин. Евгений Онегин // *
(ит. madrigale, буквально: песня на родном языке) — светская песня эпохи Возрождения, исполнявшаяся на итальянском языке. В XIV в. Мадригал — двух-трехголосная песня с несколькими куплетами и припевом. В XVI в. мадригал приобретает черты вокальной четырех-пятиголосной поэмы лирического характера, в конце XVI в. стиль мадригала становится драматичнее, также наблюдается отход от вокальной полифонии путем выделения верхнего голоса и введения инструментального сопровождения. В числе авторов мадригалов К. де Pope, В. Галилеи, К. Монтеверди, Т. Морли, Г. Шюц, позже — А. Лотти, Б. Марчелло, в XX в.—Б. Мартину, И. Стравинский, П. Хиндемит и др.
твердый сыр. Этот сыр имеет нежную, маслянистую, жирную сырную массу кремового цвета, нежный, пикантный, сливочный, приятный вкус и аромат.
(франц. madrigal),
МАДРИГАЛ, а, м. Небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвящённое даме и восхваляющее её.
| прил. мадригальный, ая, ое.
(madrigal или mandrial) — музыка на стихотворения пасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних, произошло от провансальских слов mandre — пастух и gal — жалоба, по мнению других — от materialia, обозначающего светское пение и данного М. в отличие его от духовного пения (mottetto), схожего с М. по форме. М. перешел из Прованса в Италию. Старейший манускрипт М., находящийся в Ватиканской библиотеке, относится к 1300 г. Художественную обработку М. впервые получил у Адриана Виллаерта, представителя венецианской школы, в первой половине XVI в. При нем М. вместо речитативной формы получил более округленную хоровую полифоническую форму. М. преимущественно писался для 3-5 голосов. Он получил большое распространение в Италии и в других странах Западной Европы. Мадригалы писали Аркальдельт, Палестрина, Лука Маренцио, Монтеверде, Орацио Векки и пр. Расширенный введением arioso, М. считается формой, предшествовавшей опере. Музыкальные инструментальные сочинения, схожие по своему складу с М., или переложения М. на инструменты, назывались Ricercare, Fantasia, Toccata. Madrigaletto — короткий мадригал, Madrigalone — большой мадригал.
М. (лит.) — лирическое стихотворение с искусно переплетающимися рифмами (сходно с сонетом) и с шутливым или сентенциозным содержанием, соответствующим форме. М. возник у итальянцев и перешел в испанскую и французскую литературы, а затем и в русскую конца XVIII и начала XIX вв.