майорат, майората, муж. (нем. Majorat от лат. major - больший) (юр.).
1. только ед. Сохранившаяся в некоторых странах от феодальных времен система наследования, при которой недвижимое имущество, гл. обр. поместье, переходит безраздельно к старшему сыну или к старшему в роде.
2. Такое поместье.
(от лат. major старший)
в гражданском праве - форма наследования недвижимости (прежде всего земельной собственности), при которой она переходит полностью к старшему из наследников. Направлена на сохранение и упрочение крупных земельных владений.
(от лат. major - старший)
система семейного наследования имущества, согласно которой наследником является старший в семье.
(от лат. major — старший) — распространенная в Средневековье форма наследования (главным образом земельных владений), при которой недвижимость полностью наследовал старший сын. М. способствовал сохранению крупных земельных владений.
(от лат. major - старший)
система семейного наследования имущества, согласно которой наследником является старший в семье.
МАЙОРАТ – установление, по которому земельное владение или поместье переходило безраздельно к старшему в роде или к старшему сыну в семье.
(от лат. major - старший), в гражданском праве - форма наследования недвижимости (прежде всего земельной собственности), при которой она переходит полностью к старшему из наследников. Направлена на сохранение и упрочение крупных земельных владений.
МАЙОРАТ [йя], а, м. (спец.).
1. Система наследования, при к-рой недвижимое имущество (земельное владение) переходит безраздельно к старшему сыну или к старшему в роде.
2. Недвижимое имущество, на к-рое распространяется такое право наследования.
| прил. майоратный, ая, ое.
— система наследования, при которой имущество переходит нераздельно, в целом своем составе, к одному лицу по принципу старшинства в роде или семье, простого (возраст) или в соединении с моментом близости по степени родства к наследодателю. Различают три вида М.: 1) сеньорат, где основанием наследственного права является простой факт старшинства по летам среди остальных родичей; при нескольких лицах одного возраста вопрос решается жребием; 2) М. в собственном смысле, при котором наследство получают в порядке старшинства лица, происходящие из одного колена и состоящие в одной степени, с исключением права представления: после наследодателя наследует старший сын из оставшихся в живых, исключая внука от умершего старшего сына, и 3) право первородства, когда наследство переходит к перворожденному сыну с правом представления его потомками по тому же началу старшинства или первородства: наследует внук после умершего сына, а не брат наследодателя. Женщины при М. из наследования или совсем исключаются, или уступают место мужчинам в одном и том же колене, линии или степени. Возможны и иные комбинации названных трех видов М. Наследование в порядке М. считается исключительным в противоположность обычному, или "естественному", с равным разделом имущества между родственниками одной линии и степени. В европейской истории права М. развивается в средние века под влиянием особых условий политического быта, по преимуществу в наследовании ленов и зависимых рыцарских держаний. По образцу ленного наследования слагается, затем, наследование на началах М. в имениях заповедных (см.), в которых удерживается и до сих пор там, где такие имения существуют (ст. 1192-1217 т. X ч. 1 Св. Зак. и 2565-2572 Св. гражд. узак. губ. Прибалт. [Кроме имений заповедных, М. (в виде сеньората) имеет место в русском праве еще при наследовании участков земель, раздаваемых на основании правил 20 июля 1848 г. малоимущим дворянам-колонистам (ст. 1191 т. Х ч. 1 Св. Зак.).]. Лишь в Англии наследование на начале М. до сих пор остается общим порядком законного наследования для недвижимостей. Выяснение причин образования М. составляет, по выражению Мэна, "одну из труднейших задач истории права". Для объяснения развития его в ленном наследовании указывают обыкновенно на выгоды для верховного владельца лена, доставляемые нераздельностью наследования в смысле правильного и своевременного отбывания службы с лена и ответственности за невыполнение обязательств. Но, по-видимому, не одни выгоды сеньоров содействовали распространению этой формы наследования, развитой и между самими ленниками, а также, местами, и между аллодиальными владельцами. Мэн указывает еще на те выгоды нераздельного обладания землей, какие существовали в средние века при необеспеченности прав собственности и потребности личной защиты этих прав с оружием в руках. Иными словами, М. является одной из форм концентрации земельной собственности, составлявшей общее явление в средние века. Идея М. не чужда и многим другим народностям, кроме европейских, хотя везде является исключительным порядком наследования и обыкновенно вырождается в прибавочную долю к части старшего из наследников в общем имуществе (например порядки наследования кавказских горцев). Причина ее возникновения лежит не в строе имущественных отношений, а, вероятно, в способах наследования семейной власти, должностей и знаков достоинства, переходивших к старшему как более могущественному, опытному и способному представлять достойным образом интересы семьи или общины. С исключительными правами на имущество связываются, обыкновенно для старшего в роде, и определенные обязанности по отношению и обделенным наследникам. При добровольном учреждении заповедных имений признание обязанностей майоратного наследника выражается обыкновенно в обременении его имения обязательными платежами в пользу других наследников. В Зап. Европе распространение римских идей свободной собственности привело мало-помалу к пониманию прав майоратного владельца как исключительного обладателя имущества и к безусловному лишению других наследников всяких прав на имущество. В таком виде несправедливость майоратного наследования выступает с полной определенностью, и оно постепенно исчезает с континента Европы вместе с уничтожением феодальных порядков обладания землей. Удержание его в Англии является одним из многих примеров влияния этих порядков на современный строй землевладения. Теперь и там дни М. сочтены. Ср. Мэн, "Древнее право" (гл. 7), "Древнейшая история учреждений" (гл. 7); "Древний закон и обычай" (гл. 5); Po l lock and Maltland, "The History of English Law" (II, 260-265, 290-292, Кембридж, 1895); Schulze, "Das Recht des Erstgeburt" (1851); Starke, "Die Primitive Familie" (174-176, Лпц., 1888); Ковалевский, "Современный обычай и древний закон" (I, 324, М., 1886).
В. Н.