(араб.), жанр плутовской новеллы в классических литературах Востока и еврейской литературе. Макамы писались рифмованной прозой, излагались от первого лица; изобилуют игрой слов, цитатами и изречениями.
(араб.), собственно означает "заседание" или "беседа", в частности — "остроумная беседа". В арабской литературе так называется род новелл, в которых рассказчик, говоря в первом лице, передает приключения вымышленных лиц. По форме М. представляют рифмованную прозу (как у наших раешников), перемешанную с настоящими стихами. Изобретателем подобных новелл считается поэт Хамаданий (ум. 1007); он оставил 400 М., действующим лицом которых обыкновенно является Абул-Фетх Искендери, а рассказчиком его приключений — Иса ибн-Хишам, всюду следующий за Абуль-Фетхом. Хамадания превзошел Харирий (ум. 1121), составивший 50 М. неизменный герой которых — Абу-Зейд, веселый старик-подмастерье, имеет ряд похождений и, наконец, поступает в м-рь. 9-я М. переведена у Холмогорова ("История литер." Корша-Кирпичникова II, 357-3 6 0), а по-немецки Харирию подражал Рюккерт. После Харирия М. стала любимым родом восточных произведений. Испанский средневековый еврей Иегуда Харизи переделал М. Харирия на еврейский язык ("Мехаберот Итнель" и "Техкамони"), а его современник, еврей Иммануил Руми, составил "Meхаберот" (= М.), выдающееся произведение еврейской литературы. Из числа новейших авторов М. известен ученый сириец Насыф Языджи, подражавший (как они все) Харирию; он издал в Бейруте (1856) пятьдесят М.
А. Крымский.
(араб. ≈ сходка, место сбора племени, речь на сходке), жанр плутовской новеллы; зародился в арабской литературе 9≈10 веков и получил затем распространение в персидско-таджикской и еврейской литературах. Обычно центральный персонаж М. ≈ бродячий литератор-неудачник, зарабатывающий на жизнь поэтическим мастерством и эрудицией. На плутовской изворотливости героя М. строится занимательность их фабулы, на его образованности и поэтическом мастерстве ≈ «ученое» содержание. М. писались рифмованной прозой (садж) в соответствии с тщательно разработанным каноном, изобиловали игрой слов, замысловатыми стилистическими фигурами, обильно насыщались цитатами и изречениями, что часто делало их доступными лишь узкому кругу знатоков изящной словесности. Среди наиболее известных мастеров арабского М. ≈ основоположник жанра Бади аз-Заман (969≈1007) и аль-Харири (1054≈1122), в иранской литературе ≈ Хамидаддин Балхи (умер 1164), в еврейской ≈ Иегуда Алхаризи (1165≈1225). М. иногда считают непосредственной предшественницей европейского плутовского романа.
В арабской литературе конца 19 ≈ начала 20 веков предпринималась попытка обновить жанр М., например «Рассказ Исы ибн Хишама» (1907) Мухаммеда Мувайлихи.
Лит.: Крымский А. Е., Арабская поэзия в очерках и образцах, М., 1906; Крачковский И. Ю., Избранные сочинения, т. 3, М., 1956; Фильштинский И. М., Арабская классическая литература, М., 1965.
И. М. Фильштинский.