(Деян 16:9) — замечательная в древности область на с. от Греции, с Фракиею и Эгейским морем на в. Адриатическим морем и Иллириею на з. Дарданиею и Пеопиею на с. Границы области, как и естественно, менялись в различные времена. Ранняя история Македонии покрыта мраком неизвестности и легенд. Первым царем Македонии, как утверждают, был Пердикка (814 г. до Р. Х.); ею управлял также Филипп и Александр Великий. Последний царь Македонии был разбит Римлянами при Пидне (168 г. до Р. Х.). Сим последним событием закончилась монархия в Македонии, и страна в качестве провинции подпала под власть Римлян, разделивших ее на четыре части, Македония особенно замечательна как первая европейская страна, в которой ап. Павел проповедовал Евангелие. Некоторые из городов ее упоминаются в Н. Завете, как-то: Амфиполь, Аполлония, Берея, Неаполь, Филиппы и Солунь. Непосредственным поводом к посещению Македонии ап. Павлом с еванг. проповедью послужило ночное видение: предстал ему некий муж Македонянин с просьбою: «приди в Македонию и помоги нам!» an. Павел находился тогда в Троаде. Повинуясь Божественному призванию, он тотчас же отправился в Македонию, где его евангельские труды и проповедь увенчались полным успехом (Деян 16:9-12). Сподвижниками его в этом святом деле были Сила и Тимофей (18:5) и Ераст (19:22). После этого первого путешествия ап. Павел нередко посещал Македонию (19:21, 20:1-6). Цветущие церкви и ревностные проповедники еванг. истины быстро развились в Македонии, как то мы можем видеть из неоднократных указаний в кн. Деяний и Посланий ап. Павла. Три из его посланий были написаны к церквам, находившимся в Македонии, именно два к Фессалоникийцам и одно к Филипийцам. Первое послание к Фессалоникийцам считается первым посланием, написанным св. апостолов по Бож. вдохновению. Церкви Македонские апостол представляет в образец Коринфянам (2 Кор 8:1, 11:9).
(греч. Makedonia)
государство, существовавшее в V - II вв. до н.э. в северо-вост. части Балканского п-ва. Природные условия благоприятствовали развитию земледелия и скотоводства; М. была богата лесом и полезными ископаемыми (золото, серебро, железо). Вопрос об этногенезе македонцев окончательно не решен; наиболее распространена точка зрения, что македонская народность сложилась в результате смешения греческих (фессалийских) племен с иллиро-фракийскими. В V в. до н.э. шел процесс постепенного политического объединения М. Во время Греко-персидских войн М. перешла под влияние персов. При Филиппе II, который реформировал управление, финансы и военное дело, М. превратилась в одно из сильнейших государств, что дало ей возможность вести интенсивную экспансионистскую политику. Завоевание Иллирии, Фракии и Фессалии позволило Филлиппу захватить Элладу: в 338 г. до н.э. он победил коалицию греческих полисов в битве при Херонее, после чего установил гегемонию на Балканах. Эта власть была формально закреплена на панэллинском съезде представителей греческих полисов в Коринфе (337 г. до н.э.). Дальнейшие планы Филиппа (завоевание Востока) были прерваны его убийством, однако их продолжил Александр. В период эллинизма М. пережила ряд кризисов; завоевание Римом Иллирии привело к его столкновению с М. В результате трех Македон. войн (215-205; 200-197; 171-168 гг. до н.э.) М. потерпела поражение и была разделена на четыре округа, а в 148 г. до н.э., после подавления на ее территории восстания Андриска, она стала вместе с Фессалией и Иллирией римской провинцией. (Список царей М. см. в Приложении.)
Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 195; Шофман А.С. История античной Македонии: В 2 ч. Казань, 1960-1963.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
Макед’ония (Деян.16:9,10,12; Деян.18:5 ; Деян.19:21,22; Деян.20:1,3; Рим.15:26 ; 2Кор.8:1 ; 2Кор.9:2,4; 2Кор.11:9 ; Фил.4:15 ; 1Фес.4:10) — обширная гористая страна на север от Греции, населенная преимущественно греками, в которой впервые в Европе была провозглашена Евангельская проповедь. Следующие ее города упомянуты в Священном Писании: Амфиполь, Аполлония, Верия, Неаполь, Самофракия, Фессалоники и Филиппы. Македония окончательно сформировалась как самостоятельное царство при Филиппе (359-336 ·гг. ·до-РХ), а его сын Александр Великий (336-323 ·гг. ·до-РХ), метеором пролетевший над народами, завоевал и покорил себе царства от Египта до Индии и весьма способствовал распространению греческой культуры. Об этих выдающихся событиях имеются пророчества в книге пророка Даниила (Дан.2:39 ; Дан.7:6 ; Дан.8:5,8), хотя там прямо не названа Македония. В 168 ·г. ·до-РХ она была сама завоевана римлянами и вскоре стала одной из римских провинций. (см. Афины, Ахаия, Греция)
♦ римская провинция, север Ахайи (Греция)
А. Павел в главных городах Македонии
♦ Македония:
Деян 16:9
♦ Филиппы:
Деян 16:12-40
♦ Фессалоники:
Деян 17:1-9
♦ Верия,
Деян 17:10-15
♦ см. также Павел
Б. Христиане в Македонии
♦ подвергались преследованиям:
Деян 17:5–8,13
♦ являлись преданными верующими:
1Фес 1:6; 1Фес 1:7-10
♦ были бедны:
2Кор 8:1,5; 2Кор 8:1,2
♦ совершали щедрые пожертвования в пользу бедных:
Рим 15:25,26; 2Кор 8:2-4
♦ оказали финансовую помощь Павлу:
2Кор 11:7–9; Флп 4:14-18