22 ноября 2024
450 тысяч слов
+22 за сегодня

Значения слова материя

все
Словарь Ушакова
Этимологический Словарь Русского Языка
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
Энциклопедия моды и одежды
Словарь антонимов русского языка
Астрономический словарь
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Историко-этимологический словарь латинских заимствований
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Вестминстерский словарь теологических терминов
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Большая Советская Энциклопедия

Словарь Ушакова

материя

материя, материи, жен. (лат. materia).

1. только ед. Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им (филос.). «...Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение...» Ленин.

| То, из чего состоят физические тела, вещество (научн.). Строение материи. Закон постоянства материи.

2. Ткань. Шерстяная материя. Бумажная материя. «Обещал мне материи на платье подарить.» А.Островский.

3. только ед. Гной, гнойное выделение (мед.). Из ушей течет материя.

4. Тема, предмет речи, разговор (книж. устар., теперь разг.). Это - неинтересная, скучная материя. «Любил потрактовать и о высоких материях.» Достоевский.

Этимологический Словарь Русского Языка

материя

Польское – materia.

Немецкое – Materie.

Латинское – materia (строительный лес, материал, ткань), mater (мать).

Слово «материя» пришло в русский язык в конце XVII в. из латинского через польский или немецкий.

Производное: материальчик.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

материя

вещество, субстрат; содержание; понятие, первоначально обозначающее отличительный признак не только очевидной пространственной телесности, но и самой жизни, души и духа, и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие «мертвого, косного вещества», на этом этапе уже противопоставляемого понятиям жизни, души и духа. В философских воззрениях это оформилось в материализм, является также атрибутом современного естествознания, а в полевых физических теориях — особой точкой поля.

Энциклопедия моды и одежды

материя

   (разг.) - ткань, текстильный материал, полотно.

   (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Словарь антонимов русского языка

материя

дух

Астрономический словарь

материя

объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Различают два основных вида М.: вещество и поле. Способом существования М. является движение, в многообразии которого проявляется ее сохранение и изменение. Формы существования материи — пространство и время. Неразрывная связь пространственно-временных характеристик событий с материальными объектами проявляется в законах относительности теории, а диалектическое единство дискретных и непрерывных свойств М. - в законах квантовой механики.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

материя

 Материя

 ♦ Matière

   Не следует смешивать научное понятие материи, относящееся к физике и развивающееся вместе с ней, с философским понятием (категорией) материи, которое также может эволюционировать в зависимости от появления тех или иных учений, но основное содержание которого, в частности в понимании материалистов, остается более или менее неизменным. Для большинства философов материя – это все, что существует (или представляется существующим) помимо духа и независимо от мышления; это не духовная и не идеальная часть реальной действительности. Слишком много отрицаний в определении, скажете вы? Бесспорно, однако определение это не пустое. Дело в том, что в отношении духа и мышления мы располагаем внутренним опытом, который при всей своей кажущейся иллюзорности позволяет нам методом от противного наполнить содержанием понятие материи. Если допустить – согласно этому опыту и заодно не оспаривая Бергсона и большинство спиритуалистов, – что дух и мышление неразделимы, что их характеристиками служат сознание, память, предвосхищение будущего и воля (лично я охотно добавил бы к этому списку ум и эмоциональность), тогда напрашивается вывод, что материя не может обладать ни сознанием, ни памятью, ни способностью строить планы и желать, ни умом, ни эмоциями. Это говорит нам не о том, что такое материя (об этом нам должна сказать физика), а о том, какое значение мы придаем обозначающему ее слову и каким философским смыслом его наполняем. Что такое материя? Все, что существует, как уже было сказано, или представляется существующим помимо духа и независимо от мышления; т. е. все то, что не наделено сознанием, не мыслит (и не нуждается в мышлении, чтобы существовать); все то, что лишено памяти, ума, воли и эмоций; следовательно, все то, что не является таким же, как мы, или, по меньшей мере, таким же, какими мы внутренне себя ощущаем. Это, конечно, чисто номинальное определение (реальное определение принадлежит компетенции точных наук), однако оно единственно необходимое и достаточное с философской точки зрения. Волны или частицы? Масса или энергия? Для нас это все не важно: и волны, и частицы, и масса, и энергия, если только мы не придаем им духовной сущности (не утверждаем, что они наделены сознанием, мышлением, эмоциональностью и т. д.), в философском смысле суть не более чем формы материи. Мимоходом отметим, что то же самое относится к тому, что физики довольно неуклюже (это их собственное признание) окрестили антиматерией: достаточно признать, что она не является духовной сущностью, как она становится такой же материальной, как все остальное.

   Следовательно, ошибочно давать философское определение материи посредством физических характеристик (материя это то, что сохраняется; то, что можно потрогать; то, что имеет прочность, форму, массу и т. д.) и упрекать материалистов в том, что недавние успехи физики оставили их далеко позади. Это, разумеется, не так, и не зря сегодня так велико, а может быть, велико как никогда, число физиков, придерживающихся течения мысли, которое Бернар д’Эспанья (***) и другие философы объявили устаревшим. Истина заключается в том, что философская идея материи основывается не столько на том, чем она является (это в значительно большей степени проблема естественных наук, чем философии), сколько на том, чем она не является (духом, мышлением). Это, если угодно, проблема определения, а не сущности, состава или структуры: воздушный поток не менее материален, чем скала; волна – не менее, чем частица; энергия – не менее, чем масса. И мысль, рождающаяся в человеческом мозгу, не менее материальна, чем сам этот мозг. Но здесь мы замолкаем. Итак, материя это все, что существует независимо от духа или мышления, включая (для материалиста) дух и мышление. Нет ли здесь противоречия? Нет, потому что мы знаем, что мышление может существовать, не осмысливая себя, а в каждом из нас даже и помимо нашей воли (попробуйте-ка перестать думать). Из этого следует, что дух это не субстанция, но действие; что всякое мышление предполагает наличие тела (например, мозга), в котором оно осуществляется; наконец, что и само тело зависит от материи, из которой оно состоит и которая сама мыслить не может.

   ***

   Бернар д’Эспанья (род. в 1921 г.) – французский ученый-физик, специалист по квантовой физике.

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

материя

   1) Филос. объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания;

   2) вещество, из которого состоят физические тела природы;

   3) разг. ткань, материал;

   4) перен. предмет обсуждения, внимания.

    лат. materia «1) вещество, материал; первичное начало; 2) строительный материал; 3) предмет, тема, 4) склонность, способность, дарование, талант; 5) мед. гной».

   Слово материя впервые проникло в русский язык в XV в. – в средневековой философии оно обозначало «вещество, первичное начало всего сущего» (ДРС, IX, 42). В XVI в. так стали называть «вещество, материал» (ДРС, IХ, 42). Оба эти значения были заимствованы из польск. materia или нем. Materie (Фасм., II, 581). Фиксируются в Лекс. Полик. (176). В конце ХVII в. из нем. Materie или фр. matière было воспринято значение «гной раны» (Бирж., 378). Приводится в Сл.Яновск. (II, 688-669). В тот же период из польского языка вошло значение «ткань» (ДPC, IX, 42). Отмечается в Л.в.н. (374).

   В начале ХVIII в. из польск. или нем. языков проникло значение «сущность сочинения, статья, речи; содержание, предмет, основа» (Бирж., 378). Значение приводится в Сл.Кург. (400); Сл. Яновск. (II, 688-689). В современном русском языке такое употребление приобрело иронический оттенок и рассматривается как устаревшее.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

материя

   , -и, ж.

   1. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания.

   2. Вещество, из которого состоят физические тела природы.

   * Закон сохранения материи. *

   3. Ткань, материал.

   * Отрез материи. *

   4. разг. Предмет речи, разговора.

   * Рассуждать о высоких материях. *

Вестминстерский словарь теологических терминов

материя

 ♦ (ENG matter)

   то, что является воспринимаемым и физическим. В истории философии и в теологических дискуссиях противопоставляется форме.

Тезаурус русской деловой лексики

материя

1. Syn: вещество, субстанция

2. Syn: материал, ткань

Энциклопедический словарь

материя

(лат. materia), вещество; субстрат, субстанция; содержание. В латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греч. hyle. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как неоформленное небытие (meon), чистая потенция (см. Форма и материя). Сформулированное Декартом понятие материи как телесной субстанции (в противоположность "мыслящей" субстанции), обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма 17-18 вв. Материя - центральная категория диалектического материализма.

Словарь Ожегова

материя

МАТЕРИЯ, и, ж.

1. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Формы существования материи. Живая м. Неживая м.

2. Основа (субстрат), из к-рой состоят физические тела. Строение материи.

3. То же, что материал (в 4 знач.) (разг.). Шёлковая м.

4. перен. Предмет речи, разговора (устар. и ирон.). Говорить о высоких материях.

Словарь Ефремовой

материя
  1. ж.
    1. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания.
    2. Вещество, из которого состоят все тела природы.
    3. перен. разг. Содержание, предмет речи.
  2. ж. То же, что: материал.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

материя

(хим.) — см. Вещество.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

материя

ж. вещество; все весомое, все занимающее пространство или все земное (камень, дерево, воздух и пр.); общее отвлеченное понятие вещественности, телесности, всего, что подлежит чувствам: противоположность духовному (умственному и нравственному).

Сущность сочинения, статьи или речи; содержание, предмет и основа. Рассуждают о материях важных.

Ткань, аршинный товар, и собственно шелковая ткань. Купила материи на платье.

Гной от раны, нарыва, язвы. Матерь в народе материя; в значении шелковой ткани; материйка, матерьица. Матеревый, матерчатый; матерьяный, кур. из шелковой ткани сделанный. Материстый, о шелковой ткани, прочный, крепкий. Материал м. запасы и припасы, что заготовлено для стройки, работ, для обработки письменной, для наполнения изданья и пр. Матеряльный, относящийся к материи или к материалу: в первом значении вешественный, вещный, вещеватый, чувственный, земной, весомый, занимающий пространство; противопол. духовный (умственный и нравственный). Материяльны ли теплота, свет, электричество?

Во втором значении составляющий, образующий собою запасы, вещественые предметы. Человек материальный, природный, чувственный, животный. -ность ж. свойство, состояние по прилаг. вещественность, телесность, вещеватость. Материялизм м. противопол. спиритуализм: отрицание всякой духовной силы, сущности духа в природе; безверие, вещесловие, вещесловность. Материялист м. вещественник, вещеслов, чувственный, животный человек, кто верит в одни вещественые силы, принимающий не дух, а вещество и плоть за причину и сущность всех явлений.

Москатильщик, торгующий аптечными, сырыми снадобьями, лучше материяльщик м. это слово, как и материяльный, в виде сущ., означает также смотрителя запасов или складов.

Большая Советская Энциклопедия

материя

(лат. materia ≈ вещество), «...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131). М. ≈ это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. М. включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся М. в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями. Марксистско-ленинское понимание М. органически связано с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии ; оно исходит из принципа материального единства мира, первичности М. по отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения М. (см. Материализм ).

В домарксистской философии и естествознании М. как философская категория часто отождествлялась с определенными конкретными её видами, например с веществом, атомами химических соединений, либо с таким свойством М., как масса , которая рассматривалась как мера количества М. В действительности же вещество охватывает не всю М., а только те объекты и системы, которые обладают ненулевой массой покоя. В мире существуют и такие виды М., которые не обладают массой покоя: электромагнитное поле и его кванты ≈ фотоны, гравитационное поле (поле тяготения ), нейтрино .

Сведение М. как объективной реальности к некоторым частным её состояниям и свойствам вызывало кризисные ситуации в истории науки. Так было в конце 19 ≈ начале 20 веков, когда обнаружилась неправомерность отождествления М. с неделимыми атомами, веществом и в связи с этим некоторыми идеалистически настроенными физиками был сделан вывод, что «материя исчезла», «материализм отныне опровергнут» и так далее. Эти выводы были ошибочными, но преодоление методологического кризиса физики потребовало дальнейшей разработки диалектико-материалистического понимания М. и её основных свойств.

В литературе часто встречается термин «антиматерия», которым обозначают различные античастицы ≈ антипротоны, антинейтроны, позитроны и другие, составленные из них микро- и макросистемы. Этот термин не точен, в действительности все указанные объекты ≈ особые виды М., античастицы вещества, или антивещество . В мире может существовать и множество других, неизвестных ещё нам видов М. с необычными специфическими свойствами, но все они ≈ элементы объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания.

В рамках домарксистского материализма М. часто определялась как субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире, и этот взгляд противостоял религиозно-идеалистическому пониманию мира, принимавшему в качестве субстанции божественную волю, абсолютный дух, человеческое сознание, которое отрывалось от мозга, подвергалось абсолютизации и обожествлению. Вместе с тем материальная субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к первичным и бесструктурным элементам, которые отождествлялись с неделимыми атомами. Считалось, что в то время как различные предметы и материальные образования могут возникать и исчезать, субстанция несотворима и неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности; меняются лишь конкретные формы её бытия, количественного сочетания и взаимное расположение элементов и т. д.

В современной науке понятие субстанции претерпело радикальные изменения. Диалектический материализм признаёт субстанциальность М., но только во вполне определённом смысле: в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел. Именно М., а не сознание или воображаемый божеств, дух является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений. Никакое свойство и форма движения не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определённым материальным образованиям, которые являются их субстратом. Понятие субстанции в этом смысле оказывается эквивалентно также понятию материального субстрата различных процессов и явлений в мире. Признание субстанциальности и абсолютности М. эквивалентно также принципу материального единства мира, который подтверждается всем историческим развитием науки и практики. Однако при этом важно учитывать, что сама М. существует лишь в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В структуре каждой из этих конкретных форм М. не существует какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции, которая лежала бы в основе всех свойств М. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей, способен к внутренним изменениям, превращениям в качественно иные формы М. «└Сущность■ вещей или └субстанция■, ≈ писал В. И. Ленин, ≈ тоже относительны; они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня ≈ дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна ...» (там же, с. 277). Вместе с тем для прогресса научного знания и опровержения различных идеалистических концепций всегда важно выявление того материального субстрата, который лежит в основе исследуемых в данный период явлений, свойств и форм движения объективного мира. Так, исторически представляло огромное значение выявление субстрата тепловых, электрических, магнитных, оптических процессов, различных химических реакций и др. Это привело к развитию теории атомного строения вещества, теории электромагнитного поля, квантовой механики. Перед современной наукой стоит задача раскрытия структуры элементарных частиц, углублённого изучения материальных основ наследственности, природы сознания и др. Решение этих задач продвинет человеческое познание на новые, более глубокие структурные уровни М. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» (там же, т. 29, с. 227).

Материальные объекты всегда обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией. Упорядоченность проявляется в закономерном движении и взаимодействии всех элементов материи, благодаря которому они объединяются в системы. Система ≈ это внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Связь между элементами в системе является более прочной, существенной и внутренне необходимой, чем связь каждого из элементов с окружающей средой, с элементами других систем. Человеческое познание структурной организации М. относительно и изменчиво, зависит от постоянно расширяющихся возможностей эксперимента, наблюдений и научных теорий. Но оно конкретизирует и дополняет философское понимание М. как объективной реальности. Современной науке известны следующие типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни М.: элементарные частицы и поля (электромагнитное, гравитационное и другие); атомы, молекулы, макроскопические тела различных размеров, геологические системы, Земля и другие планеты, звёзды, внутригалактические системы (диффузные туманности, звёздные скопления и другие), Галактика , системы галактик, Метагалактика , границы и структура которой пока ещё не установлены. Современные границы познания структуры М. простираются от 10-14см до 1028см (примерно 13 млрд. световых лет); но и внутри этого диапазона может существовать множество ещё неизвестных видов материи. В 60-х годах были открыты такие объекты, как квазары , пульсары и другие.

Живая М. и социально-организованная М. известны пока лишь на Земле. Их возникновение ≈ результат естественного и закономерного саморазвития М., столь же неотделимого от её существования, как движение, структурность и другие свойства. Живая М. ≈ вся совокупность организмов, способных к самовоспроизводству с передачей и накоплением в процессе эволюции генетической информации . Социально-организованная М. ≈ высшая форма развития жизни, совокупность мыслящих и сознательно преобразующих действительность индивидуумов и сообществ различных уровней. Все эти виды М. также обладают системной организацией. В структуру социальных систем входят также и различные технические материальные системы, созданные людьми для реализации поставленных целей.

На каждом этапе познания было бы неправильно отождествлять философское понимание М. как объективной реальности с конкретными естественнонаучными представлениями о её структуре и формах. Тогда все другие ещё неизвестные, но реально существующие объекты и системы исключались бы из структуры М., что неверно, противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет множество конкретных форм проявления, последовательно раскрываемых наукой и практикой. Оно проявляется во всеобщей связи и взаимной обусловленности предметов и явлений в мире, в возможности взаимных превращений одних форм движущейся М. в другие, в связи и взаимных превращениях видов движения и энергии, в историческом развитии природы и возникновении более сложных форм М. и движения на основе относительно менее сложных форм. Материальное единство мира проявляется также во взаимной связи всех структурных уровней М., во взаимозависимости явлений микро- и мегамира (см. Космос ). Оно находит своё выражение также в наличии у М. комплекса универсальных свойств и диалектических законов структурной организации, изменения и развития. К числу универсальных свойств М. относятся её несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость её структуры. М. всегда присущи движение и изменение, закономерное саморазвитие, проявляющиеся в различных формах, превращение одних состояний в другие.

Всеобщими формами бытия М. являются пространство и время , которые не существуют вне М., как не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно - временными свойствами. Универсальное свойство М. ≈ детерминированность всех явлений, их зависимость от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий (см. Причинность ). Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел (или их состояний) и отражению друг друга. Отражение, проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит с прогрессом живой природы и общества к появлению высшей его формы ≈ абстрактного и постоянно совершенствующегося мышления , через посредство которого М. как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему собственному целенаправленному изменению. Универсальные свойства М. проявляются также во всеобщих законах её существования и развития: законе единства и борьбы противоположностей, взаимных переходов количественных и качественных изменений, законе причинности и других важнейших сторонах материального бытия, раскрываемых диалектическим материализмом и всей современной наукой.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. первый, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; Архипцев Ф. Т., Материя как философская категория, М., 1961; Диалектика в науках о неживой природе, М., 1964, раздел 2; Философские проблемы физики элементарных частиц, М., 1963; Мелюхин С. Т., Материя в её единстве, бесконечности и развитии, М., 1966; его же, Материальное единство мира в свете современной науки, М., 1967; Структура и формы материи, М., 1967; Кедров Б. М., Ленин и революция в естествознании XX века, М., 1969; Исследования по общей теории систем, М., 1969; Ленин и современное естествознание, М., 1969; Готт В. С., Философские вопросы современной физики, М., 1972.

С. Т. Мелюхин.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово материя может быть

Предложения со словом материя

  • Вообще человек лишился бы языка как определённой структуры (язык был бы у него бесструктурный, как у животных, у которых каждый сигнал обозначает лишь строго определённое действие или событие, обусловленное только наличной ситуацией), следовательно, лишился бы человеческого мышления и сознания и тем самым исчез бы сам, на его место встала бы материя, может быть даже «сознательная», но не выше уровня животных.
  • То же происходит и с людьми, и предметами, которые, выпадая из «будет» в «было», из Будущего в Прошедшее, являют мгновенно нашим чувствам как бы пересечение своей целости по мере их продвижения во Времени и Пространстве (как материя) от одной Вечности к другой.
  • В том, что вы вкратце сказали, вы привели много сильных оснований, для того чтобы прийти к умозаключению, что материя едина, едина возможность, благодаря которой все, что существует, существует актуально, и с не меньшим основанием это относится к бестелесным субстанциям, чем к телесным, ибо последние имеют бытие благодаря возможности бытия совершенно таким же образом, как и первые благодаря возможности бытия имеют бытие.
  • С точки зрения онтологии – что фундаментальные категории, которые привыкло применять сознание, стоит заговорить о сущностной структуре Универсума, – время, пространство, материя – не исчерпываются описанием, предлагаемым «науками о природе».

Цитаты со словом материя

  • Любовь, которую удовлетворяет любовница, имеет пределы, материя конечна, ее владения и силы ограничены, она неизбежно пресыщается. Владения же сердца бесконечны.
    Оноре де Бальзак, "Лилия долины"
  • Никакого Бога нет, а есть материя и ещё элементарные принципы порядочности.
    Борис Акунин, "Турецкий гамбит"
  • В человеке дремлет самая могучая из мировых сил — материя чистого разума. Подобно тому как стрела, натянутая тетивой, направленная верной рукой, поражает цель, — так и материя дремлющего разума может быть напряжена тетивой воли, направлена рукой знаний. Сила устремленного знания безгранична.
    Алексей Николаевич Толстой, "Аэлита"
  • Материя — величайшая иллюзия. Другими словами, материя проявляет себя в той или иной форме, а форма — это лишь видимость.
    Джек Лондон, "Смирительная рубашка"
  • Есть много близких меж собой явлений, Двуликих свойств (о, где их только нет!). Жизнь - двойственность таких соединений Как вещь и тень, материя и свет.
    Эдгар Аллан По