(в 1857-1922 Петровск-Порт), город (с 1857), столица Дагестана, порт на Каспийском м. Железнодорожная станция. 328,2 тыс. жителей (1993). Машиностроение и металлообработка, химическая, текстильная, пищевая промышленность. 5 вузов (в т. ч. Дагестанский университет). 5 театров. 2 музея. Основан в 1844 как укрепление Петровское. Назван по имени М. А. Дахадаева (Махача).
(до 1922 ≈ Петровск-Порт; переименован в честь дагестанского революционера Махача Дахадаева ), столица (с 1923) Дагестанской АССР, порт на западном берегу Каспийского моря. Расположена в предгорьях Большого Кавказа. 206 тысяч жителей в 1973 (10 тысяч жителей в 1897, 34 тысячи в 1926, 87 тысяч в 1939, 119 тысяч в 1959, 186 тысяч в 1970). В М. 2 городских района.
Основана в 1844 на холме Анджи-Арка как военное укрепление Петровское; в 1857 переименовано в город Петровск-Порт. В 1861≈70 велось строительство искусственной гавани и порта. В 1896 город соединён железной дорогой с Владикавказом, Ростовом-на-Дону и Баку, что способствовало значительному увеличению грузооборота порта. В конце 19 ≈ начале 20 веков возникли крупные предприятия: нефтеперегонный и бондарный заводы, бумагопрядильная и табачная фабрики, железнодорожные мастерские. Первые организации РСДРП появились в 1904. Рабочие Петровск-Порта и станции Петровск-Кавказский активно участвовали в Революции 1905≈07. Советская власть установлена 1 (14) декабря 1917. С лета 1918 до начала 1920 город находился в руках германско-турецких, а затем английских интервентов, белогвардейских отрядов Л. Бичерахова и деникинцев. 30 марта 1920 части 11-й Красной Армии совместно с партизанскими отрядами горцев освободили город и восстановили в нём Советскую власть.
За годы социалистических преобразований М. превратилась в промышленный центр Дагестана. В 1933≈37 в районе М. построена нефтегавань; в 1950≈55 все портовые сооружения были реконструированы. Имеются предприятия машиностроительной и металлообрабатывающей (производство электросварочного оборудования, оборудования для пищевой промышленности и др.), нефтедобывающей (в районе М.), химической, текстильной, пищевой (рыбная, консервная, винодельческая) промышленности; производство стройматериалов.
М. ≈ морской порт, осуществляющий транспортные связи Северного Кавказа, Закавказья, юга Украины с западными районами Казахской ССР; здесь производится перевалка грузов, в основном нефтепродуктов, поступающих из Баку, Красноводска, Астрахани, Аладжи.
Железнодорожная станция на линии Ростов-на-Дону ≈ Баку, аэропорт. Действуют нефтепроводы М. ≈ Грозный, Избербаш ≈ М. и газопровод М. ≈ Дербент.
Город имеет прямоугольную сетку улиц. Первые генеральные планы застройки города разработаны в 1931 и 1938; в 1961 утвержден очередной проект планировки, в 1973 составлен новый генеральный план. Сооружены гостиница «Дагестан» (1938, архитектор Г. Гримм), Дом правительства (1967, архитектор А. М. Алхазов), драматический театр, воздвигнуты памятники Сулейману Стальскому (1949, скульптор Х. Н. Аскар-Сарыджа, архитектор А. М. Алхазов), поэту Гамзату Цадаса (1957, скульптор Х. Н. Аскар-Сарыджа, архитектор А. М. Алхазов), В. И. Ленину (1960, скульптор З. И. Азгур, архитектор Г. А. Захаров), Махачу Дахадаеву (1971, скульптор Х. Н. Аскар-Сарыджа, архитектор Г. Ганиев).
В М. ≈ Дагестанский филиал АН СССР, университет, политехнический, сельскохозяйственный, медицинский и педагогический институты; 10 средних специальных учебных заведений (техникумы: механический, политехнический, строительный, рыбопромышленный, автомобильно-дорожный, сельскохозяйственный; училища: медицинское, художественное, музыкальное, культурно-просветительное). Театры (1972): Аварский и Кумыкский музыкально-драматический, Русский драматический, Театр кукол, филармония. Республиканский краеведческий музей и музей изобразительных искусств.
Лит.: Кажлаев А. Н., Возникновение и экономическое развитие Махачкалы, Махачкала, 1967; Атаев Д. М., Гаджиев К. К., Путеводитель по Дагестану, 2 изд., Махачкала, 1969.