машина, машины, жен. (от лат. machina).
1. Механизм, совершающий какую-нибудь работу. Паровая машина. Швейная машина. Вязальная машина.
| перен. Что-нибудь, действующее подобно механизму.
2. Железнодорожный поезд (прост. устар.). Ехать на машине.
3. Автомобиль (разг.). Велите подать машину к трем часам.
4. Велосипед, мотоциклет (спорт.).
ж. Механизм, приспособление, устройство, совершающее полезную работу путем преобразования одного вида энергии в другой. Часто с опред., указывающим на силу, приводящую механизм в движение, на его назначение или внешний вид. — Машина. Целое устройство или только орудие, служащее к удобнейшему произведению к.-н. работ или других действий с уменьшением силы времени. ГСС, 1843,2 : 245; // Боронная машина. То же, что БОРОНа. — Для промывки были устроены уже и тогда отжившие боронные машины, по чрезвычайно разрушистому свойству песков, совершенно непригодные. ГЖ, 1868, № 4: 26; Боронная машина на Константино-Елагинском пр. К° Бенардаки и Лопатина. Ф. 475, о. 1, д. 7, л. 27 (1856 г.); // Бочешная машина. То же, что БоЧКА.— В следующем 1860 г. на приисках Зотовых снова начали мыть на бочешных машинах. ГЖ, 1866, № 12: 544. ; // Бутарная (бутаренная) машина. То же, что БУТаРА. — В зимнее время песок промывался здесь на 2 бутарных машинах (так называются здесь эти машины) или бочках, а летом на грохотах. ГЖ, 1846, № 8: 205; С бутаренных машин 11 лошад. промыто 4340. Ф. 1267, о. 4, д. 222, л. Зоб. (1828 г.); // Винтовальная машина. — Винтовальная машина Алексан-дро-Николаевского прииска коммерции советника Кандинского. ГЖ, 1846, № 5: 324; // Вододействуемая (вододействующая) машина. — В 1780 году по положению Горного Совета велено: при Вознесенском шахте внутрь горы построить для выливания вододействуемую машину и на действие оной воду привесть от означенной речки Змеевки чрез Луговой штольн. Ф. 1, о. 2, д. 181, л. 97; Вододействующая машина на Богородице-Рождественском прииске по речке, впадающей в правую вершину Тайдона. ГЖ, 1846, № 4: 160; // Водокачешная машина. — Выдано веревок супонной и возовой для водо-качешной машины 1/2 ар. Ф. 293, о. 1, д. 26, л. 12 (1881 г.); II Водоотливная машина. — Машина водоотливная насосная Прокопьевского прииска Бе-нардаки, Рязанова и К°. Ф. 475, о. 1, д. 7, л. 48 (1856 г.); // Восьмичашечная машина. ГЖ, 1846, № 4: 399; II Двухбочешная машина. — Машины, большею частью двух или однобочешные, устроены здесь с большою претензией на щегольство и вообще плотничная работа нигде не развита в такой степени в тайге, как на здешнем прииске. ГЖ, 1868, № 4: 18; // Машина для протирки песков. — При обработке песков из аллювия употребляется 3256 машин для протирки песков, 412 воротов и сложных блоков, 221 подъемная машина, 41 насос, 191 шлюз, 121 водяное колесо и 18 водопроводов. ГЖ, 1863, № 12:401; II Дробильная машина. — Для протолочки кварца употребляются толчеи и дробильные машины. ГЖ, 1858, № 3: 401; // Землекопа-тельная машина. — Дело от недостатка конных рабочих шло не так, как бы следовало; замена конной силы землекопательными машинами была бы желательна. ГЖ, 1876, № 1: 79 // Землечерпательная машина. — Землечерпательная машина или драга в 20 паровых лошадей добывает в 10 часов времени от 80 до 100 куб. саженей при среднем грунте. ГЖ, 1885, № 1:31; Система устройства землечерпательных машин указана уже опытом и в применении к золотому делу не потребует особого изменения, кроме того что к драге должны быть непосредственно примкнуты приборы для промывки песков, т. е. одна или 2 протирные бочки с плоскостями, смотря по количеству работы, исполняемых драгою. ГЖ, 1876, № 12: 326; // Золото-промывальная машина. Ф. 806, о. 1, д. 12, л. 3 (1862 г.); Золотопромываль-ную машину легко передвинуть, если разрезом ушли далеко от неё, а завод не передвинешь. Ск., 1862: 157; Действовало 1143 золотопромывальных машин, из коих 54 приводились в движение водою. Бгл., 1898: 39; // Конная машина. — Подрядные рабочие промывали пески на конной машине о 2-х чашах и шурфовали площадь. Ф. 806, о. 1, д. 14, л. 11 (1862 г.); II Коннодей-ствующая машина. — ГЖ, 1846, № 4: 159; // Мутыльная машина. То же, что МУТиЛЬНЯ. — Мутильная промывка производится на 10 грохотах летом, а зимою действуют 2 мутильные машины. ГЖ, 1846, № 8: 203; Первоначальное и самое простое устройство мутил ьной машины представляет собою деревянный ящик около 6 ф. в квадрате и 18 д. глубины. Глина забрасывается в этот ящик и туда же наливается значительное количество воды. Затем масса растирается лопатой, вилкой или граблями, пока не размоется вся глина, и тогда открывается затычка, находящаяся немного выше дна ящика и муть выпускается. ГЖ, 1885, №3:3;// Машина об одной чаше. ГЖ, 1846, № 4: 299; // Машина о 4 бочках; Машина о 4-х чашах. ГЖ, 1846, № 4: 297; // Однобочешная машина. — Протирка песков за все это время проводилась сначала на одной однобочешной машине в 2-х отдельных разносах. ГЖ, 1867, №11:41;// Машино-орудие. — Полнейшее незнакомство с ма-шино-орудиями и неуменье обращаться с ними — вот то, что рельефно выступает на всех промыслах. ГЖ, 1883, № 2: 265; // Огнем действующая машина. — Огнем действующие машины из великого множества весьма различных членов составляются. Шл., 1760: 150; // Осьмичашная машина. ГЖ, 1846, № 5: 307; // Одночашечная машина. — Одночашная машина в диаметре 7 арш. и в глубине 1/2 арш. Действие от канатного привода, на крестовине 4 лапы, а всего 32 лап. Михаил Евграфович показывал мне раскритикованную в прах Вами и Кулаковым одночашечную машину. Ф. 610, о. 1, д. 4, л. 20 об.(1849 г.) ; // Паровая машина. — Усилить механическую промывку, устраивая паровые машины и применяя их действие по указанию окружного механика. ГЖ, 1868, № 6: 510; Есть прииски на Северной и Южной системе Енисейского округа, где сделаны дорогие устройства: длинный и глубокия канавы, дорогия плотины, железныя дороги и паровыя машины. Ск., 1862: 161; // Машина пескоподъемная. Ф. 475, о. 1, д. 7, л. 38 (1856 г.); // Приуготовительная машина. — Польза от сей приуготовительной машины весьма очевидна: она в короткое время может большое количество золотоносных песков приготовить к промывке золота. Ф. 24, о. 2, д. 45, л. 17(1789 г.); // Промывальная машина. — Некоторая часть золота уносится с промывал ьных машин вместе с мутью, которая получается при промывке золотоносных песков. Ф. 57, о. 1, д. 58, л. 5 об. (1848 г.); // Промывочная машина. — Окончательный переворот в системе разработки приисков — всеобщее уничтожение промывочных машин. ГЖ, 1866, № 12: 540; // Подъемная машина. ГЖ, 1863, № 12: 401; // Рудотолчеиная машина*. Дан., 90; // Чашечная машина. То же, что ЧаША. — Чашечная машина Комарницкого в 3 раза больше воды против обычной чашечной машины потребляет. Ф. 475, о. 1, д. 7, л. 6 (1856 г.); // Машина Киянг. Машина Сибирячка. Машина Слон. Машина Чаша. — Выравнивалась канава на сплотки для машины Киянга. Плотничья работа производилась, окончены сплотки, мосты и все принадлежности к машине Сибирячке, промывались пески на машине Слоне со средней площади и на шлюзе речки Баябуковки старательский отвал прежний лет. Проводилась канава песками под машину Чашу и промывались пески на шлюзе из стен выработок прежних лет. 18 мая 1858 г. Ф. 806, о. 1, д. 5, л. 5 — 5 об.; // Штанговая машина. — Старающаяся Степаном Козопасовым по шведской методе штанговая машина в действие пущена и с помощью бога действует весьма исправно. Ф. 1267, о. 3, д. 600, л. 34 (1827 г.)
Немецкое – Mashine.
Французское – machine.
Латинское – machina (механизм).
Слово «машина» заимствовано из западноевропейских языков в начале XVIII в. В западноевропейские языки слово попало из латинского, а в него – из греческого. Машина – это «механизм, совершающий какую-то работу путем преобразования одного вида энергии в другой». Кроме того, машиной называют автомобиль.
Производные: машинный, машинка, машинист, машинизировать.
Машина
♦ Machine
«Если бы челноки ткали сами собой, – заметил однажды Аристотель, – ремесленникам не нужны были бы рабочие, а хозяевам – рабы» («Политика», I, 4). Это приблизительно и есть то, что мы называем машиной – способный двигаться предмет, лишенный души (автомат) и производящий какую-либо работу, иными словами, эффективно использующий получаемую им энергию. Таковы ткацкий станок, стиральная машина, компьютер. Именно в этом смысле Декарт называл машинами животных, а Ламетри – людей – не потому, что они, как не слишком разумно полагал Декарт, лишены ума и способности чувствовать, и тем более не потому, что они сделаны из винтиков и болтов (разве не может машина состоять из клеток, иметь органы и отличаться биологической организацией энергетического и информационного обмена?), а потому что они бездушны, иначе говоря, представляют собой исключительно материальную субстанцию. С этой точки зрения Человек-машина Ламетри есть выражение одного из самых радикальных положений материализма: мы все – лишь «животные и ползающие в вертикальном положении машины», как ни странно, живые (Ламетри был врачом), обладающие сознанием (благодаря мозгу, являющему собой одну из отдельных машин общей машины-организма) и в силу этого способные страдать и наслаждаться, познавать и желать, наконец, действовать и любить. «Мы мыслим, и вообще бываем порядочными людьми только тогда, когда веселы или бодры; все зависит от того, как заведена наша машина» («Человек-машина»).
1. Syn: механизм, устройство, станок, автомат
2. ‘транспортные средства’
Syn: автомобиль, автомашина, авто (разг.)
3. Syn: власть, система, режим, механизм
(франц. machine), устройство, выполняющее механические движения с целью преобразования энергии, материалов или информации. Различают машины: энергетические, преобразующие любой вид энергии в механическую и наоборот; рабочие, в т. ч. технологические, преобразующие форму, свойства, положение материала (обрабатываемого предмета), и транспортные, преобразующие положение материала (перемещаемого предмета); информационные (шифровальные машины, арифмометры, механические интеграторы и др.), ЭВМ, в которых механические движения служат для выполнения лишь вспомогательных операций. ЭВМ, строго говоря, не являются машинами; название сохранилось за ними в порядке преемственности от простых счетных машин.
МАШИНА, ы, ж.
1. Механическое устройство, совершающее полезную работу с преобразованием энергии, материалов или информации. Электрическая м. Вычислительная м. Транспортные м. Паровая м. Вязальная, швейная м. М. времени (в научной фантастике: устройство, способное переносить человека из одной эпохи в другую).
2. перен. Об организации, действующей подобно механизму, налаженно и чётко. Государственная м. Военная м.
3. То же, что автомобиль. Служебная, личная м. Гараж для машины.
4. У спортсменов: мотоцикл, велосипед.
| прил. машинный, ая, ое (к 1 знач.). М. перевод (перевод, осуществляемый электронной вычислительной машиной). Машинное время (в вычислительной технике: время, затрачиваемое электронной вычислительной машиной на определённую работу).
— Слово "М." всякому понятно, но точное определение понятия, обозначаемого этим словом, установлено только в течение настоящего столетия благодаря стараниям целого ряда ученых, трудившихся над классификацией понятий практической механики. Принятое в настоящее время определение понятия "М." принадлежит Францу Рёло, профессору Высшей политехнической школы в Берлине; определение это такое: М. есть соединение способных к сопротивлению тел, устроенное таким образом, чтобы действующие на них природные силы производили определенные движения. Смотря по тому, состоит ли главная цель М. в том, чтобы перемещать тела, или в том, чтобы их обрабатывать, М. разделяются на перемещающие и обрабатывающие. Локомотив, подъемный кран, пожарный насос и т. д. принадлежат к числу М. перемещающих; напротив того, токарный станок, самопрялка, молотилка и т. д. принадлежат к числу М. обрабатывающих. Рёло предложил следующую классификацию частей М.: 1) природный двигатель, 2) предмет работы, 3) главный механизм, 4) распределитель, 5) регулятор и 6) передача. Не в каждой, впрочем, М. встречаются все эти части. Природным двигателем служит вода в гидравлических М., турбинах и водостолбовых М., ветер — в ветряных мельницах, пар — в паровых М. и т. д. Предмет работы или перемещается М., или обрабатывается ею. Во время действия М. предмет работы находится в таких же условиях относительного движения, определяемого устройством М., как и другие ее части, постепенное же изменение вида обрабатываемого предмета не составляет его отличительной черты от прочих частей М., так как и эти последние стираются, снашиваются, и следовательно, разница в изменении формы обрабатываемого предмета и машинной части только количественная; в качественном же отношении как обрабатываемый предмет, так и всякая подвижная часть М. (звено) принимают в местах соприкосновении с соседней частью М. форму поверхности, огибающей относительные положения этой части. Так, напр., предмет, обтачиваемый на токарном станке, принимает вид тела, ограниченного поверхностью, огибающей относительные (по отношению к обтачиваемому предмету) положения резца; из двух нитей, скручиваемых в одну более толстую, каждая является частью М., определяющей форму другой; во многих прядильных М. нитка, составляющая предмет работы, служит для передачи вращения от одного веретена к другому. Ввиду такого рода фактов весьма удобно, как это делает Рёло, рассматривать во время действия М. предмет работы, как составную часть М. Главный механизм представляет собой существенную часть М.: в паровой М., напр., он состоит из цилиндра с каналами, поршня, поршневого шатуна, шатуна и коленчатого вала. В лесопилке главный механизм состоит из кривошипа, шатуна и подвижной рамы с пилами. В главном механизме можно иногда найти приемник, на который непосредственно действует природный двигатель; таким является, напр., поршень паровой М., на который непосредственно действует пар. Иногда в главном механизме можно отличить орудие, непосредственно действующее (пилы лесопилки) на предмет работы. Распределителем называется совокупность частей М., обусловливающая распределение действий М. в определенном порядке. Напр. в жнее-сноповязалке необходимо, чтобы накопление стеблей на вязальном столике, образование снопа, образование узла, отрезывание бечевы следовали бы одно за другим в определенном порядке: порядок этот обусловливается действием весьма многих частей М., составляющих распределитель. Золотник, золотниковый шток и эксцентрик представляют собой распределитель обыкновенной паровой М. В распределителе часто встречаются особые аппараты, правильно подающие в М. обрабатываемый материал; такие распределители называются питающими; к числу их относятся, напр., парусинный элеватор жнейки-сноповязалки, подающий стебли на вязальный столик, и снаряд, пододвигающий материю под иглу швейной М. Встречаются распределители, имеющие прямо противоположное назначение — выводить из М. материал, подвергнувшийся обработке, как это делает, напр., соломотряс, выводящий солому из молотилки. Такие распределители называются выводными. Регуляторы служат для регулирования количества материала, вводимого в М. или выводимого из нее. К регуляторам же следует отнести аппараты, служащие для остановки М. Передача служит для передачи движения от одной части к другой или от механического двигателя к М., приводимой им в движение. Для того, чтобы каждая часть М. имела определенное движение, эти части (звенья) связываются между собой попарно (см. Механизмы). Для прочного и целесообразного соединения звеньев выработаны известные общеупотребительные приемы, поэтому необходимо различать в М. ее конструктивные части, число которых ограничено, но с развитием машиностроения увеличивается. В настоящее время употребляются при устройстве М. следующие конструктивные части: 1) заклепки, которыми, напр., сшиваются листы парового котла, 2) клинья, 3) винты и гайки, 4) шипы, 5) пяты, на которых вращаются вертикальные валы, 6) подшипники, 7) подпятники, 8) кронштейны и консоли для подшипников, 9) оси, 10) валы, 11) соединения валов, 12) рычаги, 13) кривошипы и коленчатые валы, 14) эксцентрики, 15) сложные рычаги и балансиры, 16) шатуны, 17) крейцкопфы (крестовины), 18) катки, 19) кулаки, 20) зубчатые колеса, 21) храповые колеса и собачки, 22) веревки и канаты, 23) ремни, 24) цепи, 25) пружины, 26) шины, 27) трубы, 28) краны, 29) клапаны, 30) золотники и 31) поршни. Цели, которым служат различные части М., Рёло разделяет на: 1) ведение, 2) магазинирование, 3) преобразование движения и 4) формирование. Совокупность частей, ведущих точку по данной кривой или ведущих тело через ряд параллельных положений, производит ведение; рельсы железной дороги и колеса представляют собой аппарат ведения. Магазинирование работы твердыми телами разделяется на статическое, примерами которого могут служить поднятая тяжесть, натянутая пружина, скрученный каучук и т. д., и на динамическое, какое мы видим в маховом колесе. Магазинирование гибкими телами достигается наматыванием этих тел на барабаны; примером его может служить заводной механизм часов с гирями. Чаще всего употребляется магазинирование, достигаемое органами давления, какое мы видим в паровых котлах, гидравлических напорах и т. д. Преобразование движения достигается преобразованием скорости и ускорения, в отличие от ведения, преобразовывающего траектории. Формированием достигается образование определенной формы обрабатываемого предмета; при этом предмет работы рассматривается как одно из звеньев М., составляющих с действующим на него орудием кинематическую пару. К числу М., служащих для перемещения, принадлежит весьма важный класс механических двигателей. К ним относятся: 1) ветряные колеса, 2) гидравлические колеса, 3) турбины, 4) водостолбовые М., 5) особые гидравлические двигатели, как, напр., гидромотор Янга, 6) паровые М., 7) газовые двигатели, 8) керосиновые двигатели, 9) электрические двигатели и т. д. При изучении М. необходимо иметь в виду все действующие на них силы, а именно: 1) силу природного или механического двигателя, приводящего М. в действие; 2) полезные сопротивления, преодоление которых и составляет цель М.; 3) бесполезные сопротивления, преодоление которых не составляет прямой цели М., но от существования которых невозможно избавиться; таковыми являются трение, сопротивление среды и т. д.; 4) вес частей М. По причине существования бесполезных сопротивлений, полезная работа М., т. е. работа, идущая на преодоление полезных сопротивлений, всегда меньше работы, производимой силой природного или механического двигателя, сообщающего М. движение. Отношение полезной работы М. к работе силы, сообщающей ей движение, называется коэффициентом полезного действия. М. тем совершеннее, чем больше ее коэффициент полезного действия. Простота устройства, прочность, плавность движения представляют собой элементы, из которых слагается понятие о доброкачественности М.
Литература современных общих понятий о M.: Reuleaux, "Theoretische Kinematik"; Burmester, "Handbuch der Kinematik"; Grashof, "Theoretische Maschinenlehre"; Reuleaux, "Der Konstructeur".
Б. Д.