22 ноября 2024
450 тысяч слов
+9 за сегодня

Значения слова мебель

все
Словарь Ушакова
Этимологический Словарь Русского Языка
Фразеологический словарь русского языка
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

мебель

мебель, мебели, мн. нет, жен. (франц. meuble). Предметы комнатной обстановки: столы, стулья, шкафы, диваны, кресла и т.п. Мягкая мебель. Венская мебель. Мебель в стиле ампир.

Этимологический Словарь Русского Языка

мебель

Французское – meubles (мебель).

Латинское – mobilis (движимый).

Слово «мебель», означающее «предметы комнатной обстановки», было заимствовано из французского языка на рубеже XVII–XVIII в. Первоосновой является латинское прилагательное mobilis.

Производные: мебельный, меблировать, меблированный, меблировка, мебельщик.

Фразеологический словарь русского языка

мебель

Для мебели (быть, находиться и т. д.) пренебр. - о ком-либо, кто бесполезен, не нужен где-либо, при каком-либо занятии и т. п.

Словарь Ожегова

мебель

МЕБЕЛЬ, и, ж. Предметы для сидения, лежания, размещения вещей и других потребностей быта. Мягкая, жёсткая м. Кухонная, дачная, садовая м. Детская м. Школьная м.

Для мебели (разг. шутл.) о комн., чье присутствие совершенно бесполезно, не нужно для чегон. Позвали в гости для мебели.

| прил. мебельный, ая, ое. М. гарнитур. Мебельная ткань (обивочная).

Словарь Ефремовой

мебель
  1. ж.
    1. Предметы комнатной обстановки (столы, стулья, диваны и т.п.).
    2. перен. разг. Люди, ничего не значащие, не заслуживающие внимания.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

мебель

(франц. meuble, нем. M ö bel, от лат. mobile — подвижное, движимое) — в настоящее время представляет работу столяра или же производится совместно столяром и обойщиком; в древности же, и на Востоке, как и в Греции и Риме, материалом для нее служили нередко мрамор и металлы. Кровати делались преимущественно из бронзы и застилались богатыми покрывалами и подушками; много образчиков таких постелей, добытых при раскопках Геркулана и Помпеи, хранится в музее в Неаполе. М. из бронзы вышла из употребления за время великого переселения народов, вместе со общим падением технического производства всякого рода; последний уцелевший до настоящего времени образец подобных вещей представляет собой хранящееся в Лувре, в Париже, тронное кресло франкского короля Дагоберта. С наступлением Средних веков для М. предпочтительным материалом сделалось дерево. Сначала, в пору существования романского стиля, т. е. вплоть до XIII ст., деревянная мебель изготовлялась гладкая, и самым обычным украшением ее служили узорчатые орнаменты и пестро раскрашенные фигуры. Но уже к концу процветания романского стиля берет над этим украшением решительный перевес рельефная (выпуклая) резьба, которая, в особенности на Севере, носила со своими драконами и змеями довольно своеобразный характер. Это украшение М. резьбой становится в готическом стиле руководящим правилом, хотя и в старом соединении с архитектурными и в виде растений орнаментами этой эпохи, причем ко всему этому может быть и не быть присоединена окраска, разрисовка и даже позолота. Разрисовка сундуков и ящиков, напр. гербами и фигурами, дольше всего держится в Италии, где переходит уже в интарсию (см. соотв. статью). Готический стиль в отношении М. представляет ту особенность, что отдельные предметы из М., напр. сундуки, скамьи, кровати, прочно соединяются с деревянной обшивкою стен, так что составляют как бы часть дома и из М. делаются недвижимостью, что еще до сих пор нередко замечается в крестьянских домах некоторых стран, в том числе в России и Германии. Ренессанс изменил орнаменты, сохранив прежнюю конструкцию, соединение стремящихся вверх, поддерживающих и поддерживаемых, разделяющих и соединяющих частей и гладкие заполнительные пространства. Но уже скоро ренессанс переступил пределы этого соответствующего предмету архитектурного элемента, придав в то же самое время М., в особенности высоким сундукам и шкапам, очевидно архитектурный характер, полное подражание дворцовым фасадам. Этот род держался до XVII ст. К концу XVII ст. над рельефным орнаментом одерживает решительную победу новый род украшения — маркетри (франц. marqueterie), уже с XII ст. употребительный в Италии и состоящий в отделке различных деревянных предметов домашней утвари особого рода мозаикой из небольших кусочков дерева разных цветов и слоновой кости; а знаменитый своими мебельными работами Буль (Boulle) к этим украшениям присоединяет еще металлические и черепаховые части. Наиболее простой род подобных украшений удержался еще и до нашего времени, как доживание, в виде накладного фурнитурового дерева. И с формой М. в ХVIII ст. происходят изменения. Стиль рококо, или рокайль (Rokoko, Rocail), искривлявший и закруглявший М. для сидения, сделал то же самое с сундуками и в особенности со столами и консолями, которые принимают теперь самые причудливые формы линий. К этому времени относится происхождение комодов. От этих форм стиль Людовика XVI значительно отступает: в эту пору М. снова подчиняется прямым линиям и только приобретает особенную изящность. Этот стиль, вместе с некоторыми другими изменениями, ввел еще в большое употребление украшение М. позолоченной бронзой. Что стиль Людовика XVI начал, то стиль империи (Empire) довел до крайности и чопорности, но лишь на короткое время. Тщетны были также его попытки ввести снова в употребление мотивы античных форм, напр. в М. для сиденья. В начале XIX в. снова оживают мотивы стиля рококо. С недавнего времени в области художественно-столярного производства стали выделывать М. самых различных стилей, которые уживаются все одновременно. В настоящее время французы крепко держатся в М. своих стилей XVII и в особенности XVIII в. и только формы их украшают бронзой, маркетри, лакировкой и живописью; в Германии борются между собой так наз. немецкий ренессанс и попытки в стиле рококо, в то время как Австрия придерживается итальянских образцов; Англия имеет свой собственный стиль и манеру и украшает свою М. очень изящной и дорогой маркетри в стиле империи (Empire).

Литература. Jacquemart, "Histoire du mobilier" (Пар., 1877); Schwenke, "Ausgef ührte M. und Zimmereinrichtu ngen der Gegenwart" (2 т., Берл., 1880-84); Champeaux, "Le meuble" (2 т., Пар., 1885); Caspar, "Deutsche Kunst— und Prachtm ö bel neuester Zeit" (Эрфурт, 1885); Ad. Hoffmann, "Holzskulpturen und M. in Rokoko" (120 таблиц фотографий, Берл., 1885-1888; 2 изд., 1891); Gurlitt, "M. deutscher Fü rstensitze" (40 светопечатных таблиц, Берл., 1886-88); Streitenfeld, "Moderne Polsterm ö bel" (Берл., 1889); Oelmaier, "Moderne M." (Штуттгардт, 1890 и сл.); Villeneuve, "Kunstm ö bel verschiedener Stile" (32 таблицы фотографий, Берл., 1891); Симонов, "Мебельный альбом" (СПб., 1891).

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово мебель может быть

Предложения со словом мебель

  • Черный цвет мебели, конечно же, очень хорошо сочетается с преимущественно светлыми обоями, и все выглядит достаточно впечатляюще, но постоянно оседающая на мебель пыль очень заметна – слой пыли на черном фоне очень сильно бросается в глаза, а ведь времени на ежедневную уборку, к сожалению, не всегда хватает.
  • Так, 25-летний великий князь «изъявил желание, чтобы была добавлена мебель, а именно в Опочивальне Ея Высочества одну витрину для бриллиантов, подобно там находящейся, равно умывальный шкаф с мраморной доскою и откидною крышкою, а в уборной – два платяных шкафа, подобно имеющимся и 2 вешалки на столбах».
  • Детская мебель-конструктор является также хорошим решением для любой квартиры, так как ее мобильность и трансформируемость позволяют менять привычные предметы в соответствии с потребностями ребенка в любой момент времени.
  • Добиться того, чтобы мебель гармонировала с окружающей обстановкой, можно различными приемами, например подобрав единое архитектурно-художественное решение изделий целого набора или обеспечив точность пропорций всех элементов, и, конечно, следует обратить внимание на качество изготовления отделки.

Цитаты со словом мебель

  • Женщина — это вам не металлическая мебель; она — цветок. Она не хочет деловитости. Ей нужны солнечные, милые слова. Лучше говорить ей каждый день что-нибудь приятное, чем всю жизнь с угрюмым остервенением работать на неё.
    Эрих Мария Ремарк, "Три товарища"
  • Женщина — это вам не металлическая мебель; она — цветок. Она не хочет деловитости. Ей нужны солнечные, милые слова. Лучше говорить ей каждый день что-нибудь приятное, чем всю жизнь с угрюмым остервенением работать на неё.
    Эрих Мария Ремарк, "Три товарища"