23 ноября 2024
450 тысяч слов
+0 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова медресе

все
Архитектурный словарь
Педагогический терминологический словарь
Москва. Энциклопедический справочник
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Архитектурный словарь

медресе

   Мадраса.

   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Педагогический терминологический словарь

медресе

(араб. мадраса, от дараса - изучать)

   средняя (реже высшая) конфессиональная мусульманская школа. М. возникли у арабов в 7-8 вв., распространились в странах Ближнего и Среднего Востока в 9 и 10 вв.

   Полный курс наук в М. (с 11-12 вв.) составляли предметы:

   - арабизм (включая лексикографию, этимологию, синтаксис, риторику, историю),

   - вероучение и законоведение,

   - философия (логика, математика, география, астрономия, медицина, естественные науки и умозрительная философия).

   М. готовили учителей для мектебов, служителей культа; М. повышенного типа - казиев (судей), толкователей шариата, знатоков мусульманских законов. М. учреждались гл.о. под эгидой мусульманского духовенства и, как правило, находились при мечетях.

   Во 2-й половине 19 в. возникли т.н. новометодные (джадидистские) школы, которые нередко также назывались М. Фактически они представляли собой повышенный тип начального мусульманского училища - мектеба.

   В связи с реформой национальных систем образования, проведённой в 60-х гг. 20 в. во многих странах ислама, сложились 2 осн. типа М.:

   - светского характера (средние и высшие государственные учебные заведения) и

   - готовящие служителей культа. Имеется некоторое число частных М. Выпускники М. могут поступать в университеты.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 139)

Москва. Энциклопедический справочник

медресе

среднее и высшее исламское учебное заведение при мечети. В Москве медресе с курсом основ ислама появились при мечети в Татарской слободе (занятия начались во второй половине XIX в.) и при Соборной мечети в Мещанской слободе (после 1904). Закрыты в 1927 под предлогом отсутствия надлежащих санитарных условий для обучения детей. Вновь открылись при Соборной мечети в 1989 и при мечети на Большой Татарской улице, 28, в 1993. Программа этих медресе включает изучение основ ислама и предметов традиционного мусульманского образования. С учётом интересов московских мусульман предусмотрены вводные курсы арабского и татарского языков. Медресе работают как вечерняя и воскресная школы. В 1996 занятия посещали около 1 тыс. человек. В Москве сохранились здания с характерными для медресе элементами архитектуры, например, дом Асадуллаева (построен в 1913; Малая Татарская улица, 8), в 1918—41 здесь размещалась татарская школа, позже школа-интернат МИД.

М. Муртазин.

Энциклопедический словарь

медресе

(араб. мадраса, от дараса - изучать), с 9 в. мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей, а также в странах Ближнего и Среднего Востока служащих и др. Медресе действуют на территории Российской Федерации (в Грозном, Махачкале, Уфе), а также в Узбекистане (Мири-Араб в Бухаре), Азербайджане (Баку). 1-2-этажные здания медресе включают расположенные вокруг прямоугольного двора мечеть, аудиторию, кельи.

Словарь Ефремовой

медресе

ср. нескл.
Мусульманская средняя и высшая духовная школа, готовящая служителей
религиозного культа, учителей начальных мусульманских школ, а также служащих
государственного аппарата.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

медресе

Мадраса (араб. училище) — у мусульман высшая школа. В России М. встречаются во всех местностях со сплошным мусульманским населением, но особенно многочисленны М. в Ср. Азии. Древнейшие М. существуют в Самарканде, Коканде и Ташкенте; основание их относится к XV в. Большинство М. в Туркестане основано в текущем столетии. Благоустроенное М. имеет вид правильного четырехугольника, обнесенного кирпичной стеной, ко внутренней стороне которой пристраиваются худжра (кельи для учащихся, а иногда и для учителей), одна или несколько дарс-хане (классная комната) и мечеть. Наибольшая часть М. находится в городах или больших базарных селениях. Основаны они и содержатся исключительно на средства от вакуфов (см. соотв. статью); многочисленность М. указывает на то, каким богоугодным делом считается у мусульман распространение училищ. Заведующий вакуфом данного М. (мутавалий) ведет всю хозяйственную его часть, которая совершенно не зависима от учебной; последняя находится в исключительном ведении мударриса (преподавателя). В больших и богатых М. несколько мударрисов. В былое время назначение мударрисов производилось или лично ханом, или хакимами, управлявшими отдельными вилайетами. В русском Туркестане порядок назначения мударрисов установлен лишь с 1891 г.: о выборе мударриса составляется местным обществом приговор, который, вместе с заключением инспектора училищ, препровождается к главному инспектору училищ края, от которого и зависит утверждение избранного лица в должности. Почти все мударрисы принадлежат к питомцам М. Бухары; немногие лишь получили свое образование в Коканде. Мударрисы вступают обыкновенно в должность не моложе 40 лет и не покидают ее до глубокой старости или до самой смерти. Ученики М. носят названия: мулла (грамотный), талиб-и-ильм, или просто талиб (ищущий знания), шакирд (ученик, подмастерье). В М. поступают юноши, прошедшие курс в низших мусульманских школах — мектэбе (см.), где они научились читать по-арабски В среднеазиатских М. ученики начинают с того, что выучивают наизусть аваль-и-ильм (начало науки) — краткий мусульманский катихизис, изложенный на персид. яз. в вопросах и ответах. Засим следует первый отдел курса — грамматический; учащиеся должны овладеть араб. яз. настолько, чтобы без особого труда следить за дальнейшими отделами курса. Следующий курс распадается на два отдела — мушкилят (общеобразовательный) и масаля (юридический). В состав первого входят богословие, логика, диалектика, метафазика с отделом астрологии и космографии, канонические предания и объяснения к корану. Юридический курс слагается из изучения религиозного права (о деяниях безусловно и условно обязательных, одобрительных, неодобрительных и запрещенных, об обрядах и т. п.) и гражданских и уголовных законов теократического мусульм. государства. Весь курс вообще никогда не выполняется. Полный юридический курс проходят те, кто надеется со временем занять должность казия, муфтия или вообще считает необходимым близко познакомиться с мусульм. юриспруденцией. Из др. наук большим уважением пользуется математика, но она проходится лишь попутно при изучении наследственного права и сводится к четырем правилам арифметики и некоторым положениям геометрии, необходимым для измерения земли при разделе ее между наследниками, а также при купле-продаже. Затем в М. знакомятся с географией, под которой разумеют свод древних народных сказаний на географические темы (напр. об острове на Индийском океане, населенном кинокефалами), и с первыми начатками народной медицины. Учеников стараются убедить, что кругом наук, изучаемых в М., исчерпывается человеческая мудрость и человеческая нравственность. Самое изучение сводится к заучиванию наизусть известных книг, отчасти изложенных стихами. Ученики М. подразделяются на три класса или разряда: младший — адна, средний — аусат, старший — ала. Экзаменов при переходе в старший класс не существует: окончив изучение известной книги и переходя к следующей, учащийся тем самым становится учеником высшего класса. Определенных сроков для пребывания в том или другом классе, или, что все равно, для изучения назначенных для класса книг, нет; фактически пребывание в каждом из трех классов продолжается средним числом от 3 до 4 лет. Случается, что ученик сидит в одном классе от 8 до 10 лет. Возраст учащихся колеблется от 15 до 40 лет. Число их в одних М. не превышает 5-10, в других доходит до 300 и больше. В последние годы заметно увеличивается число учащихся в М. Ферганской области; в 1891 г. в них было 5407 учащихся, из них 2553 в одном Коканде.

О туркестанских М. ср. отчет Ф. М. Керенского в "Ж. М. Н. Пр." 1892 г., № 11.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом медресе

  • Ведь и на рынке труда спрос рождает предложение, и если из 10 выпускников медресе трое устроятся на работу учителями, трое станут заниматься продажей мелкой исламской атрибутики, трое вообще уйдут в другие сферы деятельности, а один станет имамом – это уже основа для анализа, какого рода специальности востребованы сегодня в мусульманской общине.
  • В пунктах 6–7 указывалась возможность предоставления земельных, надельных участков в пользу мечетей киргизских областей там, где киргизы оседают, по примеру церквей переселенцев, а также о предоставлении башкирам – вотчинникам всех губерний – права отчуждать безвозмездно в пользу мечетей, мектебе и медресе свободные от душевых наделов земли.
  • мулла Бикматов и двое купцов Яушевых в сопровождении городового пристава Арефьева сломали загородку, захватили здание приходского медресе и выдворили оттуда азанчея Абдулгаляма Абдулхаликовича Ибрагимова с семьей, «крича на него неистово, угрожая отправить его за конвоем в острог, а семейство его вытащить из здания за ноги, вследствие чего была напугана жена Абулхаликова до такой степени, что в болезнях преждевременно разрешилась мертвым ребенком».
  • , о которой уже упоминалось, могильники с «полуцилиндрическими» надгробиями или традиционными каменными стелами, надгробия, мавзолей и пантеон кайтагских правителей-уцмиев, сторожевые и сигнальные башни, караван-сараи, мельницы, старые кварталы, главная площадь селения, медресе, ток для молотьбы зерна, памятники арабской эпиграфики).