22 ноября 2024
450 тысяч слов
+25 за сегодня

Значения слова мелодрама

все
Словарь Ушакова
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Словарь музыкальных терминов
Кино: Энциклопедический словарь (изд. 1987)
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

мелодрама

мелодрама, мелодрамы, жен. (от греч. melos - песнь и drama - действие) (книж.).

1. Драма, соединенная с пением и музыкой (устар.).

2. Драматическое произведение с преобладанием в сюжете внешне ужасного и чувствительного (лит.).

3. перен. Выражение чувств, вызывающее раздражение или смех своей неестественностью, приподнятостью (неод.).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

мелодрама

(от греч. melos — песнь, мелодия + драма) — музыкально-драматическое произведение, для которого характерны острая, занимательная интрига, преувеличенная патетика в изображении чувств ("слезливость"), однозначное деление героев на "добрых" и "злых".

Рб: роды и жанры литературы

Род: драматические жанры

Перс: Н. Кукольник, Н. Полевой

* Мелодрама приобрела распространение в XVIII в. и в первой половине XIX в. Ее теоретические принципы разработал Ж.-Ж. Руссо. Он же был автором раннего образца мелодрамы — лирической сцены Пигмалион (А. Чернышев). *

Словарь музыкальных терминов

мелодрама

(от гр. melosпесня и drama — действие)

1. Музыкально-театральный жанр, распространенный в XVIII в.— драматическое произведение, сопровождаемое музыкой.

2. Драматическое произведение, отличающееся преувеличенной сентиментальностью и высокопарностью речи.

Кино: Энциклопедический словарь (изд. 1987)

мелодрама

• МЕЛОДРАМА

   МЕЛОДРАМА, традиц. драматургия, жанр, ставший особенно популярным в кинематографе. Характерные признаки М.: острая интрига, контрастное противопоставление добродетели и злодейства, чёткость, незыблемость амплуа персонажей - идеальный герой, страдающая героиня, коварный злодей, значит. роль случайных или роковых обстоятельств, определяющих развитие сюжета, апелляция к чувствам зрителя, доходчивость и нравоучит. направленность. В развитии М. постоянно проявлялись две тенденции: одна выражала стремление к демократизации иск-ва, освобождению от сценич. штампов, обнаруживала тяготение к раскрытию реальных человеческих переживаний; другая эксплуатировала уже апробированные приёмы, использовала расхожие схемы, обращалась к вкусам невзыскательных зрителей.

   М. появилась в списке кинематографич. жанров в 1900-х гг. Первые опыты постановки М. были сделаны во франц. кино ("Любовный роман", 1904) и отличались запутанной интригой, преобладанием кровавых сцен. Особую роль сыграла М. в становлении дат. кино, осн. часть продукции к-poro составляли ленты из жизни миллионеров, рассказы о роковых страстях, сентимент. любовные истории. В рамках этих искусств, схем А. Нильсен создала тем не менее галерею замечат. женских портретов ("Бездна", 1910, "Девушка без родины", 1912, и др.). В итал. кино была сделана попытка соединить совр. декадентскую лит-ру с традицией популярных нар. зрелищ. Успех ф. с Ф. Бертини - "Перед лицом судьбы" (1913), "Затерянные во мраке" (1914), "Дама с камелиями" (1916) - был определён талантом актрисы и традициями классич. М., из к-рой заимствовались сюжетные перипетии. Снятые в жанре М. швед, фильмы реж. В. Шёстрёма ("Горный Эйвинд и его жена", 1917) и М. Стиллера ("Деньги господина Арне ", 1919) отличались поиском средств кине-матографич. выразительности, воссоздания среды и атмосферы действия. "Звездой" рус. М. стала В. В. Холодная, создавшая лирич. образы печальных, обманутых героинь в ф. "Жизнь за жизнь" (1916), "Позабудь про камин, в нём погасли огни" (1917), "Молчи, грусть, молчи" (1918) и др. В ряде случаев мелодраматич. схемы оказывались способными насыщаться реальным психологич. и социальным содержанием. Таковы классич. М. амер. реж. Д. У. Гриффита "Сломанные побеги" (1919), "Путь на Восток" (1920), а также "Парижанка" (1923) Ч. Чаплина, в творчестве к-рого мелодраматич. мотивы и в дальнейшем играли важную роль. Конструкции М. использовались в лучших немецких немых ф. 20-х гг.: "Безрадостный переулок" (1925, с участием Г. Гарбо) и "Дневник падшей" (1929) - оба реж. Г. В. Пабста, "Голубой ангел" (1930, с М. Дитрих и Э. Яннингсом) реж. Дж. Штернберга.

   На рубеже 30-х гг. наметился кризис М. С обострением социальных противоречий салонные М. потеряли зрителя. Начался процесс демократизации жанра, нек-рая деромантизация героини, углублялась разработка мотивов поведения ("Белокурая Венера", 1932, США, реж. Штернберг, в гл. роли Дитрих).

   В кон. 30-х и в 40-е гг. появились г. н. блистательные М.: "Дама с камелиями", (1936, реж. Дж. Кьюкор, с участием Гарбо), "Сады Аллаха" (1936, реж. Р. Болеславский, с участием Дитрих), "Мрачная победа" (1939, реж. Э. Гоулдинг, с участием Б. Дейвис) - все США. Англ. актриса В. Ли раскрыла богатые возможности, представленные М. в ф. "Мост Ватерлоо" (1940, реж. М. Ле Рой), "Леди Гамильтон" (1941, реж. А. Корда, Великобритания).

   В Индии, Японии, араб, странах мелодраматич. структуры получили распространение с первых десятилетий истории кино. В 50 - 60-е гг. жанр М. стал одним из основных в кинематографиях стран Востока. В этом жанре инд. кинематографисты снимали ф., насыщенные прогрес. социальной проблематикой, отмеченные сочувственным вниманием к жизни городской и деревенской бедноты: "Бродяга" (1951) и "Сайгам" (1964) - оба реж. Р. Капура, "11 тысяч девушек" (1962, реж. X. А. Аббас). Аналогичные процессы происходили в егип. кино. В ф. "Небо ада" (1954, реж. Ю. Шахин, в сов. прокате "Борьба в долине") рассказ о тяжёлой жизни феллахов развёрнут в рамках М. В япон. кино популярностью пользовались "дзёсэй-эйга" (ф. о женщинах) - мелодраматич. сентимент. истории о самопожертвовании матерей, о верности жён. Яркостью и чистотой чувств героев отмечены такие ф., как "Твоё имя" (1953, реж. X. Ооба, с участием К. Киси), "Трагедия Японии" (1953, реж. К. Киносита, с участием И. Мотид-зуки).

   Существенна роль М. в кино Аргентины ("Бог вам за это заплатит", 1948, реж. Л. С. Амадори; "Моя бедная, любимая мать", 1948, реж. О. Манси, Р. Папьер, с участием У. дель Карриля; "Возраст любви", 1954, реж. X. Сарасени, с участием Л. Торрес), Мексики, Испании.

   В итал. кино ведущие мастера неореализма В. Де Сика, Дж. Де Сантис, Л. Висконти, П. Джерми использовали в своих ф. мелодраматич. мотивы. Особый интерес к М. проявился в момент кризиса неореализма. Ей отдали дань такие мастера, как Л. Коменчини ("Невеста Бубе", 1963), В. Дзурлини ("Солдатские девки", в сов. прокате "Они шли за солдатами", 1965) и др. В этих ф. антифашистская, антивоен. проблематика выражена в формах М., для чего использовались традиц. черты жанра: экспрессивность, эмоциональность, увлекательность интриги, драм, контрасты. В мировом кино 60-х гг. М. противопоставила себя идеям некоммуникабельности, одиночества отд. человека. Она утверждала силу любви, побеждающей все препятствия. Успехи М. эпизодичны, но нередко весьма сенсационны. Ф. "Мужчина и женщина" (1966, реж. К. Лелуш, Франция), "Эльвира Мадиган" (1967, реж. Б. Видерберг, Швеция), "История любви" (1970, реж. А. Хиллер, США) при всём различии худож. воплощения вновь подняли престиж жанра. М. сохранила свою значимость в мировом репертуаре и в 70-е гг.: "Венецианский аноним" (1970, реж. Э. М. Салерно, Италия), "Рокки" (1976, реж. Дж. Эвилдсен) и "Крамер против Крамера" (1981, реж. Р. Бентон) - оба США, и др.

   В сов. кино М. не получила столь широкого распространения. Мелодраматич. элементы использовались в таких ф., как "Путёвка в жизнь" (1931, реж. Н. В. Экк), и в особенности в муз. комедиях ("Цирк", 1936, реж. Г. В. Александров). Большую роль играли мелодраматич. мотивы в творчестве И. А. Пырьева ("Свинарка и пастух", 1941, "В шесть часов вечера после войны", 1944, "Сказание о земле Сибирской", 1948, "Испытание верности", 1954). Чаще всего черты и признаки М. становятся частью полижанровых кинематограф ич. моделей: социально-психологич. драмы ("Летят журавли", 1957, реж. М. К. Калатозов), комедий ("Служебный роман", 1977, реж. Э. А. Рязанов). Наиболее широко разрабатывается мелодраматич. мотив "чужих детей": "Чужие дети" (1958, реж. Т. Е. Абуладзе), "Родная кровь" (1964, реж. М. И. Ершов), "Мачеха" (1973, реж. О. Бондарев), "Предательница" (1977, реж. Н. Г. Хубов), "Мужики!" (1982, реж. И. Л. Бабич). ф Шилова И., О мелодраме, в сб.: Вопросы киноиск-ва, в. 17, М., 1976; Зоркая Н., На рубеже столетий. У истоков массового иск-ва в России 1900 - 1910 гг., М., 1976; Маркулан Я. К., Киномелодрама; Фильм ужасов, Л., 1978.

   И. М. Шилова.

Энциклопедический словарь

мелодрама

(от мело... и драма),

  1. драматургический жанр, пьеса с острой интригой, резким противопоставлением добра и зла, преувеличенной эмоциональностью. Возникла во Франции в кон. 1790-х гг., достигнув расцвета в 1830-40-е гг.
  2. Музыкально-драматическое произведение, в котором диалоги и монологи чередуются с музыкой или сопровождаются ею. Появились во 2-й пол. 18 в. См. также Мелодекламация.

Словарь Ожегова

мелодрама

МЕЛОДРАМА, ы, ж.

1. Драма с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла, с преувеличенной эмоциональностью [первонач. драма с музыкой и пением].

2. перен. Событие, поведение, окрашенное преувеличенным драматизмом (неодобр.).

| прил. мелодраматический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

мелодрама
  1. ж.
    1. устар. Музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой или чередуются с нею.
    2. :
      1. Драма с острой интригой, отличающаяся преувеличенной эмоциональностью в противопоставлении добра и зла.
      2. Произведение такого жанра.
    3. перен. Выражение чувств, характеризующееся преувеличенным драматизмом.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

мелодрама

— чтение текста с сопровождением музыки, с целью усилить впечатление. Идею М. приписывают Ж.-Ж. Руссо. М. встречается эпизодически не только в драмах, но и в операх ("Фрейшютц" Вебера, сцена в Волчьей долине; отдельные сцены в "Прециозе" Вебера), а также в музыке к "Эгмонту" — Бетховена, к "Струэнзе" — Мейербера. Одно время в Петербурге пользовалась успехом в концертах мелодекламация, т. е. чтение стихов под аккомпанемент фортепиано. Пропагандистом ее был Г. А. Лишин (см.). Монодрамой называется чтение текста одним лицом под аккомпанемент музыки, дуодрамой — двумя лицами.

К концу XVIII столетия слово М. начинает употребляться в ином значении, получившем наибольшее распространение; так называется театральное представление для народа, трагического содержания, с примесью грубого комизма, сопровождаемое танцами и музыкой. Музыка предшествовала выходу действующих лиц и возвещала наступление чувствительных мест. Мало-помалу создался особый род сценических произведений, из которых музыка исчезла, но преобладающим элементом осталось внешне страшное или ужасное, рассчитанное на слезливую сентиментальность. В М. главной целью автора являются эффекты, которым приносится в жертву всякое правдоподобие. Предтечей М. был Вольтер, который находил, что в драме должны найти себе место "великие выражения страстей, все могущественные картины человеческих несчастий, все ужасные черты, проникающие до глубины души", способные "разрывать сердце". Пьесы Вольтера были, по замечанию Франциска Сарсе, посредствующим звеном между М. и лжеклассической трагедией. Не остался без влияния на французский театр слезливый и "страшный" Коцебу. Наиболее характерными представителями М. были Пиксерекур (Pix éré court), Кенье (Caigniez) и Кювелье де Три (Cuvelier de Trye), прозванные в насмешку Корнелем, Расином и Кребильоном М. Успех мелодрам Пиксерекура был громадный. Его произведения выдавались над другими со стороны драматических эффектов, движения, патетических положений и контрастов. Его диалоги действовали могущественно на толпу. В течение более 20 лет "Виктор, или Дитя леса" (1798) привлекал публику. Кенье, не столь неистовый, с менее напыщенным слогом, был для Пиксерекура опасным соперником своими пьесами "Суд Соломона" (1802) и "Сорока-воровка" (1815). Кювелье де Три слабее своих соперников, но столь же плодовит. В М. "30 лет, или Жизнь игрока" (1827) Дино и Дюканж приблизились к естественным сценическим условиям; эта пьеса была сигналом поворота к бульварной драме и возвращения к требованиям если не художественности, то правдоподобия. В России переводная французская М. и переделки ее царили на сцене во второй четверти XIX в. Пьесы эти, при блестящем исполнении (Каратыгин, Брянский, Щепкин, Сосницкий и др.), очень нравились массе, потому что были понятны без усилий и занимательны, не возбуждая горького чувства. Из весьма немногочисленных оригинальных русских М. выдаются произведения Кукольника и драма в стихах К. П. Бахтурина "15 лет разлуки" (1835). Переворот, произведенный в русском театре Островским, изгнал переводную французскую М., но на месте ее появились в 60-х гг. своеобразные пьесы, которые модно назвать бытовой русской М. Таковы пьесы Штеллера ("Ошибка молодости", 1870) и в особенности Дьяченко (см.). Обладая недюжинным знанием сцены, эти писатели весьма ловко облекали незамысловатую обличительную тенденцию и прописную мораль в форму бытовых явлений, а ходульность и фальшь положений прикрывали эффектностью и сценичностью действия. Успеху этих пьес немало содействовала блестящая игра В. В. Самойлова, охотно тратившего свое дарование на воспроизведение лиц дьяченковского репертуара.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом мелодрама

  • Знаменитая мелодрама Викки Баум о тихом берлинском отеле (где, кстати, писательница работала 6 недель горничной, собирая материал), в котором никогда ничего не происходит.
  • Первой такой картиной стала мелодрама «Горожане» (1976), где в центре сюжета была судьба обаятельного пожилого московского таксиста в исполнении легенды советского кинематографа Николая Крючкова.
  • Комическая мелодрама о том, как бывший актер, некогда сыгравший роль популярного супергероя Бёрдмэна, пытается вернуть себе былую славу, блеск и величие.
  • Двумя формами социальной реальности в рамках драматического являются трагическое и мелодраматическое, о которых можно говорить как о категориях социальной теории, содержание которых может существовать сначала в формах, способах деятельности (в виде импульсов), затем приобретает всеобщее значение для определенного типа культуры (в виде трагического и мелодраматического), а потом происходит отделение этих форм от самой деятельности и признание их «самостоятельного» существования в сфере идеального (как формы социальной реальности).

Цитаты со словом мелодрама

  • Любовь во Франции — это комедия, в Англии — трагедия, в Италии — опера, в Германии — мелодрама.
    Маргарита де Блессингтон