Кристиан Мец (Metz) (1931-1993)
лидер неклассич. франц. киноэстетики, киносемиотик, разрабатывающий структурно-психоаналитическую теорию кино. В психоанализе и лингвистике М. усматривает два осн. источника семиологии кино, единств. науки, способной дать в перспективе подлинное знание о человеке. Кино представляется М. узлом глубинного совпадения семиотики, бессознательного, истории, культуры, окрашенного социальным символизмом: кино — социальная практика некоего специфич. означающего. Но кино — это и сон, дыра в социальной ткани, бегство от об-ва.
Задачей теории кино является выявление соотношений означаемого и означающего, воображаемого и символического, выявление психоаналитич. подосновы киноязыка. При этом приоритет отдается означающему, а не означаемому, символическому, а не воображаемому, форме, а не содержанию. Означаемое фильмов характеризуется М. как статичный надтекст, образуемый неврозами кинематографистов. Означающее же образует собственно фильм, его текст и коды. Аналогично воображаемому как сфере изложения противопоставляется символическое как область выражения. Придавая фильму привлекательность, питая кино, воображаемое грозит поглотить символическое, подменить теорию кино властью воображаемого. Одной из целей структурно-психоаналитич. теории кино является его освобождение от воображаемого ради символического, обогащенного семиологией, чье внимание перемещается с изложения на выражение.
Полагая, что символическое в кино увенчивает воображаемое, М. рассматривает последнее в двух отношениях — обыденном (по Э. Морену) и психоаналитическом (по Фрейду, Лакану, М. Клейн). Первичное, обыденное воображаемое сливается с кинофикцией — вымышленным рассказом, а также кинотехникой — кинопленкой, фонограммой. Психоаналитич. воображаемое предстает как первичное ядро бессознательного, изначальное вытеснение, знак зеркала, признак двойничества, бессознат. влечения к матери, комплекс кастрации. Все это воспроизводится игрой киноэкрана — психич. приставки. Воображаемое — киносон, символическое — код этого сна, позволяющий исследовать механизм соединения невзрачного фантазматического воображаемого с изгибами означающего.
Разрабатывая сновидческую концепцию кинематографа, М. проводит аналогию сексуальных и кинематографич. актов. Зеркало экрана для него — тело, фетиш, к-рый можно любить, соединяя воображаемое (идентификация с персонажем), реальное (отчуждение от персонажа) и символическое (утверждение кинофикции). Киноаппаратура — метафора и фетиш умств. деятельности: зрителю достаточно закрыть глаза, чтобы уничтожить фильм, но он же способен и вызвать его, являясь одновременно киноаппаратом, воспринимающим экраном и регистрирующей камерой. Киноэкран — эдиповская замочная скважина, позволяющая воочию увидеть то, что в жизни обычно остается вытесненным — эротику, садизм. Все это превращает кино в своего рода перманентный стриптиз.
Исследуя зрительские реакции, М. приходит к выводу о тройственной структуре "фильмического состояния", распадающегося на сны, мечты (фантазии) и явь.
Уподобляя сон детству, ночи, мечту— взрослению, вечеру, явь — зрелости, дню, М. приходит к выводу, что фильм сильнее мечты, но слабее сна; это смесь трех зеркал, в к-рых сливаются впечатления действительности и псевдореальности.
Кино — "нереальная реальность". Структурообразующим ориентиром кинозрителя является киноудовольствие. Именно с ним сообразуются такие механизмы, как киноиндустрия, направленная на установление хороших зрительских отношений с фильмом; зрительский ментальный механизм, позволяющий воспринимать и потреблять кинопродукцию; традиц. история и теория кино, кинокритика, чей объект— кино как "хорошая, интересная вещь", независимо от того, хвалят или ругают конкретные фильмы. Эти механизмы находятся в области воображаемого, а не символического.
Традиц. или "социоисторич." кинокритика смешивает реальный объект (фильм) с воображаемым (понравившийся фильм, т.е. зрительский фантазм), приписывает первому достоинства второго и т.о. обволакивает и защищает его подобно кокону. Такая авторская вкусовая кинокритика квалифицируется М. как нестрогая, нетеоретическая. Ее механизм, направленный на генерализацию частного фильмического удовольствия, увековечивание сиюминутного, так же диаметрально противоположен результату, как брак — любви. Подобная критика превращается в "милосердный страшный суд", служанку купли-продажи, один из способов побудить зрителя "спонтанно" устремиться в кинотеатры.
В качестве альтернативы М. разрабатывает "символич." кинокритику, проникнутую "садизмом познания" и изучающую свой объект "против шерстки". Критик-психоаналитик должен порвать с кино, сохранив воспоминания о своей любви к нему. Такой подход амбивалентен, пользующийся им кинокритик неизбежно ломает и теряет свою игрушку, но семиолог вновь находит ее, — утверждает М.
Переходя от общеэстетич. положений к конкр. структурно-психоаналитич. исследованию кинематографа, М. сосредоточивается на психоанализе трех выделяемых им структур: сценария (означаемого), текстовой системы фильма (означающего) и киноозначающего. Трактуя сценарий в широком смысле как тематику уже отснятого фильма, его интригу, персонажи, пейзажи, монтаж, язык, М. видит в нем воображаемое означаемое, чреватое "вторым сценарием" — символическим означающим. Роль психоанализа и состоит в высвобождении неявных значений сценария, его превращении в означающее: изучать сценарий с психоаналитич. (или шире — семиотической) т.зр. значит конструировать его как означающее. Призывая к изучению механизма кино в целом, М. подчеркивает, что гл. отличие нового эстетич. подхода к кинематографу заключается не в противопоставлении отдельного фильма (один-единственный фильм) "интегралу кино" (все существующие фильмы), но в изучении текстов и культурных кодов.
Соч.: Essais sur la signification au cinema. T. 1-2. P., 1968-72; Langage et cinema. P., 1971; Le signifiant imaginaire. Psychanalyse et cinema. P., 1977; Essais semiotiques. P., 1977.
H. Б. Маньковская.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
(Metz)
Франко-прусская война
Крепость была окружена немцами после разгрома марш. Базена под Гравелотом 8 авг. 1870. После ряда безуспешных попыток прорваться через прусские линии Базен сдался принцу Фридриху Карлу 27 окт. с тремя маршалами, 6000 офицеров и 173 000 солдат. Немцы захватили 56 знамен, 622 полевые пушки, 72 митральезы, 876 крепостных пушек и ок. 300 000 винтовок. Марш. Базен был осужден за измену и приговорен к 20 годам тюремного заключения.
См. Гравелот, Седан.
(Metz), город во Франции, в Лотарингии, на р. Мозель, адм. ц. департамента Мозель. 124 тыс. жителей (1990). Машиностроение, химическая, пищевая промышленность. Университет.
(Metz) — город и первоклассная крепость в немецкой Лотарингии, при впадении Сейля (Seille) в Мозель. 9 ворот, между которыми замечательны Немецкие (Porte des Allemands, XV в.). С 1872 г. улицы и площади носят французские и немецкие названия. Собор немецко-готического стиля, но фасад — итальянский; две неоконченные башни, на одной из них колокол в 11210 кг весом. Два крытых рынка; подземный водопровод. Военная школа (бывшая Ecole d'application de l'artillerie et du g é nie), заведение для глухонемых, музыкальная и рисовальная школы, библиотека в 36000 томов, картинная галерея, естественноисторический музей, коллекция монет, ботанический сад; несколько ученых обществ. 60186 жителей (1890). Большие фабрики сукна, одеял, фланели, хлопчатобумажных тканей, полотна, стекла, фаянса, бумаги, шляп. Очень оживленная торговля, в особенности скотом и сельскохозяйственными продуктами. Город очень пострадал от войны 1870—1871 гг.; число жителей, до тех пор быстро возраставшее, со времени перехода его к Германии остается неподвижным; большие казенные работы, сданные немецким подрядчикам, привлекли сюда множество немцев, особенно рабочих, так что немцев в М. столько же, сколько туземцев (по 46%); остальные 8% жителей — иностранцы.
Mец (Divodurum галлов, Mediomatrica римлян) сильно потерпел при нашествии Аттилы в 451 г.; был столицей Австразии, в 843 г. достался Лотарю I, в 870 г. — восточно-франкскому или немецкому государству. В 1444 г. М. был тщетно осаждаем французами; Генрих II присоединил его к Франции в 1552 г. С 20 октября 1552 г. по 2 января 1553 г. его безуспешно осаждали войска императора Карла V. Когда началась война 1870 г., новые форты вокруг М. далеко еще не все были готовы; боевых и продовольственных запасов в крепости было недостаточно. После побед, одержанных немцами в начале августа, французская Рейнская армия (5 корпусов) отступила к М. Базен, приняв начальство над ней, сначала предполагал дать сражение на реке Ниде, но затем решился идти через Вердён к Шалону, чтобы там соединиться с армией Мак-Магона. При самом начале движения армия его была атакована на походе передовыми частями германских войск, что повело к боям при Коломбе-Нульи (14 августа) и Марс-ла-Туре или Вионвилле (16 августа). Не распознав слабости своих противников, Базен упустил случай нанести им поражение, распоряжался бестолково и наконец снова отступил под стены М. 18 августа произошло кровопролитное сражение под Гравелотом (см.), после чего немцы окончательно обложили М. и усилили свою блокадную линию укреплениями. Когда 29 августа доставлено было в М. известие, что 27-го армия Мак-Магона подошла к реке Маас и идет на Монмеди, то Базен решился сделать попытку прорваться. Это привело к бою при Нуасвиле (Роменвиле) 31 августа и 1 сентября; но атака, веденная вяло и нерешительно, кончилась неудачей, и французы должны были отступить за линию своих фортов. 9 сентября пришло известие о седанской капитуляции. Переговоры, завязанные вследствие этого Базеном с главной квартирой германской армии, не привели ни к чему; между тем положение осажденных, вследствие истощения жизненных припасов, становилось день ото дня тяжелее. К голоду присоединилось ненастье, удручающим образом влиявшее на расположенные в лагерях войска; чтобы занять их, было сделано несколько бесплодных вылазок. Когда запасы окончательно истощились и у войск, и у жителей, 27 октября заключена была капитуляция и 29-го побежденная голодом армия Базена сдалась: 173 тыс. человек и весь громадный военный материал, находившийся в М., достались в руки победителя. Падение М. было решительным событием войны: оно сделало войска принца Фридриха-Карла свободными для действий против вновь сформированных французами армий.
См. Lang, "M. und Seine Umgebungen" (2-е изд., 1884); v. Firks, "Die Verteidigung v. M. im Jahre 1870" (Б., 1874); Bazaine, "Episodes de la guerre de 1870 et le blocus de M." (1883); Herisson, "Die Legende v. M." (Б., 1887).