(греч. Midas)
(738 - 696 до н.э.)
царь Фригии, славившийся огромным богатством. Согласно одной из легенд, М. попросил Диониса, чтобы тот превратил в золото все, к чему он притронется. Когда от прикосновения М. стала превращаться в слитки золота даже пища, несчастный взмолился об освобождении от этого дара, и Дионис повелел ему искупаться в р. Пактол, ставшей с тех пор золотоносной. По другому мифу, Аполлон наделил М. ослиными ушами за то, что тот, будучи судьей в музыкальном состязании его с Паном, отдал предпочтение последнему.
Моисеева Т.А. Мидас как символ богатства в античной традиции // ВДИ. 1984. № 4.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Фригийский царь, о котором существует множество легенд позднего происхождения. У Мидаса был знаменитый розарий, где однажды, после дионисийской оргии, остался пьяный Силен и рассказал Мидасу удивительную историю Атлантиды. Когда Мидас отослал Силена обратно к Дионису, Дионис по желанию Мидаса сделал так, что все, к чему бы ни прикоснулся царь, тотчас превращалось в золото. Однако золотом становились и еда с питьем, и, чтобы избавиться от волшебства, царю пришлось искупаться в источнике Пактол, который с тех пор стал золотоносным. Когда Пан и Аполлон соревновались между собой в музыкальном искусстве, Мидас отдал свое предпочтение Пану, и в отместку Аполлон наградил его ослиными ушами. О том, что у Мидаса ослиные уши, знал только его брадобрей, который однажды, не выдержав, вырыл в земле ямку и прошептал туда свою тайну. На его несчастье, на этом месте вырос тростник и расшелестел об этой тайне по всему свету. Эту легенду передает Овидий в "Метаморфозах".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
♦ Поэт — это "царь Мидас, <который> бреется сам и сам бегает к камышовой кочке" (письма Шенгели к Шкапской, РГАЛИ).
Мида́с - в древнегреческой мифологии фригийский царь, обладавший сказочным богатством: все, к чему он прикасался, превращалось в золото; он также был наказан Аполлоном, наделившим его ослиными ушами за неправедный суд.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Сын Гордия, царь Фригии, славившийся своим богатством. Еще ребенку М.муравьи таскали пшеничные зерна, предвещая будущее богатство. Когда к М.привели связанного Силена, который сбился с пути во время шествия Диониса, царь радушно его принял, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису. Вариант: М.сам поймал Силена, подмешав вино в воду источника, из которого тот пил. В награду за освобождение Силена Дионис предложил М.исполнить любое его пожелание. М.пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Но в золото стала превращаться пища, что грозило М.голодной смертью, и он взмолился богу, чтобы тот снял чары. Дионис приказал М.искупаться в источнике Пактол, отчего источник стал золотоносным, а М.избавился от своего дара.
М. был судьей на музыкальном состязании между Аполлоном и Паном (вариант: Марсием) и признал Аполлона побежденным. Вариант: судьей был Тмол, который присудил первенство Аполлону, а М.предпочел Пана. За это Аполлон наделил М.ослиными ушами, которые царю приходилось прятать под фригийской шапочкой. Цирюльник М., увидев уши и мучаясь тайной, которую никому не мог рассказать, вырыл ямку в земле и шепнул туда: «У царя Мидаса ослиные уши!» — и засыпал ямку. На этом месте вырос тростник, который прошелестел о тайне всему свету.
царь Фригии в 738-696 до н. э. Согласно греческому мифу, Мидас был наделен Дионисом способностью обращать в золото все, к чему бы он ни прикасался. По древнему мифу, невежественный и самоуверенный Мидас присудил первенство в музыкальном состязании Аполлона с Паном последнему (отсюда "мидасов суд" - суд невежды); в наказание за это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами (отсюда "уши Мидаса").
(Μίδας) — имя многих фригийских царей. Первый М. был сын Гордия и Кибелы, культ которой был очень развит в Пессинунте. С именем его связаны рассказы о роковом даре, в силу которого все, к чему он прикасался, обращалось в золото, и об ослиных ушах, которыми наделил его Аполлон, разгневанный тем, что при состязании его с Паном (или Марсием) М. отдал последнему предпочтение перед богом.
или карета, саженная морская черепаха Chelonia mydas.
(греч. Mídas), царь Фригии в 738≈696 до н. э. В ассирийских источниках конца 8 в. до н. э. известен как Мита. Выступил в 717 в коалиции против ассирийского царя Саргона II, но затем был вынужден ему подчиниться (707 до н. э.).
В греческой мифологии существует много легенд о М. ≈ царе Фригии, сыне Гордия . Согласно одному из древнегреческих мифов, бог Дионис наделил М. способностью обращать в золото всё, к чему бы он ни прикасался; т.к. в золото превращалась даже пища, М. был вынужден освободиться от этого дара, выкупавшись в р. Пактол, ставшей после этого золотоносной. По др. мифу, невежественный и самоуверенный М. присудил первенство Пану в музыкальном состязании последнего с Аполлоном (отсюда выражение «мидасов суд» ≈ суд невежды) и в наказание за это был наделён Аполлоном ослиными ушами, которые тщательно прятал под фригийской шапкой (отсюда выражение «уши Мидаса»).
(греч.) — фригийский царь, сын Гордия, славившийся своим богатством. Еще в детстве муравьи приносили М. пшеничные зерна, предвещая ему богатство. Когда к М. привели силена, отставшего от шествия Диониса, царь его радушно принял и через десять дней возвратил богу. В награду за это Дионис предложил М. исполнить любое его желание, и М. захотел, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Его желание было исполнено, но в золото стала превращаться и пища, и тогда М. взмолился, чтобы Дионис освободил его от чар. Бог приказал ему искупаться в источнике Пактол, отчего тот стал золотоносным, а М. избавился от дара. Известен миф о том, как М. был судьей на музыкальном состязании между Аполлоном и Паном (вариант: Марсием). Он признал Аполлона побежденным, и тот наделил его ослиными ушами, которые царю приходилось прятать под фригийской шапкой. Об ушах знал только цирюльник, который мучился тайной, пока колдунья не посоветовала ему вырыть в земле ямку и шепнуть туда: «У царя Мидаса ослиные уши!» На этом месте вырос тростник, сообщивший о тайне М. всему свету.