22 ноября 2024
450 тысяч слов
+54 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова мидраш

все
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Энциклопедия иудаизма
Вестминстерский словарь теологических терминов

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

мидраш

(евр. midrasch, множ. число midraschim, "исследование, истолкование", особенно библейского текста) — особый вид произведений еврейской литературы, процветавший от IV до XII в.; см. Еврейская литература. Много мелких М. собраны у Ad. Jellinek'а в его "Bet ha-Midrasch" (Лейпциг, 1853—57; В., 1873 и 1877), и у Horovitz'а: "Sammlung kleiner Midraschim" (Б., 1881). Некоторые М. переведены на немецкий язык Aug. W ü nsche в его "Bibliotheca rabbinica" (Лейпциг, 1880 и сл.).

Ср. L. Zunz, "Die gottesdienstlichen Vortr ä ge der Juden, historisch entwickelt" (Б., 1832); J. H. Weiss, "История еврейской традиции" (на еврейском языке, т. II, В., 1876).

Энциклопедия иудаизма

мидраш

   Происходит от глагола "дарош", что означает - требовать, расследовать. Значение понятия М. в еврейских источниках - раскрытие внутреннего смысла текстов Библии в дополнение к прямому их пониманию. М. черпает свою силу из Библии, сам же он - всего лишь средство. М. танаим* и амораим* ставил своей целью найти в Писании источник и обоснование законов, которые не содержатся в Торе* непосредственно. М. исследует и интерпретирует не только Тору, но и все другие священные письменные источники. Эти Священные Книги вобрали в себя самую суть духовной жизни нации. Поскольку не стало пророков в Израиле, способных руководить народом и освещать ему путь посредством откровения, евреи обратились к изучению слова Божьего, переданного им через пророков в древние времена.

   Священное Писание - Тора, Хроники, видения пророков, Псалмы, мудрые изречения - послужили еврейству ключом к самопознанию. Еврейство нашло в этих источниках решение многих проблем и вопросов и утешение в страданиях своих.

   Патриархи и праведники прошлого были для народа постоянным источником света в его горьком настоящем.

   Самый древний М. был, как уже сказано, интерпретацией законов (мидраш галаха*). Вслед за ним возник М. агада*. Впервые он встречается в переводах и в философских исследованиях Филона Александрийского (I в.). Со временем М. агада отделился от М. галаха и стал самостоятельным предметом изучения: агаду начали преподавать в Домах Учения наряду с галахой.

   Есть убедительные доказательства того, что уже в III в. существовали рукописные сборники М., но до нашего времени дошли более поздние варианты. Составление агады продолжалось вплоть до завершения редакции Вавилонского Талмуда и даже позже, до конца эпохи гаонов*.

   М. комментирует стихи Библии один за другим. Самые ранние из них - "М. танаим" (Мехилта, Сифра и Сифрей) - посвящены галахе. Предметом М. галахи служат: 1) неясные части Торы, которые объясняются в соответствии с преданиями или посредством сопоставления и логических умозаключений; 2) обобщение: Библия говорит об определенном предмете, но это лишь частный случай, по которому следует судить о всех, подобных ему; 3) стихи Библии, смысл которых не ясен, и поэтому необходимо установить их точный смысл; 4) вещи, зависящие от размеров, не ясно указанных в Писании, когда необходимо определить их, например: "размером с маслину", "подобно яйцу", "четверть крови" и т. п.; 5) противоречия в библейском тексте, например, два положения, на первый взгляд отрицающие друг друга; .) галахот, которые не следует понимать буквально, например, "око за око".

   М. не галахические - это народная литература в лучшем смысле этого понятия. Они черпали из сокровищ народного творчества и вобрали в себя рассказы, сказания, аллегории, басни и поговорки. Эти литературные жемчужины творчества поражают сжатостью изложения и красотой формы. Среди комментаторов были и поэты, которые создали из материалов агады подлинные произведения искусства, например, сказание о разрушении Храма в начале М. книги "Эйха" и сказания о Ирмеягу и о Мессии в "Псикта рабати".

Вестминстерский словарь теологических терминов

мидраш

 ♦ (ENG midrash)

 (евр. - истолкование от darash - изучать)

   комментарии и пояснения к Священному Писанию, сделанные еврейскими раввинами, начиная с периода Вавилонского плена и заканчивая приблизительно 1200 н. э. Его двумя частями являются Галаха и Агада.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc