26 ноября 2024
450 тысяч слов
+19 за сегодня

Значения слова мизансцена

все
Словарь Ушакова
Кино: Энциклопедический словарь (изд. 1987)
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Большая Советская Энциклопедия

Словарь Ушакова

мизансцена

мизансцена, мизансцены, жен. (франц. mise en scène) (театр.). Размещение декораций, предметов и действующих лиц на сценической площадке соответственно разным моментам композиции спектакля и исполняемого произведения. Пьеса идет с новыми мизансценами. Участвовать в мизансцене.

Кино: Энциклопедический словарь (изд. 1987)

мизансцена

• МИЗАНСЦЕНА

   МИЗАНСЦЕНА кинематографическая (от франц. mise en scene - размещение на сцене), взаимное расположение актёров и окружающей их материально-веществ. среды на съёмочной площадке, натурной или павильонной. Допускается толкование М. как статического "среза" определённого момента действия, однако точнее и теоретически содержательнее трактовка М. как динамич. пространственно-временного единства, выражающего определённый авторский замысел на определённом отрезке спектакля или фильма. В игровом кино, как и в т-ре, М. является одним из важнейших реж. средств для выявления идейно-образного содержания драматургии. Через М. во многом проявляется реж. трактовка произведения. Однако в отличие от т-ра, где цепь М. непосредственно определяет конечный облик сценич. зрелища, в кино М. опосредуется кинокамерой, являясь предварит, условием построения мизанкадра (термин предложен С. М. Эйзенштейном), т. е. зрелища, приведённого к композиции на вертикальной плоскости экрана и включённого в монтажную цепь кадров. Поэтому в разработке кинематографич. М. режиссёр с художником и оператором учитывают не только перемещения актёра, но и движение или статику кинокамеры, тип применяемого объектива, ракурс съёмки, динамику освещения и т. д. Соотношения М. и кинокадра различны. М. может исчерпываться одним кадром, снятым статичной, панорамирующей или движущейся камерой; она может стать основой серии монтажных кадров, зафиксированных с разных точек одной или неск. камерами; один кадр может объединить неск. М. последовательно или одновременно (симультанно). Кино в процессе своего развития освоило разл. виды М. Ещё в ранние годы периода дозвук. кино крупнейшие кинорежиссёры, используя передовой сценич. опыт, в то же время начали преодолевать традиционную для т-ра одностороннюю ориентацию М. на "зеркало сцены", динамизировали М. как внутри кадра, так и с помощью переноса точки съёмки. В творчестве Д. У. Гриффита, Э. Штрогейма, Л. В. Кулешова, В. Шёстрёма, Ф. Мурнау и др. мастеров зрелого немого кино были достигнуты классич. образцы массовых и камерно-психологич., многопланных и симультанных М. Снятые с помощью короткофокусной оптики т. н. глубинные кадры (в частности, в ранних фильмах Эйзенштейна и Э. К. Тиссэ) не только способствовали преодолению плоскостности экрана, но и подготовили сложные глубинные М. в звук, кино, позволявшие сохранять непрерывность актёрской игры при "внутрикадровом монтаже". Мастерами этого вида М. стали М. И. Ромм, О. Уэллс, У. Уайлер, Ж. Ренуар, К. Мидзогути и др. Образно-метафорич. М. как равноправный "голос" в звукозрительной полифонии ф. использована Эйзенштейном (в ф. "Иван Грозный"), Л. Висконти и др.

   Построение М.- один из существенных стилеобразующих факторов фильма. Стилистич. диапазон кинематографич. М. необычайно широк: от имитации спонтанности, "бытовой случайности" до опытов передачи символич. и даже ирреальной условности (напр., совмещение разновременных действий в "Земляничной поляне" И. Бергмана, достижение эффекта "метафизич. пространства" и "мысленной реальности" в фильмах Ж. Кокто, А. Рене, С. И. Юткевича и др.). Большой вклад не только в практику, но и в теоретич. осмысление кинематографии М. внесли сов. кинематографисты.

   ◘ Кулешов Л. В., Основы кинорежиссуры, (М.), 1941; Эйзенштейн С, Режиссура. Иск-во мизансцены, в кн.: Избр. произв., т. 4, М., 1966; его же, О стереокино, там же, т. 3, М., 1964; Нижний В., На уроках режиссуры С. Эйзенштейна, М., 1958; Ромм М., Глубинная мизансцена. Мизансцена и монтаж, в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1980; Юткевич С. Каранович А., Рождение мизансцены, в сб.: Вопросы киноиск-ва, М., 1955; Базен А., Уильям Уайлер, янсенист мизансцены. Т-р и кино, в его кн.: Что такое кино?, пер. с франц., М., 1972.

   Н. И. Клейман.

Энциклопедический словарь

мизансцена

расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены - один из важнейших элементов режиссуры.

Словарь Ожегова

мизансцена

МИЗАНСЦЕНА, ы, ж. Размещение актёров и сценической обстановки в разные моменты исполнения пьесы.

| прил. мизансценический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

мизансцена

ж.
Расположение актеров на сцене относительно друг друга и окружающего их
реквизита в какой-л. момент спектакля.

Большая Советская Энциклопедия

мизансцена

(франц. mise en scène ≈ размещение на сцене), расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы, М. представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. В характере построения М. находят выражение стиль и жанр представления. Через систему М. режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму. Процесс отбора точных М. связан с работой художника в театре, который вместе с режиссёром находит определённое пространственное решение спектакля и создаёт необходимые условия для сценического действия. Каждая М. должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично.

В кино большое значение при создании М. имеет положение киноаппарата, выбор плана и т.п.

Лит.: Попов А. Д., Художественная целостность спектакля, М., 1959, с. 207≈40.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом мизансцена

  • Ведь та мизансцена, пришедшая к Фоменко в процессе мучительных поисков, когда я бегу по кругу и в конце концов бросаюсь к Шмаге и сжимаю его в объятиях, родилась из этой предпосылки.
  • Глубинная мизансцена, различная крупность планов, световая и звуковая партитуры осознавались как необходимые составляющие для работы над произведениями телевизионного искусства.
  • В этом есть что-то невыносимо театральное, это словно бы какая-то мизансцена из Теннесси Уильямса.
  • Напротив, только в радость – ещё одна смачная мизансцена в копилку.