милосердие, милосердия, мн. нет, ср. (книж.). Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Взывать к милосердию.
• Сестра милосердия, брат милосердия - см. сестра, брат.
сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.
Древнерусское – милосьрдъ.
Старославянское – милосрьдъ.
Латинское – misericordia (достойный сожаления).
Существительное «милосердие» пришло в русский язык из старославянского, где «милосрьдъ» стало калькой с латинского misericordia. Значение слова «милосердие» – «доброта, сострадание».
Производные: милосердный, милостивый, милость.
сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность М. - равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие. С древности в различных культурных традициях М. осмысляется как важное, если не фундаментальное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование. В конфуцианстве человеколюбие - жень - считалось основой добродетели, а заботу о людях (шу) Кун-цзы (Конфуций) называл одним из основных жизненных принципов. Деятельное сострадание отстаивал в своих законах индийский царь Ашока. В христианстве М. приобретает этически особое значение как одна из трёх - наряду с верой и надеждой - богословских добродетелей. М. - инициативное чувство и активное действие. В М. человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения, М. составляет долг человека: в М. человек призван осуществить нравственный идеал. На это указывает заповедь любви. Однако М. - не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. В М. человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого. М. предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, а в последовательном своем выражении - деятельное участие в жизни другого.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 142)
См. также Аскетизм, Заповедь любви, Совершенство
жестокость
(Рахамим)
Тора* призывает нас к милосердию и снисходительности, поэтому обязывает нас оставлять на поле упавшие колосья - "лекет", забытый сноп - "шихеха" и несжатый край - "пеа" для бедняка, пришельца, вдовы и сироты. Тора также предостерегает: "Если взял ты в залог платье ближнего твоего, до захода солнца верни его ему" (Исх. XXII, 25). Кредитор может возразить: "Я, быть может, подарил бы ему взятое им в долг, но он одолжил и обязался вернуть, а теперь, если не возвращает, то он - мошенник. И если взял я платье его в залог, зачем же верну его? И как взыщу с него долг?" Но Тора призывает к прощению и снисхождению и говорит кредитору: "В чем же ляжет он?" (там же, 2.).
Милосердие настолько близко и дорого Господу, давшему нам Тору, что после дарования Торы, приступая к обучению народа законам, по которым ему следует жить, с чего же начал Он? - "Если купишь раба-еврея, шесть лет пусть служит он, а на седьмой пусть выйдет на волю даром" (Исх. XXI, 2). Всем известно, каким было правовое положение рабов у древних народов. Рабы и потомство их были собственностью рабовладельца, как домашний скот. Владелец волен был безнаказанно калечить и убивать своих рабов. А Тора в первых своих законах обязывает освободить раба-еврея через шесть лет.
И не только к человеку требует Тора милосердия и снисхождения, но даже к скоту и птице, как сказано: "Не заграждай рта волу, когда он молотит" (Втор. XXV, 4).
И сказали хазал*: "Как Он снисходителен и милосерден, так и ты будь снисходителен и милосерден".
А р. Гамлиэль* сказал: И дал тебе милость и помиловал тебя (Втор. XIII, 18) - всякий, кто проявляет милость к творениям Божьим, удостаивается милости Неба, а тот, кто не являет милость творениям Божьим, не удостаивается милости Неба.
Агада* рассказывает: Страдания Раби* были вызваны поступком его и исчезли благодаря поступку его. Вызваны были - однажды повели тельца на убой. Убежал телец и спрятал голову свою под полой одежды Раби и мычал тревожно, как бы говоря: Спаси меня! Сказал ему Раби: Иди, для того ты и создан! И за то, что не проявил он милости, одолели его боли. И благодаря поступку его боли исчезли: Однажды служанка Раби убирала его дом. Нашла она котят и хотела выбросить их. Сказал ей Раби: Оставь их, ибо сказано: И милосердие Его на всех созданиях Его (Пс. 145,9). За то, что смилостивился он, смилостивилось над ним Небо (БМ.).
милос’ердие — духовное свойство (плод духа, Гал.5:22), при котором человек милостив, любящ, снисходителен. Господь, милосердный ко всем, призывает также и Своих быть милосердными (Мих.6:8 ; Лук.6:36), ибо нет милости на земле (Ос.4:1 ; Мих.7:2).
высочайшая добродетель: деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обремененным и страдающим.
одна из очень важных христианских добродетелей. Милосердие (или милость) оказывается как делами материальными, так и делами духовными. По словам святителя Иоанна Златоуста, «различен милования образ и широка заповедь сия». Дела милости материальной (телесной) таковы: поить жаждущих, кормить голодных, одевать нагих либо не имеющих средств для покупки необходимой одежды, посещать заключенных и больных, принимать путешественников, погребать умерших в нищете. Духовные милости состоят в следующем: обращать грешников от их заблуждений, просвещать несведущих истиной и добротой, подавать ближнему совет в затруднении или неведомой ему опасности, утешать печальных, не воздавать злом за зло, прощать обиды и молиться за ближних. Господь обещает милостивым, что они помилованы будут от греха и вечного осуждения на грядущем Страшном суде.
Милосердие
♦ Charité
Бескорыстная любовь к ближнему. Милосердие – вещь весьма полезная, ибо далеко не всякий ближний способен вызвать в нас бескорыстный интерес.
Поскольку к ближнему мы по определению относим любого человека без исключения, милосердие в принципе универсально. Этим оно отличается от дружбы, подразумевающей выбор или предпочтение (вспомним Аристотеля: «Плох тот друг, который дружен со всеми»). Друзей мы выбираем себе сами; ближнего не выбирают. Человек, который любит своих друзей, любит отнюдь не кого попало и не как попало: он отдает им предпочтение перед всеми остальными. Милосердие – это скорее любовь без предпочтений. Не следует смешивать милосердие с филантропией – любви к человечеству, т. е. к абстракции. Милосердие всегда касается конкретных людей, со всеми их особенностями и свойственными им недостатками. Быть милосердным значит любить первого встречного, но любить его потому, что он – живой человек; значит радоваться тому, что этот другой человек существует, каким бы он ни был.
Преградой между нами и милосердием является наше «Я», умеющее любить лишь себя (эгоизм) или ради себя (вожделение). Вывод отсюда напрашивается сам собой. «Любить чужака как себя, – пишет Симона Вейль, – подразумевает и оборотную сторону: любить себя как чужака». Следовательно, правы те, кто утверждает: милосердие должно начинаться с себя. Правда, чаще всего эта идея толкуется превратно, что полностью изменяет ее смысл. В заключение можно сказать, что милосердие начинается тогда, когда мы перестаем отдавать предпочтение себе.
, -я, ср.
Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.
* Проявить милосердие. *
(милость)
(милосердие)
♦ незаслуженные доброта и сострадание
А. Человеческое милосердие
1. Заповедь быть милосердным
♦ милосерден Господь:
Лк 6:36
♦ призыв к милосердию:
Рим 12:8; Иуд 22
♦ милосердие важнее, чем жертва:
Ос 6:6; Мих 6:6–8; Мф 9:13
2. Выражение человеческого милосердия
♦ уметь прощать:
Мф 18:23-35
♦ быть великодушным к раненым:
Лк 10:30-37
♦ быть добрым к бедным:
Лк 16:19-26
Б. Милосердие Бога
1. Составная часть его существа
♦ Бог милосерден:
Втор 4:31; Неем 9:31; Лк 6:36
♦ Его милосердие свободно:
Исх 33:19; Рим 9:15-18
♦ милость превозносится над судом:
Иак 2:13
2. Выражения Его милосердия
♦ прощает наши грехи:
Пс 20:3; Дан 9:9; 1Тим 1:13-16
♦ спасает нас во Христе:
Еф 2:4,5; Тит 3:4,5; 1Пет 1:18-23
♦ верен Своим заветам:
Втор 4:31; Втор 13:17–18; Неем 9:31
♦ принимает нас обратно к Себе:
Иер 3:12,13
♦ исцеляет нас, когда мы больны:
Флп 2:27
♦ щадит нас:
Быт 19:16; Пс 115:2-7
♦ спасает нас от врагов:
Пс 6:10,11; Пс 27:6,7
3. Молитва о милосердии Божием
♦ "Помилуй меня":
Пс 4:2; Пс 9:14
♦ "Услышь голос молений моих":
Пс 27:2; Пс 85:6,16
♦ "Вспомни милости Твои":
Пс 24:6
♦ "Будь милостив ко мне грешнику":
Лк 18:13
♦ "Помилуй нас, Иисус",
Мф 9:27; Мф 20:30,31
♦ см. также благодать, сострадание
♦ (ENG mersy)
(лат. misericordia)
доброе и сострадательное отношение, распространяющееся в Библии и на того, кто его не заслужил. Это - важная характеристика Бога и Его действий (Пс. 118:156; Иер. 31:20) и черта христианина (Лк. 6:36).
сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.
МИЛОСЕРДИЕ, я, ср. Готовность помочь комун. или простить когон. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьемун. милосердию. Общество «М.». Действовать без милосердия (жестоко).
• Сестра милосердия женщина, ухаживающая за больными, ранеными.
ср.
Готовность помочь кому-л. из чувства сострадания, человеколюбия; снисхождение,
помощь кому-л., вызванные такими чувствами.