миропомазание, миропомазания, мн. нет, ср. (церк.). Христианское т.н. таинство, выражающееся в крестообразном помазании миром (см. миро) младенцев после крещения, а также царей при коронации.
христиан, таинство, обряд помазания лба, рук, груди, глаз, ушей и ноздрей особым маслом — миро, который освящал человека; применялся также при коронации монархов.
(Конфирмация)
В таинстве Миропомазания (Конфирмации) христианин, сподобившийся нового рождения посредством Крещения, обретает благодатные дары Святого Духа, ниспосланного апостолам – и через них всей Церкви – в день Пятидесятницы.
Поскольку традиционным для Латинской Церкви является принятие Миропомазания в сознательном возрасте, те, кто принял Крещение в детстве, проходят длительную подготовку к Миропомазанию.
При Миропомазании присутствует восприемник (или восприемница): по возможности, эту функцию следует исполнять одному из крестных.
Обряд таинства Миропомазания совершается епископом или, с разрешения епископа, священником посредством возложения рук на голову кандидата и помазания его чела святым миром (составом из елея и различных ароматов, который, наряду с благословением елея оглашаемых и елея больных, освящается епископом утром Великого Четверга или в один из предшествующих ему дней на Мессе освящения мира и благословения елея). При помазании служитель таинства произносит тайносовершительную формулу: "N. (имя), прими знамение дара Святого Духа".
Местами сохраняется средневековый обычай сопровождать Миропомазание алапой – символическим напутствием в виде шлепка по щеке.
Согласно католическому учению Крещение и Миропомазание (равно как и Священство) запечатлевают принявшего их неизгладимой печатью (иначе именуемой характером) и поэтому не могут быть повторены.
Таинство Православной Церкви. При совершении Миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом Православной Церкви. Совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней с произнесением слов «Печать дара Духа Святого. Аминь».
В Православной Церкви принято совершать Миропомазание непосредственно после Крещения. Совершается единственный раз в жизни. В Византии и России миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при возведении на царствование.
одно из семи таинств Православной Церкви, обычно соединяющееся с таинством крещения и заключающееся в помазывании миром лба, ушей, век, ноздрей, губ, груди, ладоней и ступней крещаемого, после чего совершается троекратное шествие со свечой вокруг купели, чтение Апостола и Евангелия, омывание святого мира и пострижение волос.
таинство православной церкви. При совершении миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом православной церкви. Совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней с произнесением слов "Печать дара Духа Святого. Аминь". В практике православной церкви принято совершать миропомазание непосредственно после крещения. Совершается над человеком единственный раз в жизни. В Византии и России миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при возведении на царствование.
одно из таинств Православной церкви. Помазанный миром человек освящается сошествием Святого Духа. После этого он становится полноправным членом Православной церкви. Миропомазание совершается во время таинства крещения, когда крещаемому помазывают миром лоб, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, ладони и ступни. При этом священник или архиерей произносит молитву: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Миропомазание совершают над человеком только один раз в жизни. В древней Византии (а впоследствии в России) второе миропомазание совершали только над монархами при возведении их на трон.
♦ (ENG chrismation)
(греч. chrisma - помазание)
в Восточных церквях - практика помазания новокрещеных людей маслом и осенения их крестом, при к-рой священник говорит: "Печать дара Святого Духа". В широком смысле - помазание священным маслом (миро).
МИРОПОМАЗАНИЕ, я, ср. Христианское таинство обряд помазания миром лица, глаз, ушей, груди, рук, ног в знак приобщения к божественной благодати.
ср.
Христианский церковный обряд, заключающийся в крестообразном помазании миром
(при крещении, венчании на царство).
(χρίσμα τοΰ μύρου, confirmatio) — одно из христианских таинств, второе по порядку совершения, существующее в церквях православной, католической и армяно-григорианской, а также у коптов, несториан и иаковитов. Помазание чела, очей, уст, ноздрей, ушей, персей, рук и ног священным миром (см.), с произнесением слов "печать дара Духа Св.", сообщает человеку, через крещение вступившему в состав церкви, силы благодати Божией, необходимые для укрепления и возрастания его в жизни духовной, соответственной заповедям христианства. Учреждено таинство самим Иисусом Христом (Иоанн. VII, 37 — 39) и апостолами (Деян. VIII, 14 — 17; XIX, 2 — 6; Иоанн. II, 20, 27; 2 Кор. I, 21 — 22). Первоначально дары Св. Духа сообщались через руковозложение (Επιθεσις των χειρων); но когда последнее сделалось специальной формой таинства священства и число христиан возросло настолько, что не было возможности самим апостолам непосредственно преподавать дары Св. Духа всем крещаемым, место руковозложения заступило помазание миром. О непрерывном существовании М. в века, следовавшие за апостольским, свидетельствуют Ириней, Феофил Антиохийский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Киприан, папа Корнилий, Кириллы Иерусалимский и Александрийский, Григорий Богослов, Ефрем, Амвросий, Златоуст, Августин, Феодорит, соборы лаодикийский, II-й и VI-й вселенские. На первых порах М. совершалось епископами, от времени до временя посещавшими с этой целью свои епархии. Если епископ сам совершал крещение, то оба таинства совершались одновременно, одно за другим. С IV в. М. на Востоке всегда непосредственно следует за крещением, причем совершителями его становятся пресвитеры. На Западе чем далее, тем более это таинство (конфирмация) отделяется от крещения и совершается лишь епископами, причем с М. обязательно соединяется и возложение рук. Тридентским собором этот порядок совершения М. в католической церкви возведен в общеобязательный церковный канон. Современная восточная церковь руководится правилами II и VI вселенских соборов, которые говорят о помазании миром, а о руковозложении вовсе не упоминают. Кроме М. над крещаемыми младенцами, в православной церкви совершается М. и над теми из обращающихся к церкви, по прежнему вероучению которых не существует непрерывного иерархического преемства от апостолов и, следовательно, нет законного священства, необходимого для преподавания даров Св. Духа (протестанты, русские раскольники разных сект). Из католичества присоединяются к православию через M. только те, которые не успели еще принять конфирмацию. Лица, отступившие от православия в ересь или раскол и снова возвращающиеся в церковь, принимаются в нее без повторения М., через таинство покаяния. Наконец, православная церковь, следуя примеру церкви ветхозаветной, а ближайшим образом — церкви византийской, совершает М. над русскими государями, при их короновании. Это М. не есть ни особое таинство, ни повторение того М., которое совершено было при крещении (подобно тому, как поставление известного лица во епископа не есть повторение посвящения его во священники), а лишь особый вид, или высшая степень, таинства М., в которой сообщаются особенные высшие благодатные дары, потребные Государю ввиду особенного назначения его в мире и церкви. Одновременно с государем М. совершается и над Его супругой, с тем различием, что у нее помазуется лишь одно чело, тогда как у Государя помазуются чело, очи, уста, ноздри, уши, грудь и обе стороны обеих рук.
Н. Б — в.