23 ноября 2024
450 тысяч слов
+19 за сегодня

Значения слова мистика

все
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
Гаспаров. Записи и выписки
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

мистика

мистика, мистики, мн. нет, жен. (от греч. mystikos - таинственный).

1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с т.н. потусторонним миром (книж.). Средневековая мистика. Мистика гностиков. Мистика хлыстовства.

2. перен. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (разг. ирон.). Это уж мистика какая-то! Мистику разводить.

Культурология. Словарь-справочник

мистика

(от греч. — таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.

Мировоззренческие основы М. дгогут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм, христианство, ислам) абсолют — это личный Бог, и «единение» с Ним — это диалогическое «общение», которое требует согласия партнера и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В ересях «общение» может переосмысляться как «слияние» (так, исламский мистик аль-Халладж был казнен в X в. за то, что в экстазе сказал «я есмь Истинный», т. е. Бог). Наконец, в системах нетеистического мистицизма место личного Бога занимает безличное трансцендентное начало (дао даосизма, шуньята буддизма, «единое» неоплатонизма и т. п.). Однако все мистические доктрины имеют некоторые общие черты. Все они тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный из которых — смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители М. всех времен и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл М. иначе, чем в неадекватном намеке или через молчание (ср. «благородное молчание» буддистов). Теология М. обозначается в христианской традиции как «отрицательная» («негативная», апофатическая теология), поскольку она описывает Бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердительных характеристик. Практика М. предполагает ту или иную систему психофизических упражнений (дхьяна и йога в индийских системах М., «умное делание» православных монахов), обычно включающую гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах (янтры и мандалы в индийской традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов (мантры индуизма, «молитва Иисусова» в православии, молитвенные восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), на отдельных словах и т. д. В некоторых системах М. для таких «медитаций» рекомендуются позы и способы регуляции дыхания (йога, исихазм). Приемы могут быть самыми разными — от бешеной пляски дервишей до тихого «умиления» христианских аскетов. Но в любом случае М. не может обойтись без психотехники аскетизма (или, как в некоторых видах гностицизма и тантризма, а также в сатанизме, без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этических и сакральных запретов, создающего предпосылки для психологического шока и транса). Поскольку М. предполагает движение через неиспытанные психологические состояния, «посвящаемому» ничего не остается, как слепо вверяться руководству «посвященного», который испытал все на себе. Отсюда значение наставников типа «гуру» в индуизме, «пира» в суфизме, «старца» в исихазме, «цаддика» в хасидизме.

Хотя исторический аналог и прообраз М. можно усмотреть уже в глубокой древности в шаманско-оргиастических культах, имевших целью экстатическое снятие дистанции между человеком и миром духов или богов, однако М. в собственном смысле возникает лишь тогда, когда религиозное умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознательное отступление от логики в М. Поэтому самый ранний расцвет М. происходит в странах с философской и логической культурой — в Индии (веданта), Китае (даосизм), отчасти в Греции (пифагореизм, платонизм). Дальнейшие волны М., проходящие, как правило, поперек национальных и вероисповедных рамок, отмечают эпохи общественных кризисов: крушение Римской империи в первых вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство), конец Средневековья в XIII— XIV вв. (суфизм, каббала, исихазм, Иоахим Флорский, Майстер Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в XVII—XVIII вв. (кружки янсенистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты). При определенных исторических условиях М. становилась формой протеста против церковной и социальной иерархии (такова, напр., роль М. в мировоззрении плебейских сект времен Крестьянской войны в Германии). При других исторических условиях парадоксы М. давали импульс идеалистической диалектике. В условиях кризиса общества в полуинтеллигентских кругах получают распространение эклектические и наукообразные системы внеконфессиональной М. (теософия и антропософия), а также крайне вульгари-зованная практика обретения «мистического опыта» — от старомодных спиритических сеансов до радений хиппи. Мистические мотивы присущи ряду течений современной философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо рационалистических направлениях, как неопозитивизм, интерпретированный в ряде высказываний Л. Витгенштейна как род «апо-фатической М.», аналог «благородному молчанию» буддистов.

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Гаспаров. Записи и выписки

мистика

   ♦ "Что значит мистик? Немножко мистики, и человеку уже полегче жить на свете!" — отвечает Сема-переплетчик Янкелю-музыканту в пародии на пьесы О. Дымова.

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

мистика

Ми́стика - совокупность учений и практических действий, её целью является установление непосредственной связи с потусторонним миром или сверхъестественными силами.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

мистика

 Мистика

 ♦ Mystique

   Этимология слова отсылает нас к мистериям. Однако мистики, какую бы религию они ни исповедовали, утверждают, что им открыто нечто вполне очевидное. Поэтому поверим им, а не истории слова или суеверию. Итак, мистик это тот, кто видит истину лицом к лицу. Его ничто не отделяет от реальности – ни дискурс (я называю это молчанием), ни отсутствие (я называю это полнотой), ни время (я называю это вечностью), ни, наконец, он сам (я называю это простотой; буддисты употребляют термин анатта (***)). Он сумел преодолеть даже нехватку Бога. Он опытным путем постигает абсолют, и делает это здесь и сейчас. Но по-прежнему ли абсолют является Богом? Многие мистики, особенно на Востоке, отвечают на этот вопрос отрицательно. Отсюда – «чистый мистицизм», который, по выражению о. Анри де Любака, есть «наиболее глубокая форма атеизма» (А. Равье, «Мистика и мистики», Предисловие). Такие мистики уже ни во что не верят: им хватает опыта.

   Подобный мистицизм, достигающий максимума очевидного, становится противоположностью религии, которая являет максимум тайного.

   ***

   В буддизме анатта – доктрина, отрицающая «Я» человека; один из трех признаков проявленного существования.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

мистика

   , -и, ж.

   1. Вера в таинственный, сверхъестественный мир.

   * Средневековая мистика. Увлечение мистикой. *

   2. разг. Нечто загадочное, необъяснимое.

   * Просто мистика! *

   || прил. мистический, -ая, -ое и мистичный, -ая, -ое.

   * Мистический случай. Мистичное явление. *

Энциклопедический словарь

мистика

(от греч. mystikos - таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе "непосредственного единения" с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику (см. Мистицизм).

Словарь Ожегова

мистика

МИСТИКА, и, ж.

1. Вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. Средневековая м.

2. Нечто загадочное, необъяснимое (разг.). Все события последних дней какая-то м.

| прил. мистический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

мистика
  1. ж.
    1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром.
    2. перен. разг. Нечто непонятное, необъяснимое, загадочное.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово мистика может быть

Предложения со словом мистика

  • Он кое-что знал о магах-мистиках, в том числе то, что их состояние души, мысли, воспоминания часто воплощаются во снах, а порой обращаются в мучительные кошмары.
  • Бернарда Клервосского является не просто механической рецепцией, но имеет характер полемически заостренной интерпретации, исторически актуальной в перспективе привлечения авторитета великого мистика для защиты учения самого Генриха Сузо, опиравшегося во многом на концепции Майстера Экхарта, далеко не во всем совпадавшие с идеями св.
  • Такое обращение мистика в неожиданной форме не только снимает страх и негатив людей, но вдобавок меняет их негатив на позитив, дарит людям хороший настрой.
  • При этом необходимость мистика заключается в том, чтобы следовать Воле Бога, а вот необходимость, возникающая у самой Воли, уже и толкает мистика, как её проводника, в различные ситуации, содержащие немало чудес.

Цитаты со словом мистика

  • Чужда и смешна мне сия мистика дешевого православия, и всегда-то она требует каких-то обязательно неумных и жестоких подвигов.
    Сергей Есенин
  • Я понятия не имею, беден я или богат. Всем распоряжается жена. А для меня деньги — мистика.
    Сальвадор Дали
  • Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика.
    Фридрих Ницше