16 ноября 2024
450 тысяч слов
+17 за сегодня

Значения слова мистицизм

все
Словарь Ушакова
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Культурология. Словарь-справочник
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Словарь ереси и секты (Булгаков)
Вестминстерский словарь теологических терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

мистицизм

мистицизм, мистицизма, мн. нет, муж. (книж.). Склонность к мистике (в 1 знач.).

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

мистицизм

(от греч. mystikos — таинственный) — направление средневековой философии. Первым западноевроп. средневековым философом мистич. направления был Иоанн Скот Эриугена. Основоположником м. в Зап. Европе считается Бернар Клервоский. В XII в. крупным очагом м. во Франции была богослов, школа при монастыре Сен-Виктор, с деятельностью которого связаны религ. мыслители-мистики Гильом из Шампо, Гуго Сен-Викторский и Ришар Сен-Викторский. Крупными мистиками были Петр Дамиани, Бонавентура, а позже Николай Кузанский. В противоположность схоластам мистики утверждали, что путь постижения Бога состоит не в логике и рассуждениях, а в сверхразумном созерцании и чувстве, посредством религ. эмоций. Под м. понимали также способность вступать в непосредственное общение с Богом, растворять собственную личность в личности Бога. Ортодоксальные мистики (напр., Бернар Клервоский) стремились заменить схоластику мистикой. Большинство ортодоксальных мистиков принадлежало к ордену францисканцев, неортодоксальные же мистики были тесно связаны с неоплатонизмом, в том числе с его положением о непознаваемости Бога, и смыкались с пантеизмом.

В средневековом православии наиболее откровенным проявлением м. был исихазм, возникший и достигший своего расцвета в Византии. Его идеологами были визант. монахи. Начала исихазма можно обнаружить у Максима Исповедника (VII в.), оказавшего сильное влияние на Эриугену. Оформилось это учение в трудах Симеона Нового Богослова (949—1022), а расцвет исихазма — это мистич. учение Григория Паламы (паламизм) в XIV в. Суть исихазма — в стремлении к единению человека с Богом путем аскетизма, очищения души («сердца») слезами, молитвенной медитации («умная молитва»), осияния души божественным светом. Исихазм оказал огромное влияние на визант. (затем и на рус.) иконопись — статика, внутренняя сосредоточенность, асимметрия лиц персонажей и т.д.

Лит.: Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству. Харьков, 1888; Сидорова НА. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953; Соколов В.В. Средневековая философия. М, 1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М, 1957.

Культурология. Словарь-справочник

мистицизм

(греч. mystikos – таинственный) – умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна человеческому разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина – разновидность интуитивизма и иррационализма.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

мистицизм

, а, м.

   Вера в существование и возможность общения со сверхъестественными потусторонними силами.

   * Вообще я мог в году последнем В девицах наших городских Заметить страсть к воздушным бредням И мистицизму. Бойтесь их! // Лермонтов. Тамбовская казначейша // *

Словарь ереси и секты (Булгаков)

мистицизм

   По учению мистика немца Якоби (1743–1819), ни природа, ни разум не могут вести нас к познанию о Боге. Природа не столько открывает, сколько скрывает Бога, так как в ней мы видим только бессознательное сцепление причин, действующих без начала и конца. Разум человека, вращающийся в среде бытия и познания условного и ограниченного, также может приходить только к началам условным. Если мы захотим ограничиться только рассудочным познанием, то последовательно придем к отрицанию бесконечного и сверхчувственного, ибо из соединения условного с условным по законам рассудка может быть выведено только условное; с нашим рациональным мышлением мы никогда не можем выйти из области бытия посредствованного, т. е. из связи естественных и механических причин. Единственный источник познания о Боге есть внутреннее чувство, способность непосредственного созерцания Божества. Бог непосредственно близок нам в нашем собственном духе, точно так же как природа близка и присуща нам в нашем собственном теле. В Бога мы веруем потому, что видим, созерцаем Его, хотя, конечно, не телесными очами. Таким образом, по учению мистиков, идея о Боге не может быть следствием одного только наблюдения над природой или самостоятельной деятельностью разума, что существование её в нас предполагает воздействие на наш дух высочайшего, соответствующего этой идее существа - Бога; но, полагая в основание своего учения эту верную мысль, мистики, вместе с тем, впадают в крайность: они отрицают всякое значение участия разума в деле Богопознания и преувеличивают значение в этом отношении внутреннего чувства и созерцания. Вот почему история мистицизма и представляет нам не только глубокомысленных философов, но и многих мечтателей и визионеров, в защиту своих фантазий ссылавшихся на Божественное откровение, будто бы ими полученное. Первыми пропагандистами мистицизма на Руси явились масоны; из них наиболее деятельным был А. Лабзин. С 1803 г. он выступил с целым рядом переводов, а в 1806 г. начал издание мистического журнала «Сионский вестник». Мистицизмом начали увлекаться даже такие влиятельные лица, как кн. А. Голицын и М. Сперанский; сам Государь заинтересовался им. Кружок мистиков усилился с 1810 г. Феслером, который был вызван на кафедру философии в Петербургскую академию и, прослужив в ней 5 месяцев, перешел в комиссию законов; а с 1812 г. английскими методистами, приехавшими в Петербург. К тому же события 1812–1814 гг. породили религиозную настроенность в обществе. Всюду по городам стали появляться мистические кружки, куда собирались для чтения мистических книг, бесед, духовной молитвы и других мистических упражнений. Как модное направление, мистицизм нашел себе выражение в беллетристике, в живописи и архитектуре. На первых же порах своего существования мистицизм встретил противодействие со стороны представителей Православной Церкви, выразившееся в появлении некоторых литературных произведений с опровержением мистицизма. Но в первое время, когда сочувствие в обществе мистицизму было очень сильно, это противодействие не могло развернуться свободно и не имело должного успеха. Решительное противодействие началось с 1824 г., когда особым указом запрещено было печатать книги религиозного содержания без дозволения духовной цензуры и сделано было распоряжение: отобрать из библиотек учебных заведений все книги, содержащие учение, противное правой вере. В 1825 г. такое распоряжение сделано Св. Синодом касательно учреждений и лиц духовного ведомства; вместе с этим предписано наблюдать, чтобы впредь не распространялись религиозно-нравственные книги, изданные без разрешения духовной цензуры и рукописные.

Вестминстерский словарь теологических терминов

мистицизм

 ♦ (ENG mysticism)

 (от греч. mystikos - принадлежащий сокровенным обрядам)

   прямое постижение Божественного, или нуми-нозного, путем непосредственного схватывания.

Энциклопедический словарь

мистицизм

умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лищь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина - разновидность интуитивизма и иррационализма.

Словарь Ожегова

мистицизм

МИСТИЦИЗМ, а, м. Мистическое мировоззрение, склонность к мистике (в 1 знач.). Религиозный м.

| прил. мистический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

мистицизм
  1. м.
    1. Форма религиозно-идеалистического мировоззрения, основанная на мистике (1).
    2. Склонность к мистике (1).
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом мистицизм

  • Почему-то большинство исследователей на это закрывает глаза, считая, что данной проблемы как таковой не существует, другая же часть зарабатывает на мистицизме деньги, создавая различные психотехники на основе практик различных мистических школ и направлений.
  • Наиболее склонные к мистицизму авторы потратили гораздо больше времени на разговоры о будничных добродетелях терпения, смелости и доброжелательности с мистической точки зрения, чем на экстатические моменты или даже космическое единение, которое они в такие моменты, видимо, переживали.
  • Но, очевидно, если надо избегать всякой сбивчивости в понятиях и если поэтому надо придавать разнородности вещей больше цены, чем правильности перевода их названий с одного языка на другой, то слова «мистический и мистицизм» надо употреблять только в видовом или узком значении, только в применении к мистическому восприятию и к уверенности в его существовании.
  • Например, если наука и религия встретятся в мистицизме, тогда смогут встретиться Восток и Запад, тогда смогут встретиться мужчина и женщина, тогда смогут встретиться поэзия и проза, тогда смогут встретиться логика и любовь, тогда слой за слоем будут продолжаться встречи.