29 ноября 2024
450 тысяч слов
+17 за сегодня

Значения слова модерн

все
Словарь Ушакова
Энциклопедия моды и одежды
Культурология. Словарь-справочник
Архитектурный словарь
Словарь антонимов русского языка
Дизайн. Словарь терминов
Москва. Энциклопедический справочник
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

модерн

модерн [дэ], в знач. неизм. прил. (франц. moderne) (книж.). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 в.; см. модернизм). Стиль модерн. Мебель в стиле модерн.

Энциклопедия моды и одежды

модерн

   (франц. moderne - новейший, современный)

   1. Одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве (в том числе и в одежде), появившаяся в конце XIX - начале XX вв., противопоставляющего себя искусству прошлого. (Подробно см. Стиль).

   2. То, что современно и модно.

   3. разг. современный, модный.

   (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Культурология. Словарь-справочник

модерн

(фр. moderne – новый, новейший, современный)

течение в искусстве, главным образом в архитектуре и прикладных искусствах к. XIX – нач. XX вв., характеризуется нарочитой причудливостью и надуманностью форм.

стилевое направление в европейском и американском искусстве конца ХIХ – нач. ХХ вв. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

Архитектурный словарь

модерн

   стиль, преобладавший в архитектуре и декоративном искусстве Европы с 1880-х годов до Первой мировой войны, который во Франции и Британии назывался «ар-нуво», в Германии «югендстиль», в Австрии «сецессион», в Италии «либерти»; отличался творческим использованием естественных криволинейных форм, гибких текучих линий, стилизованных растительных узоров, стремлением отойти от архитектурных и декоративных стилей, основанных на археологической реконструкции прошлого.

   (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Словарь антонимов русского языка

модерн

старомодность

устарелость

Дизайн. Словарь терминов

модерн

МОДЕРН (франц. moderne – новейший, современный) ("ар нуво", "югенд-стиль") – стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. XIX – нач. XX в. Представители "модерна" использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (X. ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Ф. О. Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство "модерна" отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

Москва. Энциклопедический справочник

модерн

стиль в архитектуре конца XIX — начале XX вв., стремившийся противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого целостное эстетическое мироощущение (создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций). Черты стиля модерн — тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (уделяется особое внимание оформлению интерьера), изысканные живописные эффекты, увлечение «текучими» формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т.д. — нашли в московском зодчестве этого периода интенсивное и своеобразное развитие, наиболее отчётливо проявившись в произведениях Ф.О. Шехтеля. Среди характерных московских построек в стиле модерн: Сандуновские бани (Корпус магазинов, 1895, архитектор Б.В. Фрейденберг; Неглинная улица, 14), старое здание МХАТа, бывший дом Рябушинского (ныне Музей-квартира М. Горького), Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» (1899—1903, архитектор В.Ф. Валькот), дома Миндовского (Поварская улица, 44) и Исакова (улица Пречистенка, 28) — оба начала 1900-х гг., архитектор Л.Н. Кекушев.

В рамках модерна, но как особая его разновидность развивался неорусский стиль — национально-романтическое течение, перерабатывавшее формы древнерусского и народного зодчества (церковь Марфо-Мариинской обители, 1908—12, архитектор А.В. Щусев; здание Казанского вокзала и др.).

Литература: Кириченко Е.И., Москва на рубеже столетий, М., 1977.

Энциклопедический словарь

модерн

(франц. moderne - новейший, современный) ("ар нуво", "югендстиль"), стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19 - нач. 20 вв. Представители "модерна" использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Х. ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Ф. О. Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство "модерна" отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

Словарь Ожегова

модерн

МОДЕРН [дэ].

1. а, м. Направление в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве конца 19 начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм. Архитектура модерна.

2. а, м. То, что современно и модно (разг.). В погоне за модерном.

3. неизм. Современный, модный (разг.). Мебель м. Танцы м.

| прил. модерн, неизм. (к 1 знач.). Стиль м.

Словарь Ефремовой

модерн
  1. м.
    1. Стилевое направление в изобразительном и прикладном искусстве конца XIX в. - начала XX в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, лаконизму и целостности форм.
    2. разг. То, что современно и модно.
  2. прил. неизм. Современный, модный.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово модерн может быть

Предложения со словом модерн

  • Принимая основные концепции модерна, связывающие это явление с социальными и культурными процессами, обозначенными такими понятиями, как Новое время, Просвещение, научно-технический прогресс, иранские авторы пытаются раскрыть содержание трансформаций, имевших место в последние десятилетия в их собственной стране, увидеть перспективы, открывающиеся, благодаря происходящим преобразованиям, и пути сохранения важнейших ценностей, создававшихся на протяжении многих веков.
  • В них немыслимы лепнина и колонны классического стиля, не обоснованы витиеватые кружева и витражи модерна, достаточно трудно вписываются образы теплого прованса, зато как нельзя лучше подходит минимализм, в котором каждая вещь прежде всего выполняет определенную функцию и занимает точно отведенное место.
  • Если модерн решительно обозначил исходную точку новой истории, связывая ее с начавшимся веком Просвещения и в свете новых ценностей определил последующее развитие истории в соответствии с принципом прогресса, то романтизм, от которого следует вести историю тех форм, что проявились в символизме, был склонен к упразднению этих обозначенных модерном временных вех, решительно раздвигая пространство истории вплоть до Средневековья.
  • Если на первом, описанном выше понимании модерна основаны как теории модернизации (явившиеся и являющиеся теоретической моделью преобразований в постсоветской России и странах Восточной Европы), так и вообще глобальная стратегия Запада, то второе понимание модерна долгое время оставалось достоянием скорее интеллектуальных кругов и лишь в конце прошлого века актуализировалось в связи с проблемой недостаточной состоятельности теорий модернизации и усилением внимания к вопросам так называемого постмодерна.