25 ноября 2024
450 тысяч слов
+54 за сегодня

Значения слова модернизм

все
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Словарь музыкальных терминов
Термины Киносемиотики
Вестминстерский словарь теологических терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

модернизм

модернизм [дэ], модернизма, мн. нет, муж. (франц. modernisme) (иск.). Упадочное течение в искусстве и литературе в конце 19 и начале 20 в., враждебное реализму, с чертами декадентства и отчасти мистицизма.

Культурология. Словарь-справочник

модернизм

(фр. modernisme)

понятие, которое используется для обозначения всего комплекса авангардных направлений искусства и литературы конца Х1Х – ХХ вв. Основные черты модернизма – антиреализм, мистицизм, абсурдность, парадоксальность, апокалиптизм и др. Основные направления – кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм, экспрессионизм и др.

1) общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом;

2) одна из форм приспособления религии к новым условиям ее существования; модернизм пересматривает устаревшие традиционные религиозные представления и понятия, вступившие в очевидное противоречие с новыми научными представлениями верующих, с их изменившимся сознанием.

............

☼ понятие, использующееся в науке (наиболее активно его применяли в советской эстетике и искусствознании) для обозначения всего комплекса Авангардных явлений с позиции их предвзятой негативной оценки. В основном — это позиция консервативной линии в традиц. культуре по отношению ко всему новаторскому; в советской науке она, в первую очередь, определялась партийно-классовыми идеол. установками. Авангард, обозначенный как М., является объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей, часто огульной критики. Критиковали М. за отход от традиц. (в рамках традиции 19 в., прежде всего) культуры — за антиреализм, эстетство, отход от социально-политич. ангажированности, за смыкание с мистикой, абсолютизацию художественно-выразит. средств, апелляцию к иррац. сфере, алогизм, абсурдность и парадоксальность, пессимизм и апокалиптику, формализм, стирание грани между искусством и жизнью и т. п. Отсюда и термин зап. науки "Postmoderne" (=Transavangarde), обозначающий комплекс процессов в худож. культуре последней трети нашего столетия, явившихся своего рода реакцией на авангард, в отеч. науке был переведен как постмодернизм, т.е. термин, имеющий заведомо оценочно-негативную окраску, к-рой нет в соответствующих терминах зап. языков.

Лит.: Модернизм: Анализ и критика основ. направлений. М., 1980; 1987.

В. В. Бычков.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

модернизм

(от франц. moderne — современный, новейший) — общее обозначение тех направлений литературы и искусства XIX—XX вв., которые характеризуются разрывом с традициями реализма (или новизной по сравнению с реализмом), поисками особых, адекватных изменившимся жизненным условиям XX в., художественных средств.

Рб: художественные методы и направления

Корр: авангардизм, модернизм1 — в литературе.

Род: литературное направление

Вид: акмеизм, имажинизм, конструктивизм, символизм, футуризм

Асс: постмодернизм, модернизм2 — в искусстве

Род: художественное направление

Вид: абстракционизм, конструктивизм, символизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм

Асс: постмодернизм

* "Такие писатели, как Д. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка — общепризнанные столпы модернизма, — при всех кричащих противоречиях в их творчестве представляют собой выдающееся явление в литературе нашего века, без строгого и всестороннего научного анализа которого картина современного литературного развития была бы односторонней и необъективной" (А.С. Сулейманов). *

Словарь музыкальных терминов

модернизм

(от фр. moderneновейший, современный) — художествен­ные течения XX в., для которых характерен разрыв с эстетическими нормами и традициями классического искусства, связанные с кризисом буржуазной культуры. Музыкальный модернизм отстаивал позиции узкоэлитарного, отчужденного искусства, выражающего состояние одиночества, пессимизма и страха перед действительностью.

Термины Киносемиотики

модернизм

см. ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ.

Вестминстерский словарь теологических терминов

модернизм

 ♦ (ENG modernism)

   теологическое движение кон. 19 - нач. 20 в. среди протестантов и римских католиков, к-рые стремились интерпретировать христианство в свете современного знания.

Энциклопедический словарь

модернизм
  1. направление в католицизме кон. 19 - нач. 20 вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, "согласованию" его с современным научным и философским мышлением.
  2. общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего". В более строгом историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом.

Словарь Ожегова

модернизм

МОДЕРНИЗМ [дэ], а, м. Общее название разных направлений в искусстве конца 19 начала 20 в., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

| прил. модернистский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

модернизм

м.
Общее название направлений в литературе и искусстве XX в., для которых
характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля,
поиск новых эстетических принципов и разрыв с реализмом.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово модернизм может быть

Предложения со словом модернизм

  • Вероятно, на раннем этапе модернизма эти идеи способствовали его зарождению и распространению, однако на сегодняшний день не имеется никаких оснований для того, чтобы обращение к модернизации требовало выполнения именно того рецепта, который прописан Западом.
  • Когда Хассан завершил свой пестрый каталог постмодернизма (от «Космического корабля Земля» до «Глобальной деревни», литературы факта и хеппенинга, случайной редукции и пародийной буффонады, непостоянства и интермедийности) и попытался осуществить синтез этих многочисленных «анархий духа», игриво ниспровергающих холодные истины модернизма, то композитор оказался одним из немногих представителей искусства, кто мог быть легко ассоциирован с большей частью списка.
  • Зависимость русской культурной традиции последних двух столетий от Запада, став источником напряжения и внутреннего конфликта в «эпоху национализма», приводила идеологов и практиков модернизма к поискам способов актуализации автохтонных (народных, допетровских, низовых) традиций и к провозглашению возврата к «национальным корням» как содержательного смысла эстетического эксперимента.
  • Русскому христианскому модернизму были близки основные положения модернизма римско-католического, например, тезис о том, что следует различать вечную сущность христианских догматов и конкретно-историческую форму их проявления, или о том, что Церковь должна отказаться от «суеверий» – веры в чудеса, дьявола, загробные муки.