(греч. Moiroi)
в греческой мифологии богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды. Наиболее известны три м. - Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос («неотвратимая»). В литературе их изображали зловещими старухами, постоянно прядущими нить человеческой жизни. В Риме их называли парками.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
или Парки (лат.)
Богини судьбы. Дочери Зевса и Фемиды. Обычно упоминали трех мойр: Клото - пряла нить жизни, Лахесис - определяла жребий и самая грозная - Атропос - перерезала жизненную нить. В храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой Зевса изображались мойры как символ того, что судьбы повиновались Зевсу.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
(греч. «доля, участь, судьба») древнегреческие богини судьбы, которые определяли срок жизни человека. Иногда их изображали в образе старух. В римской мифологии и в послеантичный период именовали парками. Наиболее известными считались три из них: Клото, прявшая нить жизни; Лахесис, определявшая судьбу человека; Антропос, перерезавшая жизненную нить,
Мо́йры - в древнегреческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды (Клото, Лахесис и Антропос), ведавшие нитями человеческой судьбы.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Богини судьбы. С развитием олимпийской мифологии бытовали представления об одной, или двух, или трех М.Наиболее распространенный миф — о трех сестрах- М.Архаические М. — дочери ночи, также породившей смерть, сон, Немезиду, Эриду и Гесперид. Их имена — Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая»), Атропос («неотвратимая»). Лахесис назначает жребий еще до рождения человека, Клото прядет нить его жизни, Атропос неотвратимо приближает будущее. Платон считает, что эти три М. — дочери богини Ананке («необходимости»), вращающей мировое веретено. Существует вариант мифа, согласно которому олимпийский Зевс был отцом М., рожденных Фемидой.
М.сопричастны Зевсу, он именуется Морием. Зевс и Аполлон называются также Мойрагетами («водителями М.»). В храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Зевса находилось изображение М., и всем было очевидно, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу».
в греческой мифологии богини судьбы (в переводе с греческого - «доля, участь, судьба»), которые определяют срок жизни человека. Это дочери Зевса и Фемиды, которых иногда изображали в образе старух. Соответствуют римским богиням паркам.
(Клото, прявшая нить жизни, Лахесис, тянувшая эту нить, Атропос, которая ее обрезала) — в греческой мифологии дочери Зевса и Фемиды, богини неотвратимой судьбы.
в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. Мойрам соответствуют римские Парки.
(Μοϊραι) — греч. богини судьбы. Раннее религиозное мировоззрение обозначило этим именем верховный закон природы, указывая на богов, как на его исполнителей; наряду с выражением Διός αισα часто встречается выражение μοϊρα θεων. Из этого представления возникла вера в богинь М., стоящих особо от других божеств. По Гесиоду, их было три — Κλωτώ, Λάχεσις, Ατροπος; все они — дочери Ночи. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — ее случайности, третья — неотвратимость ее решений. Платон в своей "Республике" изображает М. сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене необходимости, сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поет о настоящем, Лахезис — о прошедшем, Атропос — о будущем. Рождение и смерть стоят под особым покровительством М.; в силу этого верования богини предполагались иногда существующими в двойственном числе (напр. в Дельфах было изображение только двух М.). Мойрам возносили моленья в дни свадеб. Как богини смерти, М. называются Μοϊραι κραταιαί (собств. Μοϊρα κραταιή) или Κλωθες βαρεϊαι. Они определяют момент смерти человека и заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему срока. Как дочери Ночи, М. — сестры и союзницы Эриний, которые считались не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары и отсюда — смерти. Далее, М. — богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных явлений. В силу такого символического значения они считаются уже дочерями не Ночи, а Фемиды, сестрами Гор. Зевс, отец их, верховный устроитель порядка, покоящегося на его θέμιστες, т. е. законах, называется, поэтому Μοιραγέτης — эпитет, который носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса. В искусстве М. изображались разно. На греческой вазе Fran ç ois в изображении шествия богов на брак Пелея и Фетиды М. помещены возле колесницы Гермеса и Маи, в числе 4, по наружности ничем не отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные художественные изображения относятся к римской императорской эпохе, когда были созданы и распространены атрибуты М. — прялка, свиток, весы. Изображались М. обыкновенно молодыми, но иногда выводились и в образе старух (напр. Catull., LXIV, 305). Буквально слово Μοϊρα означает доля, У римлян Мойрам соответствовали Парки.
Н. О.