монада, монады, жен. (греч. monas, букв. единство).
1. У древних математиков - единица.
2. У древних философов, напр. пифагорейцев, принцип, лежащий в основе бытия (филос.).
| В идеалистической философии Лейбница - одна из непротяженных, неделимых духовных единиц, как бы одушевленных атомов, из которых состоит мироздание (филос.).
3. Низший организм, переходный от растений к простейшим животным (зоол. устар.).
(от греч. monas (monados) — единица, единое, неделимое) — в ряде философских школ понятие, обозначающее основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме, единое в неоплатонизме, единое начало бытия (физический и одновременно психический элемент действительности) в пантеизме Дж. Бруно. Подлинным основателем учения о монадах (монадологии) был Готф-рид Лейбниц, у которого монада — психическая активная субстанция, воспринимающая и отражающая другие монады и весь мир («монада — зеркало Вселенной»).
Монада
♦ Monada
Духовная единица (monas). Термин «монада» сегодня употребляется исключительно в контексте философии Лейбница. Монада есть «простая субстанция, которая входит в состав сложных; простая, значит, не имеющая частей» («Монадология», 1). Может быть, монада – то же, что атом? Нет, если под атомом понимать материальное существо. Монады же суть духовные и исключительно духовные сущности; абсолютно простые, а значит, бессмертные души, которые могут быть, а могут и не быть наделены сознанием, но каждая из которых по-своему выражает вселенную, состоящую из их совокупности. Учение Лейбница являет собой плюралистический панпсихизм; «все живет, все исполнено души», как сказал Гюго, но живет в не поддающейся сокращению множественности индивидуальных субстанций, отделенных друг от друга и обладающих внутренним бытием («без окон и без дверей»). В этом смысле монадология есть спиритуалистический аналог атомизма, но вместе с тем и его противоположность.
(от греч. monas, род. п. monados - единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г. В. Лейбница, воспринимающая и отражающая др. монаду и весь мир ("Монада - зеркало Вселенной").
ж.
Неделимый первичный духовный элемент, который - вместе с другими подобными -
составляет основу мироздания (в философии Г.В. Лейбница).
(философ.) — см. Лейбниц.