монастырь, монастыря, муж. (греч. Monasterion).
1. Земельно-церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти (поступить) в монастырь.
| собир. Члены этой общины. Собрались всем монастырем.
2. Церковь и жилые помещения, принадлежащие этой общине. «Наш монастырь сверкал зубчатою стеной.» Лермонтов. «Цельный день сидите в комнате, словно в монастыре.» Чехов.
Древнерусское – манастырь.
Старославянское – манастырь.
Греческое – monasterion (жилище, келья монаха).
Существительное «монастырь» является греческим по происхождению и используется с X в.
Монастырь – это «религиозная община монахов или монахинь, которая представляет собой отдельную организацию».
Производное: монастырский.
(греч. monasthrion - уединенное жилище, от monas - одинокий и threw - оберегать) - общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав).
Древнейшие монастыри - буддийские - появились во 2 пол. 1 тыс. до н.э. в Индии и распространились в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Пещерные монастыри в Индии (в Аджанте, II в. до н.э.- VII в. н.э.) и Китае (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353-366 гг.) включали вырезанные в скале молитвенные залы (чайтья) со ступами, кельи, монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки. Монастыри из наземных построек в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии (Лингусы в Нанкине, Китай, XIV - XVII вв.) имели характер живописных комплексов, состоящих из молитвенных и жилых сооружений, мемориальных храмов и пагод, или регулярных осевых ансамблей смежных дворов, окруженных деревянными храмами-павильонами. Ламаистские монастыри Тибета (обычно располагавшиеся по склонам гор), Монголии, Бурятии, Калмыкии в основном представляли собой регулярные комплексы из ярусных храмов и домов лам.
Суровый крепостной характер носили первые христианские монастыри, появившиеся в IV - VI вв. в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Они были окружены мощными стенами и включали храмы (трехнефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. В VI - IX вв. сформировался архитектурный тип западноевропейского католического монастырского комплекса (сохранился план монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии, ок. 820 г.), имевшего регулярную планировку, где доминировала церковь, к которой примыкал дворик-клуатр с галереями, окруженный другими монастырскими помещениями и постройками (Сент-Олбанс в Англии, 1077-88 гг., Клюни в Бургундии, 1088-12 в.). Композиция монастырей варьировалась различными монашескими орденами. С экспансией немецкого ордена связаны монастыри-замки, где клуатр и залы включены в единый объем (Верхний замок в Мальборке, Польша, кон. XIII - XIV вв.). В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки). Православные монастыри Византии, балканских стран, Руси, Армении имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся иногда в течение веков (монастырь Хора в Константинополе, V - XV вв., монастырские комплексы на Афоне, X - XI вв., в Метеоре XIV - XVIII вв. в Греции). Комплекс окружали стены с башнями; вдоль стен располагались кельи, в центре - собор, трапезная, колокольня, колодец. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные монастыри, (Давид Гареджа, Герард). Живописные архитектурные ансамбли представляют собой русские монастыри. При их основании и расширении учитывалось расположение (при слиянии рек, у озера, на острове), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплекс с ландшафтом. Оборонные функции монастырей определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозерский монастырь и др.). Построенные вокруг городов или в их черте русские монастыри образовывали оборонительную линию и являлись узлами городской планировки (Донской монастырь, Новодевичий монастырь). Архитектурные формы русских монастырей до сер. XVI в. были строгими, лаконичными, а в кон. XVII в. обогатились красочным узорочьем.
В период Возрождения и барокко монастыри потеряли крепостное значение. Вместо них появились парадные ансамбли монастырей-дворцов, построенных компактно, по единому плану (Эскориал, Смольный монастырь в Спб). В -20 вв. новые монастыри строятся редко и не играют значительной роли в застройке города.
|
* * *
комплекс сооружений, включая храм или аббатство, где живут монахи или монахини.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Подводить (подвести) под монастырь прост. - поставить кого-либо в неприятное положение, подвести под наказание
(греч. «жилище монахов»)
1. Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. Около монастырей в более пустынном месте часто устраивались скиты для монахов, стремящихся к большему уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в.
2. Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.
(греч. - келья отшельника) - община монахов, совместно проживающих в соответствии с определенными правилами и нормами, предписанными Церковью и монастырским уставом.
(греч. жилище монахов) -
1) Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри назыв. ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри назыв. лаврами. Около монастырей на некотором расстоянии в более пустынном месте устраивались скиты для монахов, стремящихся к уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в.
2) Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.
1) монашеская община, объединенная единым уставом. Административно монастырь подчинен либо архиерею, либо самому патриарху. Управление монастырем осуществляет наместник в чине игумена или архимандрита. Крупные монастыри принято называть лаврами. На некотором отдалении от него располагается пустынное место, где селятся монахи, ищущие уединения. Первые монастыри стали появляться в Палестине и Египте в IV веке. Затем они получили широкое распространение во всем христианском мире. Первым монастырем на Руси был Киево-Печерский, который был организован в XI веке;
2) комплекс жилых, богослужебных и хозяйственных строений, принадлежащих монашеской общине.
1) ♦ (ENG monastery)
(греч. monasterion от monos - одинокий или отшельническая обитель)
здания, населенные людьми (монахами), давшими религиозные обеты и ведущими монашескую жизнь;
2) ♦ (ENG convent)
(лат. conventus - встреча)
община монахов, к-рые живут под присмотром настоятеля, или здание, в к-ром они живут. Обычно термин используется для обозначения места, где живут религиозные женщины, находящиеся под руководством настоятельницы.
МОНАСТЫРЬ, я, м.
1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м.
2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря.
• В чужой монастырь со своим уставом не ходят посл. о том, что в чужом месте не следует наводить свои порядки.
Подвести под монастырь кого (прост.) подвести под неприятность, наказание.
| прил. монастырский, ая, ое.
(болгарск. Битоль или Бетель [обитель?] турецк. Толи-монастир, лат. Bitolia, Butelium) — гл. г. вилайета в Западной Македонии (европ. Турции), на высоком логе (550 м высоты, 20 км шириной и 70 км шириной), окруженном высокими горами и прорезанном р. Черной (Црена; турецк. Кара-су), главным притоком р. Вардара, на болотистой почве. М. имеет большое торговое значение, так как лежит на перекрестке дорог, ведущих из г. Солуня (Салоник) в Драч (Дураццо), так называемой Via Egnatia, и из Софии в Янину; большой базар. Население М., доходящее до 50 тысяч, состоит из болгар, сербов, турок, греков, евреев, куцовлахов и цыган и занимается преимущественно ремеслами. Консульства русское, австрийское, греческое и великобританское. В плодородных окрестностях М. население живет земледелием, возделывая пшеницу, кукурузу, табак и марену. М. — конечный пункт железнодорожной линии Солунь — М. На месте М. был древний г. Гераклея-Линкестида, служившая (под именем Битоль) столицей болгарского царя Гавриила или Радомира в 1014—1015 г. В 1806 г. город был взят и разорен Али-пашой Янинским.