(сокращение от мо(тоцикл) и (велоси)пед), двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее скорость не более 50 км/ч.
[от мо (тоцикл) и (велоси) пед], двух- или трехколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания (рабочий объем которого до 50 см3) и педальным цепным приводом заднего колеса. Двигатель обычно одноцилиндровый двухтактный, мощность ок. 1,5-2 кВт. Скорость до 40 км/ч. МОПЕРТЮИ (Maupertuis) Пьер Луи Моро (Moreau) де (1698 - 1759), французский ученый, иностранный почетный член Петербургской АН (1738). В 1741-56 работал в Германии, президент Берлинской АН (1745 - 53). В 1736-37 руководил т. н. лапландской экспедицией для градусных измерений. Первым сформулировал принцип наименьшего действия (1740). МОПР, см. Международная организация помощи борцам революции. МОПС (нем. Mops), порода мелких бульдогообразных собак древнего происхождения. Выведена в Китае. Шерсть короткая, серебристо-серая или палевая, морда, уши и полоса на спине черные. Мопсов разводят во многих странах. МОР (More) Генри (1614 - 87), английский философ, профессор в Кембридже. Развитая им система мистического платонизма (1674) оказала влияние на Ньютоново определение пространства как "чувствилища Божества". МОР (Mohr) Карл Фридрих (1806 - 79), немецкий химик и фармацевт. Труды по аналитической химии. Сконструировал весы, названные его именем (1847). Автор "Учебника по химико-аналитическому методу тестирования" (т. 1-2, 1855-56). Ввел понятие о нормальном растворе в современном понимании. Предложил (1852) двойной сульфат аммония и двухвалентное железо (соль Мора), а также щавелевую кислоту как исходные вещества для приготовления стандартных растворов. Описал (1873) капельные реакции на фильтровальной бумаге и стеклянных пластинках. Разработал метод определения серебра (метод Мора). МОР (More) Томас (1478 - 1535), английский гуманист, государственный деятель и писатель; один из основоположников утопического социализма. Друг Эразма Роттердамского. Канцлер Англии в 1529-32. Будучи католиком, отказался дать присягу королю "верховному главе" англиканской церкви, после чего обвинен в государственной измене и казнен; канонизирован католической церковью (1935). В сочинении "Утопия" (1516), содержащем описание идеального строя фантастического острова Утопия (название дано Мором), Мор изобразил общество, где нет частной собственности и обобществлены производство и быт; труд - обязанность всех, распределение происходит по потребности. МОР (More) Томас (7 февраля 1478, Лондон - 6 июля 1535, там же), английский гуманист, государственный деятель, писатель. Образование. Происходил из зажиточной семьи лондонского юриста. Первоначальное образование получил в грамматической школе Св. Антония. Тринадцати лет был принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. В 1492-94 учился в Оксфордском университете, затем по настоянию отца проходил курс юридических наук в школах правоведения Лондона. Одновременно Мор изучал классические языки (латинский и греческий), произведения крупнейших античных и раннехристианских мыслителей (Платона, Аристотеля, Августина). Он сблизился с кружком оксфордских гуманистов - Джоном Колетом, Томасом Линакром, Уильямом Гроцином, Уильямом Лили, в 1499 познакомился с Эразмом Роттердамским, с которым его связывали отношения самой тесной дружбы (в доме Мора Эразм написал и ему посвятил свою "Похвалу Глупости"). Политика. Около 1502 Мор стал адвокатом и преподавателем права. В 1504 был избран в парламент, в стенах которого убедительно выступил против финансовых притязаний короля Генриха VII. После этого, опасаясь репрессий, был вынужден на время оставить политику и вернуться к адвокатской практике. В 1510 Мор снова в парламенте, созванном новым королем, Генрихом VIII; он представляет лондонских горожан; тогда же был назначен помощником городского шерифа. В 1515 в составе английского посольства был направлен для переговоров во Фландрию."Утопия"Во Фландрии Мор приступил к работе над первой книгой "Утопии", которую завершил по возвращении домой; вторая книга "Утопии" (собственно повествование о якобы недавно открытом государстве утопийцев) была в основном написана гораздо раньше. "Утопия" издана в конце 1516 в Лувене. В первой ее части содержится анализ социально-экономического положения Англии, острая критика огораживаний, хозяйственного монополизма, разложения английской деревни, нравственного упадка общества; во второй описывается идеальный общественный строй, основанный на началах общности, строй, в котором привилегированное положение занимают люди образованные и добродетельные. Третье, базельское издание "Утопии" 1518 было дополнено "Эпиграммами" Мора - собранием поэтических произведений разного жанра (стихотворений, поэм и собственно эпиграмм). По-видимому, одновременно с "Утопией" писалась "История Ричарда III", оставшаяся незавершенной (издана анонимно в 1543 в составе хроники Джона Гардинга, затем в 1548 и 1550 в хронике Эдуарда Холла с указанием на принадлежность ее Мору). Государственная служба. Генрих VIII, оценив критический пафос "Утопии", назначил ее автора в 1517 своим советником. В 1518 Мор уже королевский секретарь, он выполняет дипломатические поручения, с 1521 заседает в "Звездной палате" - высшем судебном учреждении Англии. Тогда же он был назначен помощником казначея королевства и удостоен рыцарского звания, вскоре получил значительные земельные пожалования. В 1521 от имени Генриха VIII был напечатан трактат "Защита семи таинств против Мартина Лютера", редактором которого, а возможно, и соавтором был Мор. Лютер послал резкий ответ королю, на что Мор в 1523 отозвался "Отповедью Лютеру", обвиняя его в подстрекательстве простого народа к бунту против законных правителей. В 1523 с одобрения короля Мор избран спикером палаты общин, в 1525-29 он канцлер герцогства Ланкастерского, а в октябре 1529 после смещения кардинала Уолси, Мор становится лордом-канцлером Англии. Последние годы. В мае 1532 король Генрих VIII, принявший после конфликта с папой сторону Реформации, заставил английское духовенство подчиниться контролю королевской власти. Мор, который в полемике с реформаторами защищал установления католической церкви, должен был уйти в отставку. Отказавшись признать "Акт о верховенстве", провозглашавший короля главой английской церкви, Мор в апреле 1534 был заключен в Тауэр, а в следующем году обвинен в государственной измене и казнен. В 1886 причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 - к лику святых (память 22 июня и 6 июля). Сочинения: Эпиграммы. История Ричарда III. М., 1973. Утопия. М., 1978. The Complete Works of St. Thomas More. New Haven; London, 1963. V. 1-16. Литература: Осиновский И. Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. М., 1978. Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и "Утопия". М., 1991. Reynolds E. E. The Field is Won. The Life and Death of St. Thomas More. London, 1968. О. Ф. Кудрявцев
МОПЕД, а, м. Сокращение: мотоцикл педальный лёгкий мотоцикл с педальным приводом.
| прил. мопедный, ая, ое.
м.
Легкий мотоцикл с педальным приводом.
[от мо(тоцикл) и (велоси)пед ], название двухколёсного транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания с рабочим объёмом до 49,8 см3 и педальным цепным приводом заднего колеса. В СССР лёгкие М. оборудованы двигателем с рабочим объёмом 45 см3, мощностью 0,88≈1,1 квт (1,2≈1,5 л. с.) без коробки передач, развивают скорость до 40 км/ч. Обычные М. снабжены одноцилиндровым двухтактным двигателем с рабочим объёмом 49,8 см3, мощностью 1,62≈1,84 квт (2,2≈2,5 л. с.), с двухступенчатой коробкой передач, развивают скорость до 50 км/ч. Перемена передач осуществляется рукояткой, расположенной на левом конце руля. Педали служат для пуска двигателя, торможения и упора ног при движении. В М. часто применяются автоматическая бесступенчатая клиноремённая силовая передача (см. Бесступенчатая передача ) и электронная система зажигания. За рубежом появились М. с электрическим аккумуляторным двигателем.
Техническая характеристика мопедов, выпускаемых в СССР
Показатели
Модель
«Рига-7»
«Рига-12»,
«Верховина-4»
Модель двигателя
Д-6
Ш-57
Максимальная мощность двигателя, квт (л. с.)
при об/мин.
0,88(1,2)
4500
1,62(2,2)
5300
Максимальная скорость ,км/ч
40
50
Масса, кг
36
52
Массовое производство М. началось в конце 1940-х гг. и продолжает увеличиваться. В СССР М. (табл.) производят заводы в Риге и Львове (в 1972≈340 тыс. шт.).
Лит.: Гришин Е. М., Янсон З. Я., Мопеды. Устройство и эксплуатация, М., 1966.
С. Ю. Иваницкий, Б. В. Синельников.