понятие, применяющееся для обозначения такой позиции при вынесении оценки моральной или нравственного поучения, которые по тем или иным причинам вызывают сомнение в их этической оправданности. О М. заходит речь тогда, когда моральная оценка рассматривается не как простое расхождение в ценностных определениях, а как признание систематического искажения моральным проповедником нравственных принципов. Недоверие к М. связано прежде всего с ущемлением нравственной автономии индивида, а также с безапелляционностью суждений морального проповедника и подозрением в его небескорыстности. М. можно трактовать как прямое следствие пренебрежения теми границами, которые сама мораль ставит моральному поучению как явлению безнравственному по своей сути. Психологической основой М. является широкий спектр осознанных и бессознательных прагматических интересов, поиск привилегированной позиции, которая позволяет пренебречь критичным отношением к собственным представлениям о должном и к своему праву на нравственное поучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 148)
Ч312.52