20 мая 2024
450 тысяч слов
+49 за сегодня

Значения слова мощи

все
Словарь Ушакова
Фразеологический словарь русского языка
Фразеологический словарь (Волкова)
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Гаспаров. Записи и выписки
Православный энциклопедический словарь
Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
Вестминстерский словарь теологических терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

мощи

мощи, мощей, ед. нет.

1. Высохшие, мумифицировавшиеся вследствие пребывания в сухой почве остатки человеческого тела, выдаваемые церковью (преим. православной и католической) за "нетленные останки" т.н. святых с целью религиозного обмана. С культом мощей связаны всевозможные фальсификации (куклы из ваты, восковые фигуры и т.п.).

2. перен. Об очень исхудалом человеке (разг. шутл.; срн. моща).

живые мощи (разг.) - то же, что мощи во 2 знач.

Фразеологический словарь русского языка

мощи

Живые (или ходячие) мощи - об очень худом, изможденном человеке

Фразеологический словарь (Волкова)

мощи

  Живые мощи (разг.) - перен. об очень исхудалом человеке.

    За дни болезнь он стал как живые мощи.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

мощи

, ей, мн.

   Высохшие останки человека, почитаемого церковью святым.

   * Издавна почивают там Угодника святого мощи. // Пушкин. Стихотворения //; На груди его широкой висел медный крест Со святыми мощами из Киева. // Лермонтов. Песня про купца Калашникова //. *

Гаспаров. Записи и выписки

мощи

   ♦ Были две династии сахарозаводчиков, Терещенко и Харитоненко; Харитоненко благодетельствовал городу Сумы, за это его там похоронили на главной площади, как греческого героя-хранителя, и поставили памятник работы Матвеева. После революции памятник убрали, а над могилой Харитоненко поставили Ленина.

Православный энциклопедический словарь

мощи

останки тел святых христианской Церкви, сохраняющиеся нетленными.

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

мощи

(слав. «мертвое тело, прах») останки святых или тела любого усопшего.

Словарь церковных терминов

мощи

останки тел святых. Мощи некоторых святых сохраняются нетленными. Частицы мощей вшиваются в антиминс.

Православная энциклопедия

мощи

   нетленные останки святых. Частицы мощей по обычаю зашивают в антиминс.

Вестминстерский словарь теологических терминов

мощи

 ♦ (ENG relics)

 (лат. reliquiae - останки)

   останки святого человека или священного объекта, являющиеся предметом поклонения.

Энциклопедический словарь

мощи

останки людей, подвергшиеся естественной мумификации и объявляемые духовенством чудотворными и нетленными. Объект поклонения у православных и католиков.

Словарь Ожегова

мощи

МОЩИ, ей. Высохшие останки людей, почитаемые церковью святыми и чудотворными.

Живые мощи (разг.) об очень исхудалом человеке.

Словарь Ефремовой

мощи
  1. мн.
    1. Высохшие мумифицировавшиеся останки - иногда отдельные кости - человека, почитаемого церковью святым.
    2. перен. разг. Изможденность, худоба.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

мощи

— тела святых христианской церкви, оставшиеся после их смерти нетленными. Почитание М., как святыни, ведет свое начало от самых первых времен христианства. В века гонений христиане употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников, и места погребения их становились святилищами, где отправлялось христианское богослужение. М. св. Игнатия Богоносца, пострадавшего при Траяне, считались "неоцененным сокровищем", ради "благодати, обитавшей в мученике". Язычники боялись, что мученики сделаются богами христиан, и потому стали тела их сжигать или бросать в море. Когда тело св. Поликарпа, епископа смирнского, было сожжено мучителями, христиане, с большими затруднениями, собрали его кости, как "сокровище, более ценное, чем все драгоценные камни и золото". Луитпранд, король лангобардский, заплатил большую сумму, чтобы получить М. блаж. Августина. Руфин свидетельствует, что подобным образом поступили христианские общины, чтобы получить М. св. Иоанна Предтечи. Григорий Неокесарийский (III в.) установил праздники в память мучеников и их М. в своей епархии разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти. На Западе папа Феликс (269 г.) постановил, чтобы, "согласно древнему обычаю", литургия совершалась не иначе, как на М. мучеников. Пятый карфагенский собор (прав. 10) постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на М. мученика, которые полагались под алтарем. На Востоке первые базилики были построены на могилах мучеников, над их М. Этот обычай вошел в общее правило. На Западе, после IV в., М. обыкновенно полагались либо при входе в храм, чтобы каждый входящий мог воздать им чествование, либо по ту или другую сторону алтаря. М. находились даже в домашних церквях, помещались частицами в крестах, запрестольных и напрестольных, также в энколпиях (см. Крест). Случалось, что города спорили между собой о праве владеть М. святого (напр. Тур и Пуатье — о М. св. Мартина). В настоящее время каждый православный храм имеет М. того или другого святого. Смысл этого всеобщего и непрерывного, почти от начала церкви, чествования М. выяснен целым рядом знаменитейших отцов церкви восточной и западной (Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Златоуст, Амвросий, Иepoним и особенно Августин, Кирилл Александрийский, Исидор Пелусиот, Геннадий Массилийский, Иоанн Дамаскин). Оно основывается на учении Св. Писания о высоком предназначении христианских тел, как храмов Духа Св., к участию, вместе с душами, в бессмертии; на общей уверенности в святости, во время жизни тех, чьи М. чтятся; более же всего — на чудесах, совершавшихся на глазах у всех, при посредстве мощей. Чтятся М. "благочестиво, но не боголепно" — в том же смысле, в каком чтятся иконы. Учение о почитании М. утверждено VII вселенским собором (прав. VII), определившим, что епископ, который освятит храм без М., подлежит извержению. В западной церкви в средние века развилась обширная литература в защиту почитания М., вызванная ересями альбигойцев, павликиан, богомилов, вальденсов, виклефитов и др. Восточная церковь формулировала свой взгляд на этот предмет в "Ответе восточных патриархов лютеранам" (рус. перевод, М., 1846 г.), в котором предаются анафеме как те, которые воздают М. честь приличную одному Богу, так и те, которые не чтут М., как учит церковь.

Н. Б — в.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом мощи

  • Ситуация, при которой два поезда оказались в опасной близости друг от друга, была подстроена искусственно – при помощи фальшивой депеши, переданной колпинским телеграфистом (который, разумеется, исчез бесследно).
  • Роланд считал, что и диплом с отличием он получил не без помощи Вэл (это если не считать помощи матери и Рандольфа Генри Падуба).
  • Глухие стены густо залеплены яркими, красочными, аляповатыми плакатами, как один являвшимися не результатом идеологической помощи советских друзей, а исключительно плодом творчества местного агитпрома.
  • Бросить ли вызов коварству власть имущих и мощи магов в странном городе, обреченном на безумие и гибель силами Зыбкой Тени Хаоса.

Цитаты со словом мощи

  • Никогда не сдавайтесь — никогда, никогда, никогда, никогда, ни в большом, ни в малом, ни в крупном, ни в мелком, никогда не сдавайтесь, если это не противоречит чести и здравому смыслу. Никогда не поддавайтесь силе, никогда не поддавайтесь очевидно превосходящей мощи вашего противника.
    Уинстон Черчилль