06 июня 2024
450 тысяч слов
+9 за сегодня

Значения слова мрамор

все
Словарь Ушакова
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

мрамор

мрамор, мрамора, мн. нет, муж. (от лат. marmor).

1. только ед. Твердый камень известковой породы, применяемый, гл. обр., как материал в скульптурных и архитектурных работах. Колонна из мрамора.

2. Предмет, сделанный из мрамора (иск.). Коллекция мрамора.

3. употр. в сравнениях, как символ холодности, бесстрастия. Холодна, как мрамор.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

мрамор

   (От 18:12) — минерал, принадлежащий к твердым известнякам, замечательный по своей твердости и способности к отличной полировке. Несомненно, что мрамор уже с самых древних времен, употреблялся, как строительный материал для постройки зданий (От 18:12, 1 Пар 29:2) и для устройства различных сосудов. Цвет мрамора бывает различный и очень красивый: куски различных цветов и размеров могут быть соединяемы вместе, так что образуют прекрасную мозаику. Таковы по всей вероятности были помост и колонны Персидского дворца в Сузах, описанного в Есф 1:6. Кроме сего, в кн. Песн говорится о таинственном женихе, «что голени его — мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях» (5:15). Куски красного и белого мрамора в развалинах Геразы или Гадары и Роввав Аммона показывают, что во времена Римлян мрамор часто был употребляем для постройки великолепных зданий знатнейших городов по восточной и западной стороне Иордана. В настоящее время мрамор добывается в Европе (особенно в Греции, Италии, России) и в Азии на Ливане.

Энциклопедический словарь

мрамор

(от греч. marmaros - блестящий камень), горная порода, образовавшаяся в результате перекристаллизации и метаморфизма известняков и доломитов. Разнообразен по окраске, нередко с красивым узором, хорошо принимает полировку. Декоративный и поделочный камень.

Словарь Ожегова

мрамор

МРАМОР, а, м. Твёрдый и блестящий, обычно с красивым узором камень известковой породы, употр. преимущ. для скульптурных и архитектурных работ.

| прил. мраморный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

мрамор
  1. м. (а также устар. мармор)
    1. Твердый, различных цветов камень известковой породы, употребляемый обычно для скульптурных и архитектурных работ.
    2. Изделие из такого камня.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

мрамор

(технич.; греч. μαρμαρός = блестящий). В технике М. называются мелкозернистые и плотные разновидности кристаллического зернистого известняка, способные приобретать гладкую и блестящую поверхность при полировке. Технически пригодные породы М. делятся на следующие классы, по своим естественным свойствам. 1. Простые М., состоящие из чистого или окрашенного пигментом (напр. углем в темный, железной охрой в желтый или буроватый, железной окисью в красноватый цвет) известняка. Сюда относятся: а) белый статуйный М., напр. желтовато-белый паросский, с превосходным восковым блеском, излюбленный материал греческих ваятелей, тонкий пентелеконский, из которого построен афинский акрополь и серо-белый до сине-серого гиметтский; каррарский, М. на западн. склоне Аппенин славился еще в древности и до сих пор доставляет лучший скульптурный материал. Кроме Верхней Италии, наиболее богатой белым М., и Греции, его находят еще во Франции, в Пиренеях, в Тироле (у Шландерса), в Норвегии и т. д. Кроме чистоты, хороший статуйный М. должен обладать однородным строением и отсутствием трещин, вследствие чего его можно добывать глыбами значительных размеров. б) Черный М. (nеrо antico, или лукуллан) находится в Бельгии, в Германии и т. д. в) Красный М.: буро-красный с черными крапинами rosso antico из Египта, marbre griotte из Нарбонны, розовато-красный с темно-зелеными авгитовыми кристаллами с о-ва Тайри в Шотландии, пурпурный из Типперэри в Ирландии и красный веронский. г) Желтый М.: нумидийский giallo antico и флорентийский М. — Пестрые М., в коих цвета смешаны, встречаются значительно чаще; их различают по местам нахождения и иногда по господствующему фону, напр. с белым фоном, с черным фоном, с голубым фоном и т. д. 2. М. брекчии состоящие из разноцветных, как бы спаянных мраморной массой обломков; сюда же относятся М., в таком изобилии пересеченные жилами, что кажутся состоящими из обломков (псевдобрекчии). Брекчии различают по цвету, напр. violleta antica, белые резко очерченные обломки с фиолетовой спаивающею массой, breccia pavonazza, красные обломки с белым фоном, брекчии Мутье, разноцветные обломки на фиолетовом фоне и т. д. Флорентийский руинный М., с узорами, напоминающими развалины стен и зданий, происшедшими от взаимного передвижения (в разных направлениях) обломков серого и желто-полосатого известняка. 3. Сложные М., состоящие из известняка с примесью других минералов, напр. хлорита, серпентина или талька и т. д. в виде лент или гнезд. Между античными породами этого М. назовем verde antico, известняк с серпентиновыми прожилками (офикальцит). Сюда относятся далее циполин (см.) и прекрасный кампанский М. из Баньер де Бигорр, мясо-красный с зеленоватыми прожилками глинистого сланца. Особенно Савойя, Пьемонт, Корсика и Пиренеи богаты сложными М. 4. Раковистый М., или лумакелл, изобилует раковинами моллюсков, связанными известняком в качестве цемента. Великолепнейший образчик этой породы триасовый М. Блейберга, в Каринтии, содержит обломки раковин аммонитов с превосходным перламутровым блеском; так наз. саванный М., черный с белыми окаменелостями; часто употребляющиеся в Италии pietra stellaria содержат серые и белые кораллы со звездообразным поперечным сечением. Сюда относится и красный брокателло из Тортозы. К фигурным изваяниям теперь исключительно применяется один лишь белый М.; со времен древности сохранились изваяния из М . всех видов. Об искусственных подделках М. см. Штукатурные работы.

В России М. известны во многих местах и весьма разнообразны по цвету, минералогическому составу и качеству, но до сих пор еще мало разрабатываются и утилизируются. На вост. склоне Урала месторождение хорошего М. тянется вдоль хребта полосой на 36 в. от с. Горный Щит до Гумешевского рудника; добываемый здесь М. (известный под именем горношитского) — белый, желтоватый и сероватый по чистоте и однородности иногда не уступает каррарскому, но несколько крупнее его зерном. Из сложных М. на Урале, в Златоустовском округе, известно несколько месторождений офикальцита, который в небольшом количестве идет для изготовления черенков златоустовских ножей. В Финляндии наилучшие месторождения М., ювенское и рускиальское, находятся около г. Сердоболя, на сев. берегу Ладожского озера. Разработка рускиальского М. начата еще в 1769 г.; большое количество его вывезено отсюда как материал для постройки Исаакиевского собора, Мраморного дворца и Казанского собора. Рускиальский М. то синевато-серого цвета, то серый с белыми прожилками (Мраморный дворец), то, наконец, серый, проникнутый зеленым лучистым камнем (пол Казанского собора). Весьма разнообразные и чрезвычайно красивые, но недостаточно прочные пестрые М. разрабатываются около с. Тивдии в Олонецкой губ. По составу они относятся к богатым магнезией доломитизированным известнякам и доломитам. Мраморовидные доломитизированные известняки и доломиты добываются также в Московской губ., близ г. Коломны, по р. Оке (коломенский М. — плотный, серовато-белого цвета, принимает слабо полировку) и около с. Кревякина, на р. Москве (розовый М. — белый или желтоватый с розовыми прожилками, крупнозернистый). В Польше, в окр. гг. Хенцин и Келец, встречаются М. разнообразных сортов и рисунков. Добыча их началась с XVI ст. и в последнее время значительно усилилась. Там же около г. Олькуш известно месторождение черного М., послужившего материалом для иконостаса собора св. Стефана в г. Вене. В Крыму разнообразные, прекрасно принимающие полировку М. — белого, молочного, серого, красного, черного цвета, а также пестрые — встречаются и разрабатываются по сев. и южн. склонам Яйлы. На Кавказе описано 15 месторождений М. и мраморовидных известняков, как в Терской обл., так особенно в Закавказье, но практического применения они до сих пор почти не имеют. Превосходные и разнообразные М. находятся также на Алтае, где многие сорта его (напр. ручьевский М.) употребляются для различных изделий Колыванской фабрикой, и в Закавказье.

Б. П.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово мрамор может быть

Предложения со словом мрамор

  • Петропавловская крепость возводилась земляной, а внутри появились четыре ряда деревянных домов и деревянная, в голландском вкусе, Соборная церковь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, расписанная под желтый мраморКрепостные ворота (потом получившие название Петровских) тоже были деревянными.
  • Неудивительно, что за более чем 200 лет работы фабрики здесь накопилось огромное количество отходов, – всех видов яшм, сердоликов, мраморов, порфиров, лазурита, и вообще всех мыслимых видов цветных камней, которые могли бы украсить любой музей мира.
  • Я глазел во все гляделки и со щемом понимал, что насчет дворцов ошибался, так как всегда представлял себе дворец как одно здание, но здесь их десяток, все из белоснежного мрамора, высокие и ажурные, соединенные переходами на большой высоте, открытыми и закрытыми, а также висячими лестницами.
  • Подобно Караваджо, Бернини никогда не забывал о зрителе, который является не посторонним наблюдателем, а участником изображаемого события и, обходя мраморную фигуру, воспринимает ее с разных сторон (правда, «Давид» первоначально вроде бы стоял в зале около стены).

Цитаты со словом мрамор

  • Неверно сравнивать тело с мрамором, как это делали древние. Красивое тело не должно быть похоже на мрамор; оно должно трепетать, содрогаться, покрываться румянцем, истекать кровью, быть упругим, но не твердым, белым, но не холодным, должно испытывать наслаждение и боль; оно должно жить, мрамор же — мертв.
    Виктор Гюго, "Человек, который смеется"
  • И всегда помни, что мрамор, пусть самый дорогой, ничего не стоит, и что истинную ценность он получает лишь тогда, когда его превратит в чудо искусства рука ваятеля. Будь же таким ваятелем... Недостаточно только любить, надо уметь любить и надо уметь научить любви. Ведь наслаждение испытывает и плебей, и даже животные, но настоящий человек тем собственно от них и разнится, что обращает любовь как бы в благородное искусство и, наслаждаясь ею, знает об этом, осознаёт божественную её сущность и тем самым насыщает не только тело, но и душу.
    Генрик Сенкевич, "Камо грядеши"
  • — Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор? — Да у него ведь, Филипп Филиппович, и вовсе нет калош. — Ничего подобного! На нем есть теперь калоши и эти калоши мои! Это как раз те самые калоши, которые исчезли весной 1917 года.
    Михаил Булгаков, "Собачье сердце"
  • Что думает мрамор, из которого скульптор высекает шедевр? Он думает: «Меня бьют, меня губят, разбивают, надо мною вершится надругательство, я погибаю». Но мрамор глуп. Жизнь ваяет меня, она творит из меня шедевр. И я должен вынести все удары, даже если не понимаю их. Должен держаться. Должен спокойно принимать всё, помогать ей, сотрудничать с нею, чтобы она смогла завершить своё дело.
    Жан Кокто
  • И всегда помни, что мрамор, пусть самый дорогой, ничего не стоит, и что истинную ценность он получает лишь тогда, когда его превратит в чудо искусства рука ваятеля. Будь же таким ваятелем... Недостаточно только любить, надо уметь любить и надо уметь научить любви. Ведь наслаждение испытывает и плебей, и даже животные, но настоящий человек тем собственно от них и разнится, что обращает любовь как бы в благородное искусство и, наслаждаясь ею, знает об этом, осознаёт божественную её сущность и тем самым насыщает не только тело, но и душу.
    Генрик Сенкевич, "Камо грядеши"