(санскр., букв. печать, знак, символ, примета) — 1. Название определенного положения рук, ладоней, пальцев, к-рое символизирует к.-л. идею в ходе ритуала; реже — название специфич. позы тела. Слово М., как правило, является вторым компонентом общего названия символич. жеста, напр. Дана-М. — "символ даяния", абхайя-М. — "символ неустрашимости". М. является обязат. третьим компонентом ритуала, символизируя "действие телом" (наряду с "действием речью" — произнесением мантр, и "действием мыслью" — дхьяна, самадхи). М. широко представлены в будд. иконографии, скульптуре и ритуальных танцах. 2. Маха-М. — название одной из систем практик в ваджраяне, преимущественно в школе кагьюдпа. 3. Маха-М. - синоним названия конечной цели будд. пути — полного освобождения и всеведения; в этом значении термин имеет множество истолкований в разл. будд. текстах. 4. Чатвари-М. (санскр. — "четыре М."): 1) маха-М. — символ полной подготовленности, "очищенности" тела; 2) дхарма-М. — символ очищенности речи: 3) самайя-М. — символ очищенности ума, когда достигнуто равное сочетание душевного покоя (самадхи) и раскованности (випассана) и 4) карма-М. — символ совершенного овладения 4 типами творч. активности йогина — "успокоение", "раскрытие", "могущество", "высшее деяние". Есть и другие интерпретации термина "четыре мудры". 5. Шад-М. (санскр. - "шесть М."): диадема, браслеты, серьги, пояс, чакра (колесо) и пепел (пудра) — шесть украшений божеств в ваджраяне, к-рые символизируют полную реализацию шести парамит. А. А. Терентьев