мудрость, мудрости, мн. нет, жен. (книж.).
1. отвлеч. сущ. к мудрый. Ммудрость решения. Мудрость старца.
2. Сложность, замысловатость (разг.). Сумею, не велика мудрость!
• Зуб мудрости - третий коренной зуб (по обоим концам каждой челюсти), прорезывающийся после 20 лет.
МУДРОСТЬ, и, ж.
1. см. мудрый.
2. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. М. провидца. Народная м. (также о сложившихся в народе изречениях, отражающих его жизненный опыт, знания).
• Зуб мудрости третий коренной зуб, появляющийся после 20 лет.
глупость
♦ всесторонние знания, применяемые на практике
А. Темы в Библии
МУДРОСТЬ как тема Притч:
Притч 2:6
Б. Человеческая мудрость
1. Источник мудрости
♦ дар от Бога:
3Цар 3:11,12; Притч 2:6; Еккл 2:26; Дан 2:21; Иак 1:5
♦ дар от Духа:
1Кор 12:8; Еф 1:17
♦ начинается со страха перед Господом:
Иов 28:28; Пс 110:10; Притч 9:10
♦ приходит от слушания мудрых:
Притч 1:2; Притч 4:1-11; Притч 13:20
♦ приходит от исследования и познания:
Еккл 1:13,17; Еккл 7:25
♦ приходит от дисциплины:
Притч 29:15
♦ приходит от вразумления друг друга:
Кол 3:16
2. Выражения мудрости
♦ в ремесле:
Исх 28:3
♦ в следовании Законам Божиим:
Втор 4:6; Ос 14:9; Мф 7:24-26
♦ при написании притч и песен:
3Цар 4:29,32
♦ мы поступаем мудро:
♦ изучая Божие творение:
3Цар 4:29,33
♦ отправляя правосудие:
3Цар 3:16–28; 3Цар 10:8,9
♦ избегая зла:
Притч 5:1-6
♦ советуясь:
Притч 13:10
♦ давая советы:
Дан 1:20
♦ истолковывая видения и сны от Бога:
Дан 2:23,30
♦ готовясь к будущему:
Мф 25:1-13
♦ проявляя терпение:
Притч 19:11
♦ ведя христианскую жизнь:
Притч 2:20,21; Иак 3:17
♦ отстаивая Благую Весть:
Деян 6:3,10
3. Выгоды мудрости
♦ дает нам благословение:
Притч 3:13
♦ дает нам долгую жизнь:
Притч 3:16
♦ сохраняет нашу жизнь:
Еккл 7:12
♦ оберегает нас:
Притч 4:6
♦ возвышает нас:
Притч 4:8,9
♦ приносит нам радость:
Притч 29:3; Притч 27:11
♦ дает нам силы:
Еккл 7:19
♦ исцеляет нас:
Притч 12:18
♦ спасает нас от греха:
Притч 2:12-19
В. Мудрость Господня
1. Истинная мудрость — в Боге
♦ мудрость у Бога:
Иов 12:13; Иов 28:20–24; Дан 2:20
♦ Христос — мудрость Бога:
1Кор 1:24,30; Кол 2:3
♦ Дух — это Дух мудрости:
Ис 11:2; Еф 1:17
2. Природа мудрости Господней
♦ она драгоценна:
Притч 8:18,19
♦ она глубока и богата:
Рим 11:33
♦ она велика:
Ис 28:29
♦ она многоразлична:
Еф 3:10
♦ не превзойти ее:
Иер 10:7
3. Применение мудрости Божией
♦ при сотворении мира:
Пс 103:24; Притч 3:19; Притч 8:22–31; Иер 10:12
♦ контролирует природу:
Иов 26:12; Иов 39:26
♦ контролирует историю:
Ис 10:12,13
♦ советует правителям:
Притч 8:14-16
Мудрость
♦ Sagesse
Идеал успешной жизни, не в том смысле, что ты преуспел в жизни (это всего лишь карьеризм), а в том смысле, что вся твоя жизнь удалась. По мнению древних греков, в этом и заключается цель философии. Вместе с тем мудрость – всего лишь идеал, а потому важно сохранять свою свободу от этого идеала. Истинный мудрец не стремится к преуспеянию ни в чем, его собственная жизнь имеет для него не большее, но и не меньшее значение, чем жизнь любого другого человека. Он довольствуется тем, что живет, и в одном этом находит достаточное основание для довольства. Это и есть подлинная мудрость. «Что до меня, то я люблю жизнь», – говорил Монтень. В этом проявлялась его мудрость. Он не ждал от жизни, чтобы она была приятной (легкой, приносящей удовольствия, удачливой и т. д.), он любил ее такой, какая она есть. Что определяет подобный подход – темперамент или следование тому или иному учению? Наверное, и то и другое понемногу. Все мы в разной степени одарены талантом просто жить, и все мы обладаем большей или меньшей степенью мудрости. И чем меньше в нас этого дара, тем больше мы нуждаемся в философии, – уж я-то в этом разбираюсь, можете мне поверить. В то же самое время ни один человек не способен достичь абсолютной мудрости и не может быть мудрым всегда и во всем, а значит, философия нужна каждому, хотя бы для того, чтобы не зависеть от философии. Неужели это и есть мудрость? Конечно. Мудрости достигает только тот, кто перестает в нее верить. Возьмите самого мудрого человека на земле: достаточно какого-нибудь вируса, тромба в сосуде – и перед нами несчастное создание, лишенное даже проблесков разума. Страшное горе тоже может заставить забыть о мудрости. Но мудрец знает об этом и заранее допускает, что такое может произойти. Его поражения не менее истинны, чем его победы. Почему же считать первые менее мудрыми, чем вторые? Мудрость, подлинная мудрость, это не страхование на все случаи жизни, не панацея от всех бед и не шедевр творчества. Это покой, но покой радостный и свободный, покой, который дарит понимание истины. Значит, мудрость это знание? Древние греки и древние римляне вкладывали в это слово именно такой смысл (sophia у одних, sapientia у вторых). Но это совершенно особое знание. «Мудрость не может быть ни наукой, ни приемом», – говорил Аристотель. Она не столько объясняет человеку, что правильно и полезно, сколько помогает понять, что для него и других людей будет хорошо, а что нет. Если это и знание, то знание жизни.
Древние греки проводили различие между мудростью теоретической (sophia) и практической (phronesis). Но дело в том, что одна не может существовать без другой, вернее, подлинной мудростью является лишь сочетание той и другой. Опознавательным признаком мудрости служит определенного рода безмятежность, и в еще большей мере – определенного рода радость, определенного рода свобода, определенного рода принадлежность к вечности (мудрец живет в настоящем, он чувствует и на опыте, как говорил Спиноза, убеждается, что он вечен), определенного рода любовь. «Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, – подчеркивает Эпикур, – самое важное есть обладание дружбой» («Максимы», XXVII). Это происходит потому, что самолюбие перестает служить преградой. И страх перестает служить преградой. И ощущение нехватки чего-то важного перестает служить преградой. И ложь перестает служить преградой. Остается только радость познания, а значит, остаются только любовь и истина. Вот почему все мы временами бываем мудрыми – временами, когда нам хватает любви и истины. Точно так же временами мы впадаем в безумие – когда любовь и истина раздирают нас на части или просто оказываются в дефиците. Настоящая мудрость – вовсе не идеал. Это состояние – всегда приблизительное, всегда нестабильное (как и любовь, мудрость вечна, лишь пока она длится); это опыт, это действие. Вопреки стоикам, это не абсолют (поскольку можно быть более или менее мудрым), но некий максимум (и в силу этого относительный) – максимум счастья, достигаемого при максимуме трезвости мышления. Этот максимум зависит от положения того или иного человека, от его способностей (в Освенциме и Париже разная мудрость; Этти Хиллсом и Кавайес мудры каждый по-своему), короче говоря, от состояния мира и своего собственного состояния. Это не абсолют, а всегда относительный способ существования в реальности, который на самом деле и является единственным абсолютом. И такая мудрость дороже всех книг, написанных о мудрости и чреватых угрозой отчуждения человека от мудрости. Каждый из нас должен сам изобрести свою мудрость. «И если можно быть учеными чужою ученостью, – говорит Монтень, – то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью» («Опыты», книга I, глава 25).
♦ (ENG wisdom)
(греч. sophia, лат. sapientia)
знание того, что есть добро и истина, и, т. обр., основа для различения истины и лжи. Термин имеет долгую философскую историю, поскольку "философия" означает "любовь к мудрости". Мудрость - атрибут Бога и дар Святого Духа (Ис. 11:2; Еф. 1:17).
«проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью» (Николай Гартман, немецкий философ XX века).
Большинство определений М. подчёркивают в ней момент высшего знания в его ценностном выражении. Например, по Л.Н. Толстому, М. - это "знание вечных истин, приложимых к жизни". В этико-философском смысле значение русского слова "М." теснее всего переплелось с греческим понятием "софия", которое хотя и переводится на русский язык как "М.", означает не только субъективное состояние души или ума, но и объективное положение вещей: их совершенство, красоту, гармонию. София-мудрость понимается как творческое воплощение истины в жизни, что определяет состояние идеально преображённой действительности и жизненно воплощённой идеальности. Такое духовно-бытийное состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение этоса достичь единения с Абсолютом. Целостность М. выступает в единстве трёх сторон: познавательной, коммуникативной и нравственной. Познавательная сторона определяет связь мудреца с трансцендентным миром, с источником абсолютного знания, высшим выражением которого является мистическое единение с Абсолютом. Коммуникативная сторона определяет связь мудреца с другими людьми, его общение с ними. Нравственная сторона определяет отношение мудреца к своему духовному миру, что выражается в аскетическом очищении духа, самоотречении и стремлении к нравственному совершенству (см. Аскетизм, Совершенство).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 149)
См. также Аскетизм, Совершенство