муфтий, муфтя, муж. (араб. muftt). У мусульман - ученый юрист-богослов, разбирающий церковно-правовые дела.
тот, кто дает фетвы. Так называют людей, хорошо знающих предписания шариата по различным аспектам вероучения и права, которые могут на этой основе выдавать правовые предписания - фетвы. Однако муфтии не имеет права самостоятельно выносить решения на основании аятов Корана и хадисов пророка, а должны только ссылаться на работы муджтахидов, которые этим правом обладают. Муджтахиды же одновременно являются и муфтиями. Если муфтий по какой-то проблеме сталкивается с различными заключениями муджтахидов, то он должен выносить правовое предписание соответственно требованиям существующих реальных условий и времени. Муфтием должен быть только набожный грамотный мусульманин. Фетвы нечестивцев (фасиков), пусть даже относительно образованных, не имеют никакой юридической силы, и действовать на их основе нельзя.
м муфти, нескл. местный глава мусульманской церкви; мусульманский ученый, юрист-богослов. Норд-етет, 1780 муфти; Даль, 2, 362 муфти; Ушаков, 2, 284 муфтий (ар. mufti) (Сл. Акад., 1957, 6, 1392, 1393). "Возможно, через нем. Mufti из ар. mufti толкователь мусульманского закона..." (Фасмер, 3, 18). Радлов муфтЬ (тур., чаг., казан, из ар.) муфтий (4, 2215). ср. тат. мофтш муфти (глава мусульманского духовенства); аз. муфти муфтий ; глава суннитского духовенства какого-либо района (Аз.-рус. сл., 1941, 218); тур. mufti, müftu муфтий (лицо, уполномоченное выдавать фетву, или письменное решение, на юридические вопросы) (Магазаник, 1945, 433).
(араб.), духовное лицо у мусульман, облеченное правом выносить решения (фетвы) по религиозно-юридическим вопросам.
МУФТИЙ, я, м. У мусульман: высшее духовное лицо, учёный-богослов, толкователь Корана.
м.
Духовное лицо у мусульман, облеченное правом выносить решения по религиозно-
юридическим вопросам.
— третья степень мусульманских улемов (см.). По своему образованию он нечто вроде нашего магистра прав и богословия. Функции его — постановлять решения по всем духовным и юридическим вопросам: он произносит так назыв. "фетву" (см.). М. состоит при каждом мусульманском суде ("мехкеме"). По степени своей М. ниже кадыя, но из среды М. избирается глава целого сословия улемов — "великий М.", называемый у турок "шейх-уль-ислам". Его обязанность — придавать законную силу государственным мерам и наблюдать, чтобы они согласовались с предписаниями ислама. Хотя великий М. константинопольский назначается султаном, но, благодаря влиянию на народ, пользуется почти неограниченной властью в государстве. На его фетвы нет апелляции. В Каире каждая школа законников избирает своего шейха, который также является М.; верховным М. считается ханифитский, так как толк Абу-Ханифы — официальное исповедание Турецкой империи.
А. Е. К.
(араб.) - духовное лицо у мусульман, облеченное правом выносить решения (фетвы) по религиозно-юридическим вопросам.
(араб. муфти, от афта ≈ высказывать мнение), у мусульман высшее духовное лицо, облечённое правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата . Решение М. ( фетва ) основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама (суннизма или шиизма), а также толка ( мазхаба ).