мытарь, мытаря, муж. (см. мыт2) (церк.-книжн., устар.), В славянских церковных текстах - название сборщика податей в Иудее, римской провинции; в евангелии употр., как типический образ притеснителя.
(Лк 18:10) — сборщик римских податей и пошлин. Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием; но их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко Иудеи не позволяли сим последним даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Для сбора пошлин устроялись и содержимы были Римлянами особенные дома, соответствовавшие некоторым образом нашим таможням. Главные сборщики, снявши права сбора податей на откуп, передавали права свои другим, а эти нанимали разных людей из низшего класса и им поручали сбор, вследствие чего возникали различные несправедливости, обманы и насилия. У евреев понятия — грешник, язычник и мытарь значили почти одно и то же. Во времена Спасителя в Иудее было много мытарей. Закхей был одним из главных сборщиков, и потому он называется «начальником мытарей». Ап. Матфей, иначе Левий, принадлежал также к разряду мытарей. Иудеи укоряли Господа Иисуса за то, что «Он друг мытарей и грешников, ест и пьет с ними» (Лк 7:34).
сборщик мыта (налога, подати). Из- за воровства и притеснений мытари возбуждали общую ненависть у населения Палестины. Слова «мытарь» и «грешник» у древних евреев отождествлялись. Однако многие из мытарей не оставались глухи к Христовой проповеди. Один из мытарей был в числе апостолов (см. Мф. 10, 3; Лк. 5, 27).
м’ытарь — сборщик податей и налогов в пользу римской казны. Как правило, такие чиновники назначались из римлян, но они часто нанимали себе помощников из местного населения. За вымогательство и всевозможные обсчеты они считались страшными грешниками и еврей, вступивший в эту службу, считался отлученным от общества израильского (Мат.18:17). Но Господь Иисус Христос не только ел и пил с ними (Мат.9:11), но одного из них избрал Своим Апостолом (Мат.10:3). Русское слово «мытарь» происходит от слова «мытарство» — страдание, мука. В оригинале везде: «сборщик податей и налогов».
сборщик мыта (налога, подати).
сборщик пошлин и податей, которыми Римский император облагал иудеев. Главные сборщики пользовались уважением и доверием, но их подчиненные часто допускали хищения и вымогательство, поэтому иудеи нередко запрещали таким людям посещать храм и участвовать в богослужениях. Таким образом, понятия «язычник», «грешник» и «мытарь» были для благочестивых иудеев тождественными, поэтому Господа часто укоряли в том, что Он «друг мытарей и грешников», поскольку ел и пил с ними (Евангелие от Луки, 7, 34).
МЫТАРЬ, я, м. В библейских сказаниях: сборщик податей в Иудее.
(греч. Τελωνης, лат. Publicanus) — так в славянском и русском Евангелии называются откупщики и сборщики податей и пошлин, которые, вследствие притеснений, свойственных римской фискальной системе, возбуждали общую ненависть в населении Палестины. Грешник, язычник и М. были синонимами у евреев того времени (Mф. V, 46; Лук. V, 30). Тем не менее многие из М. не оставались глухи к проповеди Христовой: "М. и грешники варяют вы в царствии небесном" (Mф. XXI, 31). Один из М. был в числе апостолов (Лук. V, 27; Mф. X, 3. См. также Лук. XVIII, 13 — 14 [притча о М. и фарисее] и XIX, 1 — 10 [о Закхее-М.]).