01 ноября 2024
450 тысяч слов
+0 за сегодня

Значения слова наглядность

все
Словарь Ушакова
Педагогический терминологический словарь
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

наглядность

наглядность, наглядности, мн. нет, жен. (книж.). отвлеч. сущ. к наглядный. Наглядность доказательства. Для наглядности надо привести пример.

Педагогический терминологический словарь

наглядность

   1. свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта;

   2. один из принципов обучения.

   В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление.Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень Н. образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени Н. исходных образов восприятия. Существуют также образы воображения - образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале представить себе продукт своего труда и лишь затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий. Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов.

   Н. как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Учитель может использовать различные средства Н.: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств Н., их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность учителю творчески применять средства Н. сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 157)

   важнейшее средство обучения. Обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ; использованием ярких примеров и жизненных фактов; применением наглядных пособий, диапозитивов, карт, схем и т. п. Наглядность может применяться на всех этапах педагогического процесса. Виды наглядности (по мере возрастания абстрактности) подразделяются следующим образом:

   1. естественная - предметы объективной реальности;

   2. экспериментальная - опыты, эксперименты;

   3. объемная - макеты, фигуры и т.д.;

   4. изобразительная - картины, фотографии, рисунки;

   5. звукоизобразительная - кино, телевидение;

   6. звуковая - магнитофоны;

   7. символическая и графическая - графики, карты, схемы, формулы;

   8. внутренняя - образы, создаваемые речью педагога.

   (Соломахо П.Э. Общая и профессиональная педагогика. - М., 2002. С. 7-8)

   См. также Принципы обучения

   Ч312.231.6

Словарь Ефремовой

наглядность
  1. ж.
    1. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: наглядный.
    2. Метод обучения, основанный на показывании изучаемых предметов или их моделей.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом наглядность

  • Имеется в виду и наглядность процессуальных документов, и наглядность, обеспеченная дополнительными средствами фиксации информации, а также иными средствами, использование которых не противоречит безусловной законности уголовного преследования.
  • Имеется в виду и наглядность процессуальных документов, и наглядность, обеспеченная дополнительными средствами фиксации информации, а также иными средствами, использование которых не противоречит безусловной законности уголовного преследования.
  • При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.
  • Если условные обозначения, используемые в схематической и символической наглядности, понятны и доступны школьникам, то такая наглядность активизирует познавательную деятельность, способствует пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, дает возможность усвоить скрытые от непосредственного восприятия свойства изучаемых объектов и служит систематизации приобретаемых знаний.