надежда, надежды, жен. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, соединенное с уверенностью в возможности осуществления. Питать надежду (или надежды). Давать, дать, подавать, подать кому-нибудь надежду (а не надежды). «Он без надежд ее любил.» Пушкин. Нет никакой надежды на выздоровление. Возлагать надежды на кого-что-нибудь. «Сказала что-то вскользь, а ты, я чай, невзгодами занесся.» Грибоедов. «Не обманывая себя напрасными надеждами, он пожелал проститься с близкими.» Чехов. Он в надежде получить это место (устар.; теперь выражение "быть в надежде" не употр.; употр. только "в надежде" в знач. деепр. "надеясь", "испытывая надежду", как в след. примере).
• Подавать надежды - см. подавать.
ж Дословный перевод греческого имени Эльпис.
30 (17) сентября – мученица Надежда.
Древнерусское – надежда.
Старославянское – надежда.
Общеславянское – nadedja, nadeti (положить).
Слово «надежда» заимствовано из старославянского языка. Оно является исконным и широко употребляется с первой половины XIV в. со значением «вера в возможность осуществления чего-либо».
Производные: надежный, надеяться, обнадеживать.
Питать надежду (надежды) - надеяться
Подает надежды - о человеке, от которого можно ожидать успехов в какой-либо области деятельности, на каком-либо поприще
ожидание блага, осуществления желаемого. В античности не было единого представления о ценностном значении Н. Негативное значение Н. для греческого сознания обусловливалось тем, что она воспринималась как иллюзия. Однако из представления об иллюзорности Н. не всегда делался вывод о том, что она является злом. Н. также выступала в роли иллюзии-утешения, которая хотя и не способна отвести удары судьбы, зато способна избавить человека от страдания, вызванного ожиданием неизбежного. Ценность иллюзорной Н.-утешения была развенчана, в частности, в стоицизме, согласно которому обманчивая Н. ведёт не к утешению, а к отчаянию, в то время как главное для человека сохранить мужество перед лицом любых ударов судьбы. Нейтральное значение понятия Н. раскрывается как ожидание события, которое с ценностной точки зрения может быть и хорошим, и плохим. У хороших и правильно мыслящих людей Н. истинные и достижимые, у дурных и неразумных - ложные и несбыточные (Платон). С такой трактовкой связано понимание Н. как ценности - справедливой награды за добродетельную жизнь. В христианстве Н. трактуется исключительно как положительная ценность. Н. - знак принадлежности человека не земной жизни, а вечности, упование на справедливый суд Христа и спасение (мессианская Н.). В таком качестве Н. рассматривается как одна из добродетелей наряду с верой и милосердной любовью.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 157)
безнадежность
отчаяние
разочарование
см. Вера, Надежда, Любовь и мать их София.
уверенный взгляд в обещанное Богом будущее, которое наступит вслед за концом мира. Помогает христианину уберечь себя от уныния и отчаяния и среди самых тяжелых житейских испытаний сохранять в душе любовь и радость.
Надежда
♦ Esperance
Определенный вид желания, направленного на что-то, чего не имеешь, или кого-то, кого нет (надеяться значит желать, не испытывая наслаждения); это желание, о котором мы не знаем, осуществится ли оно и вообще осуществимо ли оно (надеяться значит желать, не будучи ни в чем уверенным); наконец, это желание, осуществление которого от нас не зависит (надеяться значит желать, не имея возможности осуществить желаемое). Тем самым надежда противопоставлена воле (желанию, удовлетворение которого зависит от нас), рациональному предвидению (когда будущее становится предметом изучения или вероятностного расчета) и, наконец, любви (когда желание направлено на кого-то, кто реально существует, или на что-то, приносящее наслаждение). Из этого с достаточной ясностью вытекает, что следует делать: не запрещай себе надеяться, но старайся научиться желать, познавать и любить. Чаще всего надежда связывается с будущим. Это объясняется тем, что в числе объектов наших желаний именно будущее чаще всего не имеет прямой связи с наслаждением, знанием и возможным действием. Прошлое известно нам гораздо лучше, а настоящее – гораздо более доступно. Что не мешает надеяться также «в прошедшем» («Надеюсь, он не обиделся») и «в настоящем времени» («Надеюсь, он здоров»). Для этого достаточно, чтобы имелось желание, чтобы его осуществление не зависело от нас и чтобы мы не знали наверняка, как повернется дело. Временной ориентир в понятии надежды менее важен, чем бессилие и незнание: мы не называем надеждой то, в чем уверены, или то, чего способны достичь своими силами. Таким образом, надежда свидетельствует о нашей слабости. Причислить ее к числу добродетелей представляется затруднительным. Надеяться слишком легко. Надеяться может и слабый.
♦ уверенность в настоящем и стойкое ожидание будущего
А. Прокомментированные темы
1. НАДЕЖДА как тема:
♦ Исаии:
Ис 9:7
♦ Иеремии:
Иер 23:5
♦ Амоса:
Ам 9:11
♦ Михея:
Мих 4:1
♦ Софонии:
Соф 3:15
♦ Аггея:
Агг 2:7
♦ 1Фессалоникийцам:
1Фес 1:10
♦ 2Фессалоникийцам:
2Фес 2:3
♦ 1Петра:
1Пет 1:3
♦ Откровения:
Откр 21:3
2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ как тема:
♦ Иезекииля:
Иез 36:24
♦ Иоиля:
Иоил 2:32
Б. Природа надежды
1. Понятие надежды
♦ связана с верой:
1Кор 13:13; Евр 11:1
♦ связана с нашим упованием на Господа:
Пс 32:20,21; Рим 15:13
♦ связана с нашим радостным ожиданием:
Рим 4:18,19; Тит 1:2
2. На кого/что мы надеемся
♦ на Бога:
Пс 41:6,12; Пс 129:7; 1Тим 6:17
♦ на Иисуса Христа:
Рим 15:12; 1Кор 15:19; Еф 1:12; Флп 2:19
♦ на имя Бога:
Пс 51:10
♦ на слово Божие:
Пс 118:74; Пс 129:5
♦ на обетования Божии:
Деян 26:6
♦ на воскресение:
Деян 23:6
3. На чем основывается наша надежда
♦ на праведности Господа:
Гал 5:5
♦ на спасении:
Рим 8:24,25; 1Фес 5:8
♦ на мышце Господа:
Ис 51:5
♦ на освобождении от рабства тлению:
Рим 8:20,21
♦ на воскресении:
Деян 2:26; Деян 26:7
♦ на славе Божией:
Рим 5:2; 2Кор 3:11,12
♦ на нашем славном наследии:
Еф 1:18; Кол 1:5
♦ на явлении Иисуса Христа:
Тит 2:13; 1Ин 3:2,3
4. Что мы надеемся получить
♦ венец правды:
2Тим 4:8
♦ венец славы:
1Пет 5:4
♦ венец жизни:
Откр 2:10
♦ жизнь вечную:
Тит 1:2; Тит 3:7
НАДЕЖДА, ы, ж.
1. Вера в возможность осуществления чегон. радостного, благоприятного. Есть н. на выздоровление. В надежде на благоприятный исход (испытывая надежду на чтон.). Питать надежду (надеяться на чтон.). Подаёт надежды ктон. (можно рассчитывать, что вырастет, приобретёт необходимые или ценные качества). Надежда умирает последней (афоризм).
2. Тот (или то), на кого (что) надеются, кто должен (что должно) принести успех, радость, благополучие. Сын н. семьи.
• Вся надежда на кого-что (разг.) помочь, выручить может только кто-чтон. Опаздываю, вся надежда на такси.
— св. мученица, замученная в Риме около 137 г., вместе с двумя другими своими малолетними сестрами, Верой и Любовью, и матерью Софией. Память всех их празднуется 17 сентября. Мощи св. мучениц покоятся в црк. Эшо (Eschau), в Эльзасе.