народ *****
«…как право наций на самостоятельное государственное существование.» Сталин. «...Расцвет национальной культуры народов СССР...» Сталин.
3. только ед. В эксплоататорском государстве - основная масса населения (преим. крестьяне) в противоположность правящему, господствующему классу. Голос народа. «...Буржуазия обманывает народ всякими "позитивными" национальными программами.» Ленин. Итти в народ. (см. итти). Писатель из народа.
4. только ед. Люди (разг.). Много народу. На народе. «Старушки всё - народ сердитый.» Грибоедов. «И поет при всем народе во саду ли в огороде.» Пушкин. «Народу было пропасть и в кавалерах не было недостатка.» А.Тургенев. «Народ в этом краю был суровый - охотники, лесовики.» А.Н.Толстой.
• простой народ (дорев.) - то же, что народ в 3 знач. «Посмотрите на капиталистов: они стараются разжечь национальную вражду в "простом народе", а сами отлично обделывают свои делишки...» Ленин.
общность людей, обладающая единым самосознанием, выраженным в самоназвании. Обычно народ имеет единый язык, определенный исходный ареал распространения (в настоящее время часто весьма условный), культурно-поведенческие нормы и историю. Один народ может включать несколько этносов и хозяйственно-культурных типов.
Народ безмолвствует - о бесправном положении народа в условиях политической реакции
1. Население страны, совокупность классов, наций, народностей, имеющих общую социально-политическую и историческую судьбу.
2. То же, что и этнос.
широкая, многозначная общность людей, под которой подразумевается: 1) население государства, жители страны; 2) народность, нация; 3) основная трудовая масса населения страны; 4) большие скопления людей; 5) определенная возрастная или профессиональная категория людей.
В целом при осмыслении понятия Н. просматриваются два основных уровня понимания: обыденный и теоретический. В первом смысле народ - это все население государства, страны. Во втором смысле - это субъект истории, народные массы, включающие классы и социальные группы, которые по своему объективному положению способны решать задачи прогрессивного развития общества. В этносоциальном аспекте народ -это общность людей, превращающая род, племя, народность в нацию. В конкретно-социологическом аспекте народ - это, с точки зрения общественного разделения труда, совокупность социальных групп, занятых в массовых видах деятельности.
Народ представляет собой единое социальное целое, поскольку имеет общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни и нравов, а также чувство принадлежности к единой исторической общности. В силу совместной трудовой деятельности народ является носителем коллективного социального опыта (языка, исторической памяти, культурных ценностей и норм, различных навыков и умений).
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)
1. В социально-политическом и историческом планах - население страны, совокупность классов, наций, народностей, имеющих общую историческую судьбу.
2. В лингвокультурном плане то же, что этнос, обозначение вида этнической общности.
См. также: Население, Нация, Этнос
♦ "Пока народ безмолвствовал, можно было верить, что он народ, а как заговорил — расползся на социальные группы" (ЛГ 17.05.1989).
нар’од — сообщество людей, связанных общим происхождением, общим делом или общей верой. В этой среде проявляет себя каждый отдельный человек. В мире люди держатся своего народа, как и своих богов, называя это патриотизмом и гражданственностью. Такими же цивилизованный мир хочет видеть и верующих. Но невозможно принадлежать одновременно к разным народам, как невозможно служить Богу, служа маммоне (Мат.6:24). До возмужания Христос был послушен Иосифу и Марии (Лук.2:51), но выйдя на служение, Он никогда не вспоминал Свою семью, не восхвалял Свою мать и не превозносил израильский народ, из которого родился по плоти, и не называл его Своим. Своими Он называл только тех, кто исполняет волю Отца Его Небесного (Мат.12:48 -50, ·срн. ·Ос.1-2). Об этом различии и отделении (Чис.23:9 ; Пс.44:11) следует постоянно помнить истинно верующим и не смущаться непониманием (Мат.10:36 -39; 2Тим.3:12). (см. тж земля, мужчина)
важнейшая категория политической науки, содержание которой существенно меняется в зависимости от интересов и политических позиций определяющего субъекта. В суждениях древнегреческих мыслителей эта особенность проявилась уже вполне отчетливо. Платон, сторонник олигархической формы правления, обосновывал пренебрежительное отношение к народу как к толпе, враждебной мудрости. Он считал, что в идеальном обществе большинство граждан, занятых физическим трудом, должно быть исключено из сферы государственного управления, с передачей последнего в руки компетентных специалистов-стражей.
Представители «золотого века» афинской демократии исходили из противоположного убеждения. По их мнению, в управлении государством должны участвовать все граждане. Следует, однако, учитывать, что и в том и другом случае речь шла только о свободных гражданах греческих городов-полисов. Варвары и рабы, т.е. значительная часть городского населения, вообще не читались людьми.
Идеи полисной демократии получили дальнейшее развитие в условиях римского рабовладельческого общества. Суждение Цицерона о том, что государство («республика») есть «дело народа», оставило глубокий след в политическом сознании последующих поколений. Под народом он предлагал понимать «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
В средневековом обществе, основанном на незыблемости сословно-феодальных порядков, большая часть населения, как и в рабовладельческом обществе, оставалась за пределами государственного самоопределения. Христианская церковь проповедовала учение о справедливости небесной и земной иерархии. Подчинение народных масс правителям и господствующему сословию превозносилось как «высшая добродетель».
Решающее значение в политической борьбе за власть категория «народ» получает в новое время, в период становления и развития буржуазного общества. Выступая против сословных привилегий и отживших средневековых учреждений, буржуазия всегда и везде ведет борьбу за власть под «народными» знаменами, во имя всего «народа». Идеологи нарождающейся буржуазии, обличая феодальные порядки, говорят о естественном праве народа на определение государственного устройства, провозглашают его право на восстание в ответ на самовластие политического произвола. Под народом здесь понимаются все слои нации, противостоящие привилегированному сословию.
В период становления буржуазного общества можно наблюдать первые примеры политической практики, хорошо известной и в наши дни, - манипулирование понятием «народ» в политических целях. Становится нормой стремление скрыть частные политические интересы под лозунгами общенародного блага, предание забвению политических обещаний на следующий день после завоевания власти. Постепенно идеи народовластия начинают терять своих сторонников, порождая в обществе скептицизм и неверие в возможность справедливой для «народа» политической власти.
Решительную и, пожалуй, последнюю попытку осуществить на практике идеал народовластия – установить справедливый общественный строй, где не будет богатых и бедных, господствующих и подчиненных, предпринял в эпоху пролетарских и национально-освободительных революций марксизм, исключив из понятия «народ» господствующие эксплуататорские классы. Для теоретиков марксизма «народ» - это, прежде всего, трудящиеся массы, создатели материальных и духовных благ, те слои и классы, которые способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества. Однако практическое осуществление марксистских идей. Как известно, не решило главных идей народовластия.
Основоположник европейской политологии Гаэтано Моска (1858 –1941) оказался, таким образом, ближе к истине, когда утверждал, что народовластие, реальная демократия и социализм – это все утопии, не совместимые с законами общества и человеческой природой. Власть никогда не может быть властью народа. В лучшем случае она может служить интересам народа.
Вместе с тем марксизму принадлежат выдающиеся достижения в деле теоретического понимания содержания понятия «народ». Именно в рамках этого направления социальной мысли было аргументированно доказано, что народ играет выдающуюся роль в развитии общества. В конечном счете, именно его поддержкой или сопротивлением определяется длительность существования господствующего строя, его конкретная форма, общая стабильность власти.
Несмотря на то, что в разные периоды истории народные массы включали в себя различные слои, классы общества, их конкретная совокупность всегда противопоставлялась господствующим группам общества, т.е. политической элите. Не народу. По сути дела, только в рамках этого противопоставления имеют значение всевозможные рассуждения о смысле и содержании понятия «народ». Вне этих рамок не оказывается политических проблем, достойных обсуждения. Поэтому в политологическом смысле народ – это совокупность гражданского населения рассматриваемая под углом зрения определенной системы власти, определенного государственного устройства. Проще говоря, это управляемая система общества или совокупность людей, среди которых принадлежность к народу определяется степенью политического бесправия человека. Лишь в известном случае, когда в обществе прочно утвердились бы правовые нормы независимых институтов власти, автоматически обеспечивающие идеальное сочетание личных, частных и общественных интересов, можно было бы говорить о народе как совокупности всех без исключения граждан, групп, слоев, классов общества. Но это уже выходит за пределы научного понимания вопроса.
Запрудский Ю.Г.
Народ
♦ Peuple
Совокупность подданных одного суверена или граждане одного государства. В республике, следовательно, и сам народ суверен. Говорят, что народ – всего лишь абстрактное понятие, а существуют лишь индивидуумы. Несомненно. Однако в рамках общественного договора или всеобщего голосования эта абстракция обретает черты реальности, придавая народу, как отмечал еще Гоббс, единство одного лица – пусть искусственное, зато вполне действенное. Именно этим народ отличается от многолюдной массы: «Народ есть нечто единое, он обладает единой волей, ему может быть предписано единое действие. Ничего подобного нельзя сказать о массе» (Гоббс, «О гражданине», глава XII, 8; см. также глава VI, 1). Остается выяснить – и этим вопросом задавался Руссо, – что же делает народ народом. Ответ на этот вопрос звучит так: общественный договор, иначе говоря, единство общей воли, способной осуществлять власть. Народ становится народом только в силу своего суверенитета, осуществляя и защищая его. Отсюда следует, что народ обретает свою подлинную сущность только в условиях демократии и благодаря демократии. Деспоты царят лишь над массой.
, -а, м.
1. Население, жители государства, страны.
* Счастлив тот народ, который имеет литературу на своём родном языке (Д. Лихачёв). *
2. Нация, национальность, народность.
* Народы Поволжья. Кавказские народы. *
3. только ед. Основная трудовая масса населения страны.
* Трудовой народ. Выходцы из народа. *
4. только ед. Люди; публика.
* Собирать народ. На улице много народу. *
см. Этнос (этническая общность)
Syn: нация, население, народонаселение, жители, люди, раса, род, публика (разг., неод.)
НАРОД, а (у), м.
1. (а). Население государства, жители страны. Российский н.
2. (а). Нация, национальность или народность. Русский н. Северные народы.
3. (а), ед. Основная трудовая масса населения страны. Трудовой н. Выходцы из народа. Простой н.
4. ед. Люди, группа людей. В зале много народу. Площади заполнены народом. При всём честном народе (при всех; разг.). Мальчишки озорной н. Ну и н.! (неодобрение, порицание).
| уменьш. народец, дца, м. (к 4 знач.).
| прил. народный, ая, ое (к 1, 2 и 3 знач.). Народное ополчение. Народная интеллигенция. Народное искусство. Народное торжество.
• Народная медицина лечение, основанное на опыте и практике народа.
— ежедневная политическая и литературная бесцензурная газета; выходит в СПб. с 1 декабря 1896 г. Издатель — А. П. Мальшинский, редактор — Н. Я. Стечкин. В статьях газеты проводится взгляд, что истинное просвещение русского народа возможно лишь под охраной народолюбивой самодержавной власти, при полной самодеятельности всех общественных сил. Особенно много места "Н." дает вопросам экономической жизни.