16 июня 2024
450 тысяч слов
+22 за сегодня

Значения слова натурализм

все
Словарь Ушакова
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
Культурология. Словарь-справочник
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Словарь ереси и секты (Булгаков)
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Вестминстерский словарь теологических терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

натурализм

натурализм, натурализма, мн. нет, муж. (от лат. naturalis - природный).

1. Философское направление, близкое к вульгарному материализму, объясняющее общественные явления действием природных и биологических факторов (филос.).

2. Противоположное реализму позитивистическое направление в искусстве и литературе, стремящееся к фотографически точному, якобы объективному, воспроизведению действительности (лит. и искус).

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

натурализм

(см. Натурализация) — в философских учениях взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все неприродное, «сверхъестественное».

Культурология. Словарь-справочник

натурализм

(фр. naturalisme, от лат. natura)

1) направление в искусстве последней трети XIX в., оформившееся во Франции во 2-й половине XIX в.; для натурализма характерно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни; в отличие от реализма натурализм утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека;

Направление в европейском и американском искусстве последней трети ХIХ в. Исходило из представления о полном предопределении судьбы, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Стремилось к бесстрастному, «объективному» воспроизведению реальности.

2) в широком смысле – внешнее правдоподобие, фотографическое копирование жизненных явлений, их протокольное описание без критического отбора, социально-философского осмысления и художественного обобщения.

3) в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все неприродное, «сверхъестественное»;

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

натурализм

(от лат. naturalis — природа) — направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети XIX в., базирующееся на позитивистском представлении о полном предопределении судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, его природой (физиологией, наследственностью).

Рб: художественные методы и направления

Род: реализм

Эст: художественная правда

Перс: Г. Гауптман, А. Амфитеатров, Э. и Ж. Гонкуры, М. Арцыбашев, Э. Золя, П. Боборыкин

* "Несомненно, что натурализм, в особенности у Золя, завоевал для искусства новые области жизни, которые раньше оставались вне поля зрения. Это касается не только биологической стороны жизни, наследственности и т.д., но и таких социальных сфер, как жизнь городских низов, производственная жизнь, кулисы предпринимательской деятельности" (С. Тураев). *

Словарь ереси и секты (Булгаков)

натурализм

   Под натурализмом разумеется такой образ мыслей, по которому все сотворенные вещи, их происхождение, порядок и продолжение происходят от самой природы, и мир существует, поддерживается и управляется сам по себе, собственными силами, без верховного Существа. В этом смысле натурализм имеет такое же значение, как и материализм, и ведет к безбожию. Другие, противополагая натурализм сверхъестественному откровению, разумеют под ним такое верование, которым допускается, что в деле религии достаточно одних естественных показаний и не нужно никакого сверхъестественного откровения. Но и в этом смысле он не много представляет отрадного. Он признает только то, до чего человек может дойти собственным разумом; а так как разум человеческий слаб и ограничен и подвержен многоразличным заблуждениям, то натуральная религия и в древние, и в новейшие времена представляет нам самые скудные познания и - более противоречий и заблуждений, нежели здравого учения, если только отделить от неё то, что заимствовано ею из сверхъестественного Откровения, которое она отвергает. В таком смысле натурализм сходен с рационализмом, или справедливое - с деизмом.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

натурализм

 Натурализм

 ♦ Naturalism

   Учение, рассматривающее природу в широком смысле слова как единственную реальность; считающее, что сверхъестественного не существует, а его проявления суть не более чем иллюзии. Можно ли сказать, что натурализм синонимичен материализму? Не совсем. Всякий материалист является натуралистом, однако не каждый натуралист – материалист (например, Спиноза). Скажем лучше, что натурализм есть ближайший род, одним из видов которого является материализм – монистический натурализм (какой и исповедовал Спиноза), полагающий, что природа полностью и исключительно материальна.

Вестминстерский словарь теологических терминов

натурализм

 ♦ (ENG naturalism)

   философская точка зрения на универсум как на самодостаточное и самоуправляемое целое. В нем, т. обр., отсутствует элемент сверхъестественного.

Энциклопедический словарь

натурализм
  1. (франц. naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный) в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все внеприродное, "сверхъестественное". Свойствен некоторым разновидностям материализма, течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевленностью (панпсихизм) и одухотворенностью (пантеизм). В социологии присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами - климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д. Натурализм был одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли 17-18 вв. (концепции "естественного человека", естественного общества, естественной морали, естественного права и т. п.).
  2. 1) направление в европейской и американской литературах и искусстве последней трети 19 в. (теоретик и глава направления - Э. Золя; братья Э. и Ж. Гонкур, А. Хольц, Г. Гауптман, С. Крейн, Ф. Норрис, К. Лемонье - в литературе; А. Антуан, О. Брам - в театре). Под воздействием позитивистских идей стремилось к "объективному" бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. Исходило из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Идейно направление неоднородно: социально-критические, демократические, социалистические тенденции наряду с чертами декадентства. 2) Нестрогое значение - копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы.

Словарь Ожегова

натурализм

НАТУРАЛИЗМ, а, м.

1. Направление в литературе и искусстве последней трети 19 в., стремящееся к внешне точному изображению действительности.

2. Фактографическое, внешнее воспроизведение жизни, быта. Излишний н.

3. Движение, проповедующее отказ от благ современной цивилизации, жизнь в условиях, близких к природе.

| прил. натуралистический, ая, ое и натуралистский, ая, ое (к 3 знач.). Натуралистическое искусство. Натуралистические подробности.

Словарь Ефремовой

натурализм
  1. м. Направление в литературе и искусстве, возникшее в последней трети XIX в. и стремящееся к внешне точному, идейно не осмысленному изображению действительности.
  2. м. Фактографическое, с излишне пристальным вниманием к деталям жизни и быта изображение действительности.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

натурализм

— современная форма литературного движения, известного под именем реализма (см.). Н. выделяется из общего течения реализма требованием полнейшей объективности художника и пристрастием к изображению низшей, эмоциональной стороны человеческой природы. Вопрос об источниках Н., получившего наиболее яркие образы и с особенной силой сформулированного во французской литературе, постоянно усложняется: новые исследования отодвигают его зачатки все далее назад, находя их то в живой струе народного творчества, то в бытовых произведениях сатирических писателей первых времен новой истории. Самыми близкими по духу к современному H. являются испанские писатели Мендоза (см.), с его "Лазарильо из Тормес" (русский перевод, 1897), и Кеведо (см.), имевший особенно большое влияние на французскую литературу, где, параллельно с официальными формами академической условности, всегда жили свободные формы правдивого изображения жизни и где еще в XV веке Ла-Саль, в "Jehan de Saintr é ", дал первый опыт психологического натурализма, а в XVI в. писал Рабле. Талантливейшие выразители этого направления в XVII в. — Шарль Сорель, Скаррон, Фюретьер и Сирано де Бержерак (см.). XVIII век, проникнутый духом классической условности, выставляет, однако, ряд провозвестников новой литературы. В начале века появляется "Жиль Блаз " Лесажа (см.). Оригинальный Ретиф-де-ла-Бретонь, доводя до крайности откровенности грубого реализма, дает правдивые и детальные изображения быта разных слоев общества. Характерно, что в своих произведениях он видит "полезное прибавление к Естественной Истории Бюффона", предвосхищая, таким образом, стремления будущих представителей Н. придать ему научный характер. Призыв Руссо возвратиться к природе, к простоте отражается и на требованиях художественной правды. Дидро (см.), подкрепляя свои теории собственными произведениями, ратует против "жестокости условных формул, а Себастьян Мерсье (см.), в своем "Essai sur l'art dramatique", исходит из мысли, что "если сценическое искусство ложно само по себе, то тем более должно его приблизить к правде". Первым шагом к современному Н. был в нашем веке французский романтизм. Освобождая творчество от гнета академической традиции и эстетического канона, он с самого начала настаивал на "жизненной правде". Этой правды новаторы романтизма искали, однако, не в наблюдении внешнего мира, но внутри себя; это была чисто субъективная правда, добываемая наитием свыше, каким-то духовным прозрением. Во всяком случае, романтизм пересоздал мертвенно-условный литературный язык, вдохнул новую жизнь в творчество, и потому вполне естественно, что к французским романтикам реставрации относятся не только Гюго и Жорж Санд, но и первый представитель Н. в его современном смысле, Анри Бейль (см.), известный под псевдонимом Стендаль. Воспитанный на философском скептицизме прошлого века, Стендаль примкнул к романтизму именно потому, что это была господствующая форма протеста против условной неправды. Даже его сухой протокольный язык обуславливается стремлением к художественной точности; его наблюдательность в изучении психологических деталей дала Тэну повод назвать его величайшим психологом века. Стендаль не находил достаточного понимания в публике, предсказывая, что его значение выяснится лишь в 60-х или 80-х гг. И действительно, в эти годы имя его является знаменем в борьбе против романтизма; но уже в первой половине века у него появляются продолжатели, в лице Мериме (см.) и, особенно, Бальзака (см.). Бальзак был создан для творчества в духе Н. Его глубокий и грубый материализм, всецело подчинявший духовную сторону человека влияниям внешнего мира, требовал строгой точности в воссоздании элементов этого влияния. Его покладистая мораль позволяла ему изображать мир грязи и порока не с пристрастием бичующего моралиста, но с эстетическим наслаждением истинного художника, этой объективности он не изменял никогда, образы его слагаются из массы внешних деталей, подмененных в натуре. Лишь его кипучая неуравновешенность, необузданность его воображения, иногда доводившая его до невероятных измышлений, помешала ему дать совершенные образцы в духе нового направления. Во второй половине века господство позитивизма и детерминизма повело за собой во всех областях преклонение перед фактом; теория эволюции, став основой не только биологии, но и гуманитарных наук, отразилась на теории искусства, в виде неправильного требования устранить субъективный идеализм. Свобода вымысла ограничивается. Документальная правда полагается в основание самодовлеющего художественного создания, которое стремится стать верным, полным и абсолютно беспристрастным протоколом действительности. Появление "Madame Bovary" Флобера (1857) знаменует собой настоящую литературную революцию. Флобер не дал формулы H., требования художественной правды выставлялись и до него; но такого сухого беспристрастия, такого отсутствия выдумки, такого подчинения психики моментам физическим, такого возведения в перл создания мира по преимуществу не интересного — до тех пор не было. Самая пошлость персонажей Флобера есть реакция против идеалистических преувеличений романтизма. Менее значительным, но все же ярким явлением того же порядка была "Fanny" Фейдо (1858), имевшая большой успех. Решающее влияние на роман и его натуралистическую теорию оказали братья Гонкуры (см.). "Madame Bovary" и "Germinie Lacerteux", по замечанию Жюля Гонкура, "могут быть названы образцами всего, что появлялось впоследствии под именем реализма, натурализма и проч.". В Эмиле Золя натурализм приобрел законодателя. Не внеся по существу ничего нового ни в характер, ни во внешнюю форму романа, он так определенно формулировал доктрину Н., так настойчиво и деятельно пропагандировал ее, так удачно способствовал ей шумным успехом своих романов, что был признан главой школы, став на место ее истинных создателей — Флобера и Гонкуров. Впрочем, настоящей школой Н. не мог стать уже потому, что в формулу его входит полная свобода индивидуальности художника. Художественное произведение, с точки зрения Золя, превращается в протокол; "все его достоинство заключается в точном наблюдении, в более или менее глубокой проницательности анализа, в логическом сцеплении событий". Вторая черта натуралистического романа — объективность. Романист превратился в судебного пристава, "не позволяющего себе судить и произносить приговор... Страстное или чувствительное вмешательство автора придает более мелочной характер роману, нарушая отчетливость линий, вводя посторонний фактам элемент, который лишает их научного значения... Правдивое произведение будет вечно, между тем как чувствительное произведение возбуждает чувствительность одной известной эпохи". Третья черта Н. — исключение "героев"; "нивелирующая черта проводится над всеми головами, потому что редко представляется случай вывести на сцену человека, действительно возвышающегося над уровнем" (см. Экспериментальный роман). Сам Золя далеко не всегда верен своей доктрине; не говоря о его природной склонности к романтической идеализации и преувеличению — хотя бы в обратную сторону, — его справедливо упрекают в кабинетном, книжном воссоздании действительности, идущем вразрез с основным догматом Н. — непосредственным наблюдением. К крупнейшим натуралистам относят также, но без достаточного основания (см.), и Доде. Писатели, группировавшиеся когда-то вокруг Золя и собравшие свои натуралистические рассказы в сборнике "Les soir ées de Mé dan", понемногу отказываются от крайностей его учения. Самый выдающийся из них, Гюи де Мопассан (см.), в предисловии к роману "Пьер и Жан" указывает на невозможность последовательного натурализма; в искусстве нужна не голая правда действительности, но лишь иллюзия правды. "La terre" Золя вызвала протест молодых писателей, из которых Боннетэну принадлежит, быть может, самый грязный и грубый роман во всем современном H. ("Charlot s'amuse"). Новые влияния, знакомство с реальными произведениями северного искусства, свободными от утрированного Н., смягчают его первоначальные крайности в теории и практике. Иностранные подражатели — итальянские "веристы" (Верга, Серао, Фогапдаро), немецкие "Modernen" (Крецер, Йенсен, Ола Ганссон, Товоте, Конрад, Блейбтрей, Альберти) — не вносят в натурализм значительных особенностей. Натуралистическое движение отражается также на лирике, в поэзии символистов и на драме, где пьесы Альфреда Туруда (1839—1875) и Бувье имели в свое время успех, не лишенный значения. "Th éâ tre libre" в Париже и "Freie B ü hne" в Берлине созданы для водворения Н. в сценическом исполнении, но особенных новшеств им внести не удалось. Самыми видными и последовательными из немецких натуралистов в драме следует признать Арно Гольца и Иоанна Шлафа, иногда писавших вместе под псевдонимом Бьярне Гольмсен (" P apa Hamlet" и др.). Гауптман и Зудерман к Н. могут быть отнесены лишь с оговорками: первый — по его склонности к фантастическому элементу и сказочному символизму, второй — по стремлению к условным приемам театрального эффекта, чувствительности и склонности к морализированию.

Кроме сочинений, указанных в статьях Бальзака, Золя, Доде и др., ср.: David-Sauvageot, "Le r é alisme et le naturalisme" (перевод, M., 1891); Champfleury, "Le r éalisme" (1857); Merlet, "Les réalistes et fantaisistes dans la littérature" (1861); Desprez, "L'évolution naturaliste"; Rigot, "L'esthétique naturaliste" ("Revue d. d. M.", 1879, sept.); Rivet, "Zola et le N." ("La jeune France", 1879, III); Zola, "Le roman expé rimental" и "Le N. au th éâtre"; Camille et Albert, "Petit traité de littérature naturaliste" (1880); P. Lindau, "Die naturalistische Schule in Frankreich"; Max Nordau, "Zola und der N."; H. Bahr, "Studien zur Kritik der Modernen" (1894); Pelissier, "Le mouvement litté raire au XIX s." (перевод, M., 1895); Басардин, "Новейший натурализм" ("Дело", 1880, III и V); Борхсениус, "Представители реального романа во Франции в XVII столетии" ("Пантеон Литературы", 1888); Брандес, о Стендале ("Русская Мысль", 1887, III), о Бальзаке (там же, 1881, VI), о Жорж Санд (1886, IV); Гауптман и Зудерман ("Литературные портреты", СПб., 1896); З. Венгерова, "Литературные характеристики" (1897). Ср. также роман М. Монье, "Un d étraqué " (перевод в "Слове").

А. Горнфельд.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом натурализм

  • В настоящее время, когда, в общем, политический, культурный, художественный уровень переводчиков на национальные языки еще не высок, натурализм является основным злом, основным бичом этой переводной литературы.
  • Дошло до того, что на границе 80—90-х годов немецкая социал-демократическая партия, которая считалась тогда образцовой в Европе, склонялась к взгляду на натурализм как художественное выражение рабочего и социалистического движения, что отразилось и в статьях Ф.
  • Субстанциальное понимание природного мира как совершенно внебожественного, как неизменного в своей основе порядка тварной природы и есть религиозный натурализм, который породил натурализм материалистический и позитивистический, когда Бог окончательно был отдален от природного мира и дух совершенно угашен.
  • И хотя это разграничение осуществляется во имя науки, оно – как правило, вопреки намерению сторонников натурализма – выражает догуманистическую позицию и может, если за дело возьмутся демагоги, породить варварский идеал мужества, который обнаруживается в фашизме и нацизме.