03 октября 2024
450 тысяч слов
+9 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова натюрморт

все
Словарь Ушакова
Этимологический Словарь Русского Языка
Культурология. Словарь-справочник
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Дизайн. Словарь терминов
Эстетика. Энциклопедический словарь
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

натюрморт

натюрморт, натюрморта, муж. (франц. nature morte - мертвая природа) (живоп.).

1. только ед. Изображение в живописи неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. (кроме пейзажа и человеческих трупов). Натюрморт - специальность этого художника.

2. Самая картина с таким изображением. Художник написал прекрасный натюрморт.

Этимологический Словарь Русского Языка

натюрморт

Французское – nature morte («мертвая природа»).

Слово «натюрморт» пришло в русский язык из французского в конце XIX в. Натюрморт – это термин, используемый в живописи и означающий «изображение группы предметов, таких как цветы, фрукты, рыба и тому подобное».

Производные: натюрмортный, натюрмортист.

Культурология. Словарь-справочник

натюрморт

(фр. nature morte, букв. – мертвая природа) – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвящается изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты и т.д.).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

натюрморт

   , -а, м.

   Изображение на картине вещей, фруктов, дичи, цветов.

   * Натюрморты старых мастеров. *

   || прил. натюрмортный, -ая, -ое.

   * Натюрмортная композиция. *

Дизайн. Словарь терминов

натюрморт

НАТЮРМОРТ – французское слово, оно означает "мертвая природа", то есть что-то неодушевленное. В натюрморте художники изображают различные предметы, которые окружают нас в жизни. Это могут быть предметы быта, например посуда, инструменты. Или то, что даёт нам природа – фрукты, овощи, цветы. Очень часто в натюрмортах мы видим и предметы быта, и дары природы.

Эстетика. Энциклопедический словарь

натюрморт

(от франц. nature morte» - букв, «мёртвая природа»)

   жанр в изобразительном искусстве (иногда встречающийся в поэзии), где предметами изображения служат разнообразные вещи из повседневного обихода, художественного или научного творчества, цветы, фрукты, охотничьи трофеи, дичь, рыба и т. д.

   Вещь, как центральный предмет в пространстве натюрморта, - это, как правило, реалия, на которой отчетливо проступают знаки культурных воздействий человека. Даже если это фрукты, цветы и другие предметы естественного происхождения, они свидетельствуют не только о самих себе, но и о людях, их интересах, пристрастиях, симпатиях, вкусах. Вещь - это знак, наделенный значением. Художник, помещая ее в живописное пространство натюрморта, стремится выдвинуть на передний план одни значения и затушевать, спрятать в тень другие. Пространство, в котором они пребывают, имеет ценностное, смысловое и нормативное измерения. В фокусе этих содержательных векторов, в точке пересечения разнонаправленных координат вещь становится средоточием множества значений, которые можно вычитывать, расшифровывать, разгадывать, превратив сам процесс подобного углубления в увлекательную познавательную и герменевтическую задачу. Бокал, перчатка, книга - это не только знаки того мира, внутри которых живёт создатель натюрморта, не только свидетельства его жизненных, ценностных, эстетических пристрастий, но и символы масштабного социокультурного мира, в котором жили, живут и еще долго будут существовать многие поколения.

   Вещный мир натюрморта активен. От него исходит эманация культуротворческой энергии. Он притягивает к себе человека, принимает в себя, в средоточие своего текста его взгляд и начинает с ним бессловесный диалог, в котором обе стороны одновременно и отдают и получают. Текст натюрморта, как и любой текст, имеет множество содержательных уровней. Его можно воспринимать в самых разных семантических и аксиологических ракурсах. Несмотря на кажущуюся ограниченность того пространства, внутри которого пребывают изображенные вещи, и небольшого числа самих вещей, натюрморт фактически неисчерпаем в своих значениях. Они (значения) будут изменяться н е только благодаря духовной активности воспринимающих их субъектов, но также из-за того, что будут меняться окружающий их социокультурный контекст ориентации культурных субъектов. Как отмечал крупный современный знаток античной культуры, образ изображенной веши способен трансформироваться в сознании людей (в том числе художников и зрителей) потрем направлениям - социальному,духовному и социологическому. В социальном аспекте образ вещи будет носителем изменяющейся информации о структурах общественной жизни. В духовном аспекте он будет воссоздавать и сберегать атмосферу душевных переживаний, связанных с данной вещью и с отношением субъектов к ней. И в социологическом смысле образ вещи можно сравнить с зондом, погруженным в общественное подсознание, «в те глубины повседневного бытищтде раскрывается непосредственно человеческая текстура исторических процессов» (Кнабе К. С. Язык бытовых вещей // Декоративное искусство СССР. 1985, № 3. - С. 743).

   Жанр натюрморта иногда привлекает и литераторов. Если поэту свойственно ярко выраженное визуальное мышление, то результатом его созерцаний может быть натюрморт, выполненный не красками, а при помощи поэтических строк такого, например, рода:

   Лимона кожура витая,

   Как серпантин на серебре.

   Над ней струится, оседая,

   Пыльца в латунном фонаре.

   Как будто бабочка-колдунья,

   Качаясь, в струях замерла И развернула над латунью Свой хрупкий веер - два крыла.

   В тени старинная страница Хранит засохший стеарин,

   Пыль невесомая струится,

   И вьется желтый серпантин.

(Смирнов А. Натюрморт // Он же.

   Спросит вечер. - М., 1987. - С. 104-105).

   В картинах такого рода вербальное и визуальное мышление сочетают свои изобразительные ресурсы и в результате возникают яркие поэтические миниатюры, в которых словесная выразительность способна соперничать с выразительностью живописной.

   Мир натюрморта - это всегда не хаос, а маленький космос, где между вещами существуют очевидные или незримые связи и зависимости. И в этом отношении - натюрморт - малое подобие Вселенной, где роль художника, устанавливающего зависимости между вещами, играет Бог. «Вещи тяготеют друг к другу только до тех пор, пока они сообща тяготеют к Богу; это ключ свода: как только он выпадает, все рассыпается, и мира - как целого - не существует; каждая вещь довлеет самой себе» (Бицилли П. М. Элементы средневековой кудътущл. - СЛЛб., \995. - С. 54). Анало- ГГГЧПЪПА обфхнпл. дело обстоит и с натюрмортом, где уже художник наделен полномочиями Бога, безраздельно господствующего в создаваемом им художественном микромире.

   ◘ Лит.: Галанов Б. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь, - М., 1974; Смирнов А. Е Натюрморт //Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М. 2001;

Энциклопедический словарь

натюрморт

(франц. nature morte, букв. - мертвая природа), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.).

Словарь Ожегова

натюрморт

НАТЮРМОРТ, а, м. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари.

| прил. натюрмортный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

натюрморт
  1. м.
    1. Жанр в изобразительном искусстве (главным образом в живописи и графике), посвященный изображению крупным планом неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи и т.п.
    2. Картина с таким изображением.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом натюрморт

  • Таковы картины «Кухня со сценой бегства в Египет» (1551, Художественное собрание университета, Упсала), «Натюрморт со сценой Христа в доме Марфы и Марии» (1552, Музей истории искусства, Вена), «Христос в доме Марфы и Марии» (1559, Музей старинного искусства, Брюссель), где предметы, составляющие натюрморт, обладают символико-нравоучительным подтекстом.
  • Она выписывала популярные журналы «Артист» и «Магазен питтореск» (полная подборка последнего, с 1837 по 1892 год, сохранилась в мастерской художника), оба издания служили источниками идей и образов для Сезанна, который работал так медленно, что натюрморты успевали сгнить и даже бумажные цветы выцветали.
  • И, наконец, дети видят вокруг себя самые разные пейзажи, часто ощущают их красоту, особенно на природе (оценить красоту натюрморта ребенку достаточно трудно).
  • Как и в случае с «Портретом молодой женщины» (1902–1903), в натюрморте «Бутылка “Перно”» Пикассо спустя десять лет вновь сочетает изображение и слово, старый и новый текст, сохраняя для зрителя возможность прочитать раннюю надпись, не уничтоженную полностью.