национализм, национализма, мн. нет, муж. (полит.). Буржуазная идеология и политика, ставящая свою, господствующую нацию в привилегированное положение и направленная на угнетение других национальностей, на создание вражды между ними. «Марксизм выдвигает на место всякого национализма - интернационализм...» Ленин. «Принцип буржуазного национализма - развитие национальности вообще, отсюда исключительность буржуазного национализма, отсюда безвыходная национальная грызня.» Ленин. - Уклон к национализму есть приспособление интернационалистской политики рабочего класса к националистской политике буржуазии. «Уклон к национализму отражает попытки "своей", "национальной" буржуазии подорвать советский строй и восстановить капитализм.» Сталин.
идеология и политика в национальном вопросе, основа которых - трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В 19-20 вв. национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке, сопровождаемый идеей национального превосходства и национальной исключительности; нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.
Приверженность людей интересам своей нации, ее культурным ценностям. На бытовом уровне понимается как проявление национальных симпатий и антипатий, на групповом – как идеология. Идеологи Н. полагают, что главным видом социальных связей являются национальные связи и главным субъектом истории – национальные общности людей, сотрудничающие или борющиеся друг с другом за средства существования. Н. может быть оборонительным и наступательным.
идеология, социальная практика, политика, групповое поведение, основанные на представлении о примате национальных интересов своего этноса, часто противопоставляемых интересам других этносов и индивидуальным правам человека.
Источником Н. выступает идея превосходства одних "высших" наций над другими - "низшими", "неполноценными". Психологическую базу Н. составляет эгоцентризм. Термин Н. возник в эпоху Великой Французской революции как обозначение чувства приверженности своей нации (в отличие от прежней приверженности королю). В этом смысле он применялся в XIX в. Позднее Н. нередко приобретал агрессивный (шовинистический) характер, получив крайнее выражение в германском национал-социализме. После 2-й мировой войны вспышки Н. характерны для регионов социальных и политических конфликтов, в том числе для территорий бывшего СССР.
Для Н. характерна проповедь исключительности и превосходства, пренебрежительного отношения к другим нациям и народностям. Возникновение национализма было обусловлено образованием наций и формированием национальных государств, а также спецификой зарождения и развития капиталистических отношений, основанных на частной собственности. Первоначально идеология Н. имела положительное значение, т. к. была направлена на консолидацию наций, на победу капиталистической формации в борьбе с феодализмом. Однако в период развития капитализма, борьбы за рынки сбыта и образование колониальной системы Н. стал источником национальных антагонизмов и вражды, идеологии господства одних наций над другими. Образование независимых государств, процесс суверенизации не устранил и межнациональные трения и конфликты в полиэтнических странах.
Национализм весьма разнообразен по своему содержанию и формам проявления. Он может выступать как в виде ультрапатриотизма - национализма малых народов, так и великодержавного шовинизма, в облике фашизма, расизма, либерализма и даже демократизма. Психологически национализм формирует у людей негативные установки и стереотипы, социальные чувства и представления по отношению ко всему инонациональному.
Национализм проявляется в социально-психологической и идеологической формах. На уровне обыденного сознания национализм выступает как своеобразный социально-психологический комплекс, отличающийся устойчивостью и продолжительностью существования, несистематизированностью элементов, глубиной и остротой проявлений. В нем объединяются, с одной стороны, установки в отношении своего народа - любовь, привязанность, преданность, верность, гордость и т. п. Это особый тип соотнесения личности со своей этнической группой, этнической идентификацией, когда эта группа выделяется среди остальных, окрашивается в положительные эмоциональные тона, наделяется различными добродетелями. В отечественной традиции эмоциональное отношение подобного рода принято обозначать понятием "патриотизм", имеющим большую, чем Н., респектабельность.
Достаточно часто отечественными и зарубежными учеными понятия национализма и патриотизма отождествляются. Однако они не совпадают, различаются В Н. более ярко проявляется интегрированное этническое начало в целом, в "патриотизме" же отчетливее выражено лишь одно из оснований этничности - территориальное. В. Н. представлены и установки в отношении другого или других народов. Это отношение может быть различным - доброжелательным, равнодушным, заинтересованным и т. п. Оно может основываться на принципах равенства, когда человек отчетлива осознает, либо не замечает различий между своим и иными народами, но считает их при этом равными. В некоторых случаях это отношение окрашивается в негативные тона, сопровождается неприязнью, предубеждением, враждебностью, антипатией и т. п.
Для обозначения установок и отношений подобного рода сложился ряд понятий. Положительное отношение к определенной этнической группе, народу - этнофи-лия, отрицательное - этнофобия (русофобия), недоброжелательство или ненависть ко всему инонациональному, чужакам - ксенофобия, представителям иной национальной культуры - этнический негативизм.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)
Термин, используемый для обозначения приверженности людей интересам своей нации, ее культурным ценностям и т. п. На бытовом уровне понимается как проявление национальных (этнических) симпатий и антипатий, на групповом - как идеология с социально-политической направленностью. Идеологи национализма полагают, что главным видом социальных связей являются национальные связи и главным субъектом истории - национальные (этнические) общности людей, сотрудничающие или борющиеся друг с другом за средства существования; они приписывают своей нации особые исторические заслуги и историческую миссию по отношению ко всему человечеству, призывают людей своей национальности служить этой миссии, пренебрегая другими нациями. Н. - сложное социальное явление, в котором можно выделить экономические, политические, культурные и языковые аспекты. Он может быть оборонительным и наступательным. Политический Н., проявляется в организации движений за захват власти лидерами тех или иных национальностей, за вытеснение иноязычных групп за пределы национальных государств, либо их ассимиляцию и даже физическое уничтожение. Наиболее реакционную форму национализм принял в гитлеровской Германии (национал-социализма), где он фактически слился с расизмом. Во второй половине XX в. национализм в той или иной форме проявился в различной степени в большинстве стран мира, в т. ч. и в экономически развитых, где процессы межэтнической экономической и культурной интеграции должны были привести к его исчезновению. Напр., в Канаде (франко-канадский, или квебекский национализм), в Испании (баскский, каталонский и галисийский национализм), в Великобритании (шотландский Н.; британский Н. по отношению к иммигрантам) и др. Элементы национализма зрели в национальных республиках Советского Союза; с середины 80-х гг. XX вв. он проявился более открыто, предъявив экономические, политические, культурные и языковые требования, что способствовало росту национал-сепаратизма и развалу Советского Союза. Аналогичные процессы прошли в Югославской Федерации. Этим термином же часто обозначается борьба в бывших колониальных странах Африки и Азии за национальную независимость.
<=> космополитизм
♦ С. П. Бобров пересказывал английский роман: кто-то умирает и чувствует, что растворяется, как сахар в воде, в потоках света; ему не хочется растворяться, он начинает мысленно ругаться и богохульствовать, и действительно, свет отступает — но как только он останавливается, наплывает опять итд. (Очень похоже на Поплавского — "не религиозный опыт, а религиозные опыты", "не просто святость, а интересная святость", писал о нем Бердяев, — он хотел сохранять индивидуальность хотя бы ценой рембообразного зла.) Так и современным культурам не хочется растворяться в мировой, и они националистически ругаются. Ср.:
Пальмстрему так хочется покоя!
Раствориться бы, как соль в стакане,
Предпочтительно перед рассветом, —
А потом, по минованьи ночи,
Выкристаллизоваться наутро,
Как Венера Анадиомена.
(Хр. Моргенштерн)
(от лат. natio - нация, народ) - идеология, основанная на пропаганде национальной исключительности и национального превосходства, а также политика, реализующая националистическую идеологию. Национализм может выражаться в разжигании национальной ненависти и конфронтации как между народами разных стран, так и внутри одной страны между представителями различных наций и этносов.
Международное законодательство классифицирует идеологию и политику национализма как политическое преступление, заключающееся в нарушении прав человека. Национализм может проявляться в самых различных формах. Так, шовинизм представляет собой попытку интеллектуального или политического ограничения национальных меньшинств со стороны основной национальности данной страны. Расизм направлен на ограничение народностей других рас.
Феномен национализма - сложное общественно-политическое явление, которое порождает массу конфликтных ситуаций. В явлениях национализма проявляются исторические отношения, различие культур, экономического и политического, а также религиозного образа жизни. Хорошо известны антисемитизм (враждебное отношение к евреям в фашистской Германии) и сионизм (еврейская разновидность национализма), явления апартеида (организация раздельного проживания и различения в правах представителей различных национальностей, в частности в ЮАР), насильственного переселения народностей в СССР, и т. д.
В России традиционная имперская политика создала запутанную систему национально-политических отношений. При социализме национальные отношения были еще больше усложнены, повысилась их конфликтогенность. Крушение социализма привело к распаду СССР, что способствовало заметному обострению национальных отношений. Современный национализм на территории бывшего СССР многолик, невероятно антагонистичен (ситуация в Карабахе, Чечне, Абхазии, Средней Азии и т. п.). Проблема современного национализма требует объективного научного осмысления и тонкой, многосторонней политики, опирающейся на внутренний и международный опыт.
Коротец И.Д.
Национализм
♦ Nationalisme
Возведение нации в абсолют, стремление подчинить ему все остальное – право, мораль, политику. Национализм всегда потенциально антидемократичен (если нация действительно является абсолютом, значит, она не зависит от народа, напротив, это народ зависит от нее) и почти всегда подвержен ксенофобии (все, кто не входит в состав нации, как бы исключаются из абсолюта). Это непомерно раздутый и доведенный до нелепости патриотизм, возводящий политику в ранг религии или морали. Поэтому национализм охотно принимает языческие формы и почти неизбежно аморален.
идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которых являются идеи национальной исключительности, национальной обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и народностям. Социально-философской основой Н. является представление о том, что нация, народ, этнос — главные субъекты истории и что борьба между нациями или этносами составляет основу исторического процесса. В русском языке термин Н. имеет выраженный негативный смысл в отличие, например, от английского, в котором этот термин более нейтрален. Проявления Н. многообразны, как и формы функционирования этого явления: от крайних, наиболее агрессивных (нацизм, шовинизм (см.)) до умеренных (представление отдельных прав одним этническим группам за счет других, дискриминация в различных сферах общественной жизни).
идеология и политика в национальном вопросе, основа которых - трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В 19-20 вв. национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке, сопровождаемый идеей национального превосходства и национальной исключительности; нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.
НАЦИОНАЛИЗМ, а, м.
1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.
2. Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости.
| прил. националистический, ая, ое. Националистические взгляды.
— превращение живого народного самосознания в отвлеченный принцип, утверждающий "национальное" — как безусловную противоположность "универсального", и "свое родное" — как безусловную противоположность "чужеземного". Первоначально слово Н. не имело этого смысла, принадлежа к английской политической терминологии, где оно обозначало стремление ирландцев к автономии. В общем значении оно стало употребляться преимущественно в русской литературе, с начала 80-х годов. Как отвлеченный принцип, Н. основан на ложном разделении того, что в действительности неразрывно соединено. Все, что производилось ценного в истории, имело всегда троякий характер: 1) личный, 2) национальный и 3) универсальный. Всякое историческое творчество коренится в личных силах и дарованиях, обуславливается национальной средой и приводит к результатам всечеловеческого значения. Так, еврейская библия, индийский буддизм, греческая философия, римское право, арабское мусульманство, латинская теократия, итальянский гуманизм, немецкая реформация — создавали всеобщее из личного через национальное. Даже в таких более внешних и местных явлениях, как реформа Петра Великого или Французская революция, ясно обозначается присутствие этих трех элементов. Поэтому национализм, как исключительное утверждение одного из них в ущерб двум другим, есть воззрение прежде всего антиисторическое. С другой стороны, обособление каждого народа в смысле отрицательном, то есть его отчуждение от всех других и замкнутость в себе, будучи делом безнравственным по существу (как отрицание альтруизма и человеческой солидарности), является, при современном прогрессе внешней культуры, физической невозможностью. Последовательного теоретического оправдания Н., как и все отвлеченные начала, не допускает. Практическое значение он отчасти имеет как знамя дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонародным населением. Основание некоторой популярности, которой еще пользуется Н., есть ошибочное его смешение с патриотизмом (см.).
Вл. С.