ПАДЕЖ | Ед. ч. | Мн. ч. | |
---|---|---|---|
И. | ненаси́лие | ненаси́лия | |
Р. | ненаси́лия | ненаси́лий | |
Д. | ненаси́лию | ненаси́лиям | |
В. | неод. | ненаси́лие | ненаси́лия |
одуш. | |||
Т. | ненаси́лием | ненаси́лиями | |
П. | ненаси́лии | ненаси́лиях |
этический принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия. Термин "Н." является калькой с санскритского термина "ахимса" (невреждение). В отечественной общественно-политической лексике он закрепился с конца 80-х гг. 20 в. Идея Н. связана с формированием человекоцентрированного взгляда на мир; она является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности; занимает центральное место в религиозно-философских учениях джайнизма и буддизма. В европейскую культуру идея Н. привнесена Нагорной проповедью, смысловым центром которой является непротивление злу. Однако господствующим в последующие эпохи оставался взгляд, оправдывающий насилие как орудие справедливости: справедливые войны (Августин), право народа на восстание (Фома Аквинский), смертная казнь (И. Кант) и др. Коренное изменение во взгляде на Н. связано прежде всего с именами Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.Л. Кинга.
Современный анализ теории и практики Н. требует разграничивать Н. как общий этический принцип и как особую программу практической деятельности. В первом случае Н. выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Во втором - является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые обычно принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. Речь идёт о конфликтах, при которых стороны кардинально расходятся в понимании добра и зла и каждая из них имеет одинаковые основания выступать от имени добра, намечая тем самым насильственный способ разрешения конфликта, который воспринимается другой стороной в качестве совершенно неприемлемого.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 166)