наиболее авторитетное течение совр. католич. философии и философии культуры, базирующееся на учении Фомы Аквинского (1225-1274). Получил статус офиц. филос. доктрины Ватикана после опубликования в 1879 энциклики папы Льва XIII "Aeterni patris". На разработку и распространение Н. ориентированы Академия св. Фомы в Ватикане, Католич. ин-т в Париже, Пуллахский ин-т (близ Мюнхена), ун-т Нотр Дам (США) и др. Ведущие представители философии культуры Н. — Э. Жильсон, Ж. Маритен (Франция), Э. Корет, И. Месснер (Австрия), А. Демпф, М. Мюллер, И. Пипер, К. Ранер (ФРГ), А. Дондейн, Ж. Ладриер (Бельгия), К. Войтыла (Иоанн Павел II), Б. Мондин (Италия). Считая "град земной" способным вести людей к общему благу, Аквинат был далек от понимания специфики социокультурного бытия человека. Оно рисуется ему продолжением и завершением естественно-природного миропорядка, сотворенного Богом. Человек есть сложная субстанция, состоящая из двух простых — души и тела. Цель и смысл существования личности — созерцание божеств. абсолюта, ведущее по пути обретения интеллектуальных, нравств. и теологич. добродетелей. Развивая под влиянием христ. неоплатонизма Ареопагита концепции взаимосвязи Бога и мира, Аквинат был нечувствителен к диахронному анализу истории, проблеме культурного самосозидания человека. Уже в пер. пол. 20 в. наряду с тенденциями по сохранению в неприкосновенности доктрины Аквината наблюдались попытки ее культуроцентристской трансформации путем ассимиляции положений совр. зап. мысли. После II Ватикан. собора (1962-65), санкционировавшего курс католич. обновления — "аджорнаменто", эта тенденция получила устойчивое преобладание, базируясь на ассимиляции инструментария и категориальных средств феноменологии, экзистенциальной герменевтики, герм. филос. антропологии, Персонализма и иных направлений. Н. ориентируется на переосмысление осн. традиц. филос. проблем в антропол., культурфилос. ключе. Уже в сочинениях таких теоретиков экзистенциального Н., как Маритен и Жильсон, прослеживаются основополагающие моменты культуроцентристской трансформации Н. В них снимается недооценка земной составляющей человеч. истории, присущий ей финализм рассматривается как дополняющая трансистор. провиденциальное предначертание. Культурное развитие человека и человечества в истории приобретают характер самоценного явления. История предстает полем, на к-ром раскрывается способность человека к обретению совокупности интеллектуальных, нравств. и теол. добродетелей. Раскрывается взаимодополнительность "града земного" и "града божьего". Этот вариант культурфилософии Н. был пропитан верой в возможность самосовершенствования индивида и человечества. Подобный умеренный прогрессизм не исключал критич. отношения к постренессансной традиции, к-рая, на взгляд представителей Н., не смогла осуществить продуктивного синтеза гуманизма и христ. ценностей. В рез-те возникает программа христ. гуманизма, призванного трансформировать совр. культуру, придав ей утраченную целостность, ценностно-смысловую ориентацию. Она предполагает в качестве конкр. идеала будущего преодоление гнетущих социальных противоречий путем корпоративного объединения предпринимателей, интеллектуалов и рабочих, утверждение принципов христ. демократии в политике, обнаружение ориентира мудрости веры, способного питать нравств. устои человека, ограничивая неумеренные притязания научно-техн. разума и раскрывая мистич. потенциал творчества художника. Радикальные преобразования Н. в эпоху "аджорнаменто" привели к смене типа культурфилос. теоретизирования в трудах Корета, Ранера, Дондейна, Ладриера и др. Разделяемый ими вариант трансцендентальной антропологии выдержан в духе герменевтич. интерпретации культурно-истор. творчества. Человек рассматривается как существо, предрасположенное к самопревосхождению — трансценденции в своем тяготении к божеств. абсолюту. Культурно-истор. процесс не связывается Н. с оптимистически интерпретируемым постоянно нарастающим совершенствованием человека, а предстает полным трагич. коллизий, ибо гуманистич. ценности в нем далеки от своего воплощения в реальную жизнь. В данной связи теоретики Н. апеллируют к наследию М. Вебера, Гуссерля (см. Гуссерль), Хайдеггера, Ясперса и др. философов, обращавшихся к теме кризиса культуры. Радикальный эсхатологизм христианства рассматривается Н. как связанный с его абсолютным гуманизмом, раскрывающим ограниченность всех конкр. его типов. Этот вариант культурфилософии Н. во многом заимствует антиидеол. пафос неомарксизма Франкфурт. школы (см. Франкфуртская школа), разоблачая иллюзорное видение культурно-истор. процесса и притязающие на разрешение всех внутримирских противоречий глобальные утопии будущего. В наст. время он преобладает в работах представителей Н., говорящих о том, что критич. рефлексия, развенчивающая иллюзии, способна привести к пониманию значимости абсолютных ценностей.
Лит.: Губман В.Л. Зап. философия культуры XX века. Тверь, 1997; Dempf A. Kulturphilosophie. Munch.: В., 1932; BrunnerA. Geschichtlichkeit. Bern; Munch., 1961; Dondeyne A. Faith and the World. Pittsburgh; Louvain, 1963; D'Arcy M.C. Humanism and Christianity. L., 1971; Rahner K. Zur Theologie der Zukunft. Munch., 1971; Coreth E. Was ist der Mensch? Innsbruck, etc. 1973; Ladriere J. The Challenge Presented to Cultures by Science and Technology. P., 1977; Mondin B. Cultura, marxismo e cristianesimo. Mil., 1979; Vries J. de. Grundbegriffe der Scholastik. Darmstadt, 1980.
Б.Л. Губман.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.
Название восходит к имени Фома Аквинский.
Основные представители — Э. Жильсон и Ж. Маритен
(от греч. nеos - новый и имени Thomas - Фома)
философское течение в католицизме, базирующееся на учении Фомы Аквинского и получившее в конце 19 в. статус официальной философской доктрины в Ватикане. Идеи Н. разрабатываются в крупных центрах (Академия Св. Фомы в Ватикане, Католический университет в Париже, Пуллахский университет близ Мюнхена и др.). Философия образования и педагогика Н. опираются на осн. положения антропологии и этики учения Н. Согласно идеям Н., человек является неотъемлемым звеном в иерархии форм бытия, сотворённой Богом. Человек сопричастен чистому Божественному бытию с его надкатегориальными определениями Единства, Истины, Красоты и Блага. Человек представляет собой сложную субстанцию, состоящую из двух простых величин - души и тела. Душа представляется основой личности, а телесное начало связывается с индивидуальностью. Личность имеет универсальной целью и смыслом своего существования созерцание Божественного блага. Личность направляется естественным законом, призывающим творить добро и избегать зла. Стремясь к благу, личность обретает совокупность добродетелей, на развитие которых должна быть ориентирована общественная жизнь. Теоретики Н. сформулировали тезис о творческой способности человека, коренящейся в его сопричастности тоталь- ности Божественного бытия и направленной на созерцание мира культуры. Неотомисты развитие образования рассматривали в русле возрождения религиозно-нравственных ценностей в контексте современной культуры. Например, Ж. Маритен в своей концепции интегрального гуманизма утверждает, что кризисное состояние современной культуры можно преодолеть путём коммунитарного стремления к общему благу, утверждения плюрализма и христианских ценностей. Маритен критиковал одновременно и тоталитаризм и западную демократию за бездуховность и считал, что только религиозное мировоззрение во всех сферах культуры может обеспечить воспитание интеллектуальной личности, наделённой нравственными и теологическими добро- детелями и способной преобразовать современное общество. Неотомисты также считали, что философия образования и педагогика должны синтезировать данные биологии, психологии, социологии и др. дисциплин на основе нравственных ценностей. Исследовательские и университетские центры Н. рассматривают проблемы образования с позиций христианства. Неотомисты считают, что "светские" педагогические теории не способны определить высшие цели воспитания. Н. развивает идеи гармонического сочетания в школьном образовании научных знаний и религиозных представлений. Идеи Н. используют мн. конфессиональные учебные заведения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 167)
официальная философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского. Энцикликой папы Льва XIII (1879) неотомизм признан единственной философией, соответствующей христианским догмам… Основу неотомистского учения составляет принцип: "Философия — служанка богословия". Неотомизм — теологическая форма современного объективного идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают "чистое бытие", понимаемое как духовное, божественное первоначало… (Филос. словарь).
♦ (ENG Neo-Thomism)
римско-католическое движение 19 и 20 вв., к-рое возродило теологию Фомы Аквинского (1225-1274), чтобы сделать ее критерием оценки любой другой теологии и философии. Интерпретаторы Аквинского стремились ассимилировать в его философию все самое лучшее из современной мысли.
наиболее влиятельная философская школа в католицизме, исходит из учения Фомы Аквинского, провозглашенного в 1879 в энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией; современный этап в развитии томизма. Распространен в Италии, Испании, Франции, Бельгии, Германии, США, странах Лат. Америки. Представители - Э. Жильсон, Ж. Маритен, М. Грабман и др. Главный центр - Высший институт философии при университете в Лувене (основан Д. Мерсье в 1888).