в греческой мифологии женские божества природы, живущие в горах, лесах, морях, источниках. Считались дочерьми Зевса, спутницами Артемиды или Диониса.
(nymphae, νύμφαι) — в греко-римской мифологии олицетворение, в виде девушек, живых стихийных сил, подмечавшихся в журчанье ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Они жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях — на лоне природы. Подобно сатирам, Н. — духи земной поверхности, проявления демонических сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под скрипку Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. Иногда они приходят в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаются героям и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис). Часто они наводят на человека безумие, бешенство (νυμφόληπτοι), посылают пророческий дар и исступленное вдохновение; к таким вдохновительницам-нимфам относятся, напр., музы. Н. гор назывались ореадами, Н. лесов и деревьев — дриадами и гамадриадами, Н. источников — наядами, Н. моря — нереидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах. В жертву Н. приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.
И. О.
в греческой мифологии женские божества природы, обитающие в горах, лесах, морях, источниках. Считались дочерьми Зевса, спутницами Артемиды и Диониса.
(от греч. nymphe - дева, невеста)
в греческой мифологии многочисленные божества в образе юных дев, олицетворяющих силы и явления природы; считались покровительницами брака. Различали н. источников, н. речных, морских, горных, лесных и проч.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
В греческой мифологии - духи природы. Считалось, что нимфы - это прекрасные девы, живущие в горных пещерах (орестиады), на деревьях (дриады и гамадриады) и в родниках (наяды). Культ нимф был широко распространен в Греции и продолжал поддерживаться во времена Рима; первое упоминание о нимфах содержится в "Одиссее" Гомера, когда Одиссей просыпается в пещере и видит окруживших его нимф. Нимф считали дочерьми Зевса, способными передавать людям дар предвидения, исцелять их или, наоборот, насылать безумие, иногда они фигурировали как спутники Гермеса или Пана или участники Дионисийских празднеств. Из-за своей близости к дикой природе нимфы в некоторых случаях становятся опасными для людей: так, нимфы ослепили Дафниса и утопили Гиласа, сделали Гермафродита двуполым. С другой стороны, нимфы сами часто становились жертвами людских и божеских страстей: Дафна, Эхо и Эвридика были нимфами.
После Гомера нимфы часто появляются в литературе и искусстве, а в эпоху эллинизма образ нимф связывается с Аркадией и аркадскими пастухами. Тогда же вошло в обычай изображать нимф спящими (например, полотно Кранаха) и сооружать нимфеи - специальные павильоны с фонтанами, посвященные этим божествам. Эти нимфеи - изысканные прообразы древних пещер и гротов, получивших новое толкование, например, как средоточие космических сил у философа Порфирия (трактат "О пещере нимф").
Рубенс, Ватто, Бёклин, Ренуар, Пуссен оставили нам свое видение "младших" богинь.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
В греческой мифологии божества природы. Нимфы делятся на водных (наяды, нереиды, океаниды, лимнады), горных (агростины, орестиады), древесных (дриады, гамадриады, альсеиды, мелиады) и др. Главными среди нимф считаются водные. От браков нимф с богами рождаются герои (так, от брака Зевса и Эгины родился герой Эак). Как правило, нимф изображали в образе прекрасных полуобнаженных девушек.
(Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)
* * *
«девы» - божества, олицетворявшие силы и явления природы. Различали Н. морей, рек, источников, ручьев (океаниды, нереиды, наяды), гор (ореады), долин (напеи), озер и болот (лимнады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и пород деревьев. Были Н. отдельных мест и островов (Калипсо, Кирка). Происхождение Н. различно: мелиады (ясеневые Н.) родились из капель крови оскопленного Урана, океаниды были дочерьми Океана и Тефиды, нереиды - Нерея и Дориды, многие Н. считались дочерьми Зевса, а Н. холмов и лесов - дочерьми Геи. Н. часто посещали Олимп и участвовали в пирах и советах богов, они были в свите Зевса, Геры, Диониса, Афродиты, Артемиды и других богов. От браков Н. с богами рождались герои. Н. считались долгоживущими, но не бессмертными, многие из них могли предсказывать будущее, исцелять раны и вдохновлять поэтов. Их святилища находились в рощах и лесах, гротах и пещерах. Н. изображали в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
(греч. «невеста», «юная дева») античные божества, олицетворявшие силы природы. Представлялись прекрасными молодыми девушками, которые иногда сопровождают Диониса, Артемиду, Аполлона - богов, близких к природе.
Ни́мфы - в древнегреческой мифологии божества природы, ее жизненных сил; в отличие от других богов были смертны.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
«Девы», в греческой мифологии божества природы, ее живительных и плодоносных сил. Различают Н.рек, морей, источников (водные Н.: океаниды, нереиды, наяды), озер и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и их отдельных пород (мелиады — Н.ясеня).
Иные из них смертны, как, например, гамадриады, которые неотделимы от дерева, в котором они обитают. Главными Н.считались водные. H. — очень древние божества. Самые древние Н. — мелиады, или мелийские Н., родившиеся из капель крови оскопленного Урана. Океаниды — дочери Океана и Тефиды, нереиды — дочери Нерея и океаниды Дориды. Имена водяных Н.большей частью указывают на то или иное свойство или качество водной стихии. Некоторые Н.имеют вполне антропоморфный облик (Калипсо). От браков Н.с богами (Зевс и Фетида, Зевс и Эгина) рождаются герои. Н.обитают вдали от Олимпа, но по приказу Зевса призываются во дворец отца богов и людей. Они обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти (Мента — возлюбленная Аида). Они врачуют и исцеляют, предсказывают будущее. Н.насылают безумие, приобщая человека к тайным силам природы; именуются вакханками. Святилища Н.находились в пещерах и гротах, рощах и лесах. Изображались в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек.
в греческой мифологии божества, олицетворяющие силы природы.