ничто [что], Ничего, ничему, ничем, ни о чём (см. [ref]§72[/ref]), ср., мест. отриц.
1. Ни один (предмет, дело, явление). «Из ничего не выйдет ничего.» (посл.) «Ничто не трогало его.» Пушкин. «Уж если делать - так всё или ничего.» А.К.Толстой. Сегодня он ничем не занят. Ни о чем не думать.
2. перен., в знач. сущ. ничто (что), Ничего, ср. Ничтожество, то, что лишено всего, всякого значения. Превратиться в ничто.
• ничто иное или ничто другое (кроме) - то же, что ничто в 1 знач. (не смешивать с не что иное, как...). Ничто иное меня не занимает. Ничем ничего (обл.) - совсем ничего. «Нету ничем ничево-то, кроме трясины и мхов!» Некрасов. Ничего подобного - см. подобный. Ни к чему, ни с чем и т.п. - см. что.
категория ряда философских систем, означающая отсутствие или даже небытие чего-либо конкретного сущего или же отсутствие бытия вообще, выражаемое на языке с помощью отрицания.
Из ничего (сделать, получить и т. п.) - ничего не имея, из чего-либо ничтожного, незначительного и т. п.
Кончиться (или закончиться) ничем - оказаться безуспешным
Ни во что не ставить (или считать) - совершенно не считаться с кем-либо, не уважать кого-либо, относиться с пренебрежением к кому-либо .
Ни за что - ни в коем случае, никогда
Ни с чем уйти (или остаться, вернуться и т. п.) - без всего, не получив ничего, не добившись никакого результата
Ничего не поделаешь (или не попишешь) - о невозможности сделать, поступить так, как хочется, о необходимости смириться с тем, что есть
Превратиться (или обратиться) в ничто - исчезнуть, полностью разрушиться
все
Ничто иное или ничто другое (кроме) - ни один (предмет, дело, явление) (не смешивать с не что иное, как...).
► Ничто иное меня не занимает.
Ничем ничего (обл.) - совсем ничего.
► Нету ничем ничево-то, кроме трясины и мхов! Некрасов.
понятие онтологии, означающее отсутствие каких бы то ни было определенных качеств либо бытия вообще. Противоположно понятиям нечто, сущее, бытие. В истории философии Н. нередко отождествлялось с понятием небытия; иногда небытие понималось как более абстрактное отрицание бытия. В рус. философии понятие Н. встречается у мн. мыслителей и связано с историко-философской и библейской традициями его интерпретации. Его использовали философы всеединства, начиная с В. С. Соловьева, в произв. к-рого встречаются два осн. смысла Н.: отрицательный (Н. как простое отсутствие, лишение бытия) и положительный (Н. как то, что больше или выше бытия, имеет силу над бытием, есть действительная свобода от него). Первое Н. Соловьев находит, напр., у Гегеля, у к-рого оно выступает как чистое бытие, происходящее через простое отвлечение или лишение всех положительных определений. Близкими Н. в этом смысле оказываются также нек-рые осн. понятия нигилистической религии буддизма: сан-сара как пустота мучительная и нирвана как пустота блаженная. Второе Н. Соловьев называет абсолютным. Последнее есть Н., поскольку оно не есть что-нибудь, а также поскольку оно может быть только всем. Это начало безусловного единства, или свободы от всякого бытия и начало множественности, или производящая сила бытия. Становление истины в человеке предполагает переход от неистины (отсутствия всеединства, близкого к понятию отрицательного Н.) к истине (всеединству). К понятию Н. обращались мн. рус. философы кон. XIX -1-й пол. XX в. Шестов на протяжении всего своего творчества самостоятельно подходил к этому понятию, а после знакомства в эмиграции с соч. С. Кьеркегора, М.,Хай-деггера и др. зап. мыслителей Н. становится у него одним из центральных понятий. Н. в его понимании - это пустое небытие, к-рое вследствие первого грехопадения человека и его беспричинного страха перед Н. стало властелином мира (и мир стал миром Н.) и самого человека (и человек стал послушным человеком вообще). Антитезой Н. оказывается живая, индивидуальная вера человека, она открывает ему подлинный мир, где все необъяснимо и фантастично, где возможно и самое высокое блаженство, и ничем не ограниченная свобода. Их дарит спасаемому человеку Бог с его в основном добрым Абсурдом и властью над любой возможностью. Т. обр., человек стремится к некоему исключительно положительному Н. и в смысле веры, и в смысле открывающегося ему Бога (Sola fide - Только верою, 1911–1914(1916?). У Бердяева ряд его осн. понятий - свобода, творчество, личность и др. - связан с понятием Н. В работе Смысл творчества (1916) он утверждает, что свобода - это безосновная основа бытия и она глубже всякого бытия. С т. зр. детерминизма она есть Н.. Но по сути является ничем не обусловленной и бездонной энергией, мощью творить из ничего. Тайна творчества человека прямо связана с тайной свободы и не считается с законом сохранения энергии. Свобода и творчество прямо указывают на сверхприродность человека. В кн. О рабстве и свободе человека (1939) Бердяев говорит об укорененности свободы в ничто, в бездонности, в небытии, прорывающем бытие и позволяющем существовать свободе и личности. Свобода - это перволоно бытия, Ungrund (предвечная подоснова нем. мистика Я. Бёме), некое Н., к-рое первичнее Бога и вне Бога. Бердяев сближает Ungrund с понятием меон (греч. небытие; иногда еще не бытие) античной философии. Личность, или внутренний экзистенциальный центр человека, как и свобода, оказывается первичнее бытия. В творчестве Булгакова, прежде всего в кн. Свет невечерний (1917), исследуется тайна земного Н. и Божественного Н. с обращением к мысли ряда философов и богословов - от Платона до Бёме и Канта. Булгаков усматривает погруженность всей твари (от ангела, человека и до всего мира) в Н., в онтологическое ничтожество. Всеобщее качество тварности - временность, т. е. вечность, простершаяся в бытие, творчески объявшая ничто. Предельная действительность земного - смерть - является, согласно Булгакову, благодеянием Отца, который не восхотел дать бессмертия злу, сатанинскому творчеству человека. Зло в понимании Булгакова есть актуализация, оживление Н. (не-сущего) вследствие тварной свободы. Поэтому после грехопадения Н. сполна излилось в мир. В конце временности, истории человек и вся тварь воскреснет во Христе и в Нем осознает свою природу. Божественное Н. в понимании Булгакова означает безусловное отрицание всех определений: He-бытие, или Сверх-бытие, Сверх-что. Он различает He-бытие, или абсолютное трансцендентное, и имманентно-трансцендентное, или Бога. Первое порождает мир и Бога. Бог рождается с миром и в мире. И Бог, и мир, - говорит Булгаков, - одинаково находятся по сю сторону Ничто, суть как бы его ипостаси, вернее, модусы… В творчестве А. Белого присутствует отталкивание от Н.: символическая действительность определяется им как нечто; идет постоянный спор между да и нет, имеющим отношение к Н. В воле человека сказать: Нет ничего (бытия, познания, творчества, жизни и т. д.), и все может улететь как сон. Все ценно лишь постольку, поскольку нам намекает (на нечто). Говоря о символике цветов, он связывает белый цвет с полнотой бытия, с Богом, а черный - с небытием, хаосом. Черный цвет определяет зло как начало, нарушающее полноту бытия, придающее ему призрачность. Воплощение небытия в бытие символизирует, по А. Белому, серый цвет, серединность и двусмысленность. В философии Лосева также используются понятия небытия (меона): меон есть необходимый иррациональный момент в самой рациональности сущего. В его Философии имени (1927) говорится о меонизации логоса, т. е. об учении о непрерывности и пределе в дифференциальном и интегральном исчислении математического естествознания. В работе Музыка как предмет логики (1927), рассматривающей единство математики, философии и музыки, Лосев детализирует учение о логосе меона, понимая, напр., чистое музыкальное бытие как предельную бесформенность и хаотичность, абсолютное взаимопроникновение бытия и небытия, т. е. абсолютное тождество логического и алогического моментов.
◘ Л и т.: Соловьеве. С. С о ч.: В 2 т. М., 1988; ШестовЛ. Кир-гегард и экзистенциальная философия. М., 1992; Он же. С о ч.: В 2 т. М., 1993; Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994; Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990; Белый Андрей. Символизм как миропонимание. М., 1994; КурабцевВ. Л. По ту сторону Ничто // Историко-философский ежегодник 93. М., 1994.
В. Л. Курабцев
Ничто
♦ Néant
Не-бытие, не-сущее, однако рассматриваемое скорее в позитивном смысле. Ничто – не просто пустота и не чистое ничто; это некая совокупность, единственным элементом которой является пустота или, говоря иначе, такое ничто, которое по-своему столь же реально, как та или иная вещь. Ничто, отмечает Гегель, есть «простое равенство с самим собой, совершенная пустота, отсутствие определений и содержания; неразличимость в самом себе». Вот почему ничто – это небытие, которое, тем не менее, существует (потому что оно и есть это ничто); это «то же определение или, вернее, то же отсутствие определений, и значит, вообще то же, что и чистое бытие» («Наука логика», том I, раздел 1). Но вот Бергсон, возможно, не столь склонный попадаться в языковые и диалектические ловушки, не видит в небытии ничего, кроме словесной оболочки, псевдоидеи, являющей собой лишь отрицание идеи бытия – единственно доступной позитивному осмыслению. По всей видимости, он совершенно прав, хотя его правота – еще не доказательство того, что без этой псевдоидеи мы способны с легкостью обходиться.
По мнению Хайдеггера и Сартра, ничто приоткрывается в опыте страха: либо потому, что бытие на заднем плане всегда имеет небытие (поскольку сущее не равнозначно бытию, а в бытии нет ничего от сущего) и фактичность (все, что есть, могло бы и не быть), либо потому, что сознание, одновременно являющееся не тем, что оно есть, и тем, чем оно не является, обладает способностью обращать нечто в ничто, вернее, оно и есть эта способность. Следовательно, мы в очередной раз сталкиваемся с констатацией того факта, что ничто существует только для человека; человек есть то самое существо, через которое ничто приходит в мир. В этом смысле ничто – не столько то, чего нет, сколько то, чего больше нет, или еще нет, или нет в завершенном виде. Это пустой коррелят сознания, благодаря которому оно высвобождается из плена своих объектов и своего бытия; это результат его способности обратиться в небытие, рассматривать которую как абсолютную реальность было бы ошибкой. «В светлой ночи Небытия тревоги, – пишет Хайдеггер, – виднеется наконец первоначальное проявление бытия как такового, а именно сознание того, что есть Бытие, а не Ничто. Небытие есть то условие, благодаря которому возможно проявление бытия как такового в реальности человеческого мира (Dasein – "здесь-бытия"). Небытие не просто образует прямо противоположный концепт бытия; нет, сама сущность бытия исходно содержит небытие. Именно в бытии сущего образуется небытийность небытия» («Что такое метафизика?»). В результате человек из «пастыря бытия», как называет его Хайдеггер, превращается в «сторожа небытия». Бергсон, ау! Где ты? Они, кажется, окончательно спятили…
/ Небытие
♦ (ENG nothing / nothingness)
(греч. me on и ouk on)
греки проводили различие между тем, чего нет, но что обладает потенцией быть (me on), и "ничто" или "небытием" (ouk on). Христианское вероучение исходит из того, что Бог сотворил все "из ничего" (ex nihilo), при этом Он не был ограничен ни в каком отношении.
категория ряда философских систем, означающая отсутствие, небытие конкретного сущего или же отсутствие бытия вообще.
НИЧТО, ничего, ничему, ничем, ни для чего, ни у чего, ни с чем, ни о чём.
1. мест. отриц., с последующим отрицанием. Ни один предмет, ни одно явление. Его н. не волнует.
2. ничто, за ничто, ничем, ср. О том, кто (что) ничего собой не представляет, не имеет значения для когон. Он для меня н. Был ничем, а стал всем.
3. ничто, за ничто, ничем, ср. То же, что ничтожество. Он н. в глазах людей.
• Ничего подобного (разг.) выражение категорического отрицания, несогласия.
Без ничего (разг.) о кушаньи: без начинки, без приправы, без заправки. Пирог без ничего. Булочка без ничего.
Всего ничего (разг.) очень мало. Денег осталось всего ничего.
Из ничего (разг.) 1) по пустякам, зря. Много шуму из ничего; 2) ничего не имея для чегон., на пустом месте. Из ничего смастерил шкатулку.