ноумен и нумен, ноумена, муж. (греч. noumenos - мыслимый) (филос.). В идеалистической философии (в частности у Канта) - "вещь в себе", сущность вещи, не познаваемая из опыта, а являющаяся объектом чистой мысли; ант. феномен.
(от греч. noumenon), умопостигаемое в противоположность феномену, т. е. постигаемому чувствами; термин впервые употреблен Платоном.
м.
Непознаваемая "вещь в себе" в философии Канта (противоп.: феномен).
Ноумен
♦ Noumène
Если даже честь изобретения этого термина и не принадлежит Канту (Платон использовал слово noumena для обозначений Идей), сегодня он почти всегда связывается для нас именно с его философским учением. Что же такое ноумен? Объект, являющийся объектом только для разума (по-гречески nous); объект, не имеющий видимых проявлений (в отличие от феномена); объект, не данный нам ни в опыте, ни интуитивно (поскольку наша интуиция имеет чувственную природу); объект, который мы не можем познать, но который можем осмыслить. Является ли ноумен вещью в себе? Скорее это способ представления вещи в себе – в той мере, в какой вещь в себе является сущностью, постигаемой чисто умственным путем (чего концепт вещи в себе не подразумевает с необходимостью) – или объект умственной интуиции, будь мы на нее способны. Кант признает, что ноумен – проблематичный концепт, поскольку его природа выходит за рамки нашего познания. Однако он решает эту проблему (хотя и жертвуя догмой), вставая на идеалистические позиции и смыкаясь с Платоном.
♦ (ENG noumena)
философский термин для обозначения "вещей в себе", к-рые, согласно Иммануилу Канту (1724-1804), не познаются иначе как посредством интеллектуальной интуиции. Платон (428-348 до н. э.) применял этот термин для "интеллигибельного".
(греч. noumenon) — термин, означающий в противоположность ФЕНОМЕНУ постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность. Платон, впервые применивший этот термин (в диалоге "Тимей"), понимал под Н. реальность, как она существует сама по себе, и предмет умозрительного знания. У Канта Н. рассматривается в двух значениях. Как отрицательное, проблематическое понятие (в "Критике чистого разума") Н. — это предмет рассудка, интеллектуальной интуиции. В "критике практического разума" Кант указывает на возможность положительного понятия о Н. как предмете внечувственного созерцания. Н. в этом смысле недоступен человеку, т. к. созерцания последнего, по Канту, могут быть только чувственными. Оба этих значения Н. соответствуют в его философии разным функциям "вещи в себе" (Филос. словарь).