обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.
обычаи, имеющие нравственное значение. Это понятие характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.
устоявшиеся в данном сообществе формы поведения. В социологии Н. иногда определяются как своего рода полезные обычаи. В бытописательной литературе под Н. и обычаями понимаются нормы поведения, бытующие в определённой общности или среде в определённую эпоху. В современной популярной литературе словом "Н." обозначается реально существующая (в отличие от декларируемой) нравственность. В этом же смысле употреблял это понятие Гегель. По-видимому, он исходил из трактовки в древнегреческой философии понятия "этос" (нрав, характер, привычка) как "второй природы", отличной от "первой природы" - "физиса". Гегель понимает под Н. (Sitten) "действительность нравственной идеи" или "привычку к нравственному", которая образуется в результате соединения нравственного с действительностью индивидов, но также и шире, как объективированную в обязанностях и ставшую привычкой и образом мысли свободную волю индивида.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 172)
(Мидот)
В Талмуде*, в трактате Авот (гл. V), отмечается многообразие человеческих нравов. Выделены четыре характера поведения людей: Говорящий "мое - мне, твое - тебе" - человек умеренного нрава, а по другой версии - эгоист. Говорящий "мое - тебе, твое - мне" (уступлю тебе, если уступишь мне) - простолюдин. Говорящий "мое - тебе и твое - тебе" - праведник. Говорящий "мое - мне и твое - мне" - грешник.
Четыре вида темперамента: вспыльчив, но уступчив - выгода его оборачивается убытком; незлобив, но неуступчив - убыток его оборачивается выгодой; незлобив и уступчив - праведник; вспыльчив и неуступчив -грешник.
Четыре типа жертвующих на благотворительные цели: хочет жертвовать, но не хочет, чтобы другие жертвовали - гордец; хочет, чтобы жертвовали другие, а сам не жертвует - скупец; жертвует и хочет, чтобы давали другие - праведник; не жертвует и не хочет, чтобы давали другие - грешник.
Нравы
♦ Mœurs
Человеческие действия, особенно широко распространенные, рассматриваемые как объект познания или оценки. Разумеется, лучше познавать, чем судить. Вот почему в великих моралистах так мало морализаторства.
обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие "нравы" характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.
мн.
Обычаи, уклад общественной жизни.