облачение, облачения, ср.
1. только ед. Действие по гл. облачить-облачать.
2. Одежда служителей культа во время богослужения (церк.). «Игумен стоял в облачении у стены.» Л.Толстой.
| Одежда (книж. торж. ритор.).
1. Одежда, надеваемая священнослужителями при исполнении церковных обрядов. Церковное облачение - культовые (священные) одежды, в которых совершаются все обрядовые действия в храмах и церквях во время богослужения. У православных О. обычно шьют из дорогих шелковых, в основном парчовых тканей, бархата, а для священных одежд католиков в соответствии с изменениями церковного года и для различных литургических служб установлен определенный цвет О.: белый, красный, фиолетовый, черный. Свои священные одежды имеют служители культа, исповедующие ислам, иудаизм, буддизм и др. религии. Этим О. придается в каждом отдельном случае свой смысл, связанный с особенностями того или иного вероисповедания.
Церковные одежды по своим признакам и символическому значению восходят к раннему христианству. В соответствии с христианскими канонами каждая из трех степеней священства - епископ, священник и диакон - имеет свой комплект богослужебного О. Например, для епископа - это саккос, епитрахиль, омофор и митра; для священника (пресвитера) - фелонь (риза), епитрахиль, набедренник и палица; для диакона - стихарь, орарь или стола и др.
2. Торжественная одежда царей др. представителей верховной власти. Царское облачение - богатые одежды, которые надевали коронованные особы в торжественных случаях. Шили это О. из дорогих шелковых парчовых тканей и мехов, богато орнаментировали золотым и серебряным шитьем, украшали жемчугом, драгоценными камнями и т. д.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
одежды духовенства, церковнослужителей и монахов. По своему назначению облачение делится на: а) внебогослужебное, б) богослужебное, в) монашеское. Внебогослужебное облачение духовенства – одежды, отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачением диакона являются подрясник и ряса, священника – подрясник и ряса (отличительная особенность – наперсный крест); архиерея – подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия. Богослужебное облачение клира – одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований, и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебным облачением являются: церковнослужителя – стихарь; диакона – подрясник, поручи, стихарь, орарь; священника – подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест; архиерея – подрясник, ряса (на литургии вместо рясы – подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра. Некоторые богослужения священник (и архиерей) могут совершать без фелони (саккоса). В качестве награждения священникам дается право ношения скуфьи, набедренника, камилавки, креста с украшениями, палицы и митры. Богослужебные одеяния духовенства имеют общее название – «ризы» и соотносятся так, что священник имеет все диаконское облачение и сверх того – присущее его сану; епископ имеет все священническое облачение и сверх того – присвоенное его архиерейскому достоинству. Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня (см. Цвет облачения). Монашеское облачение – одежда, символически изображающая свойства, обязательные для монаха (облачение рясофорного монаха как подготовительной степени монашества не несло такого смысла). Так, например, куколь (лат. «капюшон») – верхнее одеяние монаха великой схимы, представляющее остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи, – именуется «шлемом спасения» и выражает духовную закрытость, защищенность монаха от влияния земных страстей. Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы – хитон, параман, ряса, мантия, клобук; монаха великой схимы (см. Схимонах) – хитон, аналав, ряса, мантия, куколь.
название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.
одежды клира и монашества. По своему назначению облачение делится на:
а) внебогослужебное облачение духовенства:
б) богослужебное облачение клира;
в) монашеское облачение.
1. Внебогослужебное облачение духовенства - одежды, отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачением дьякона являются подрясник и ряса,' священника - подрясник и ряса (отличительная особенность - наперсный крест); архиерея - подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия.
2. Богослужебное облачение клира - одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебным облачением являются: церковнослужителя - стихарь; дьякона - подрясник, поручи, стихарь, орарь; священника - подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест; архиерея - подрясник, ряса (на литургии вместо рясы - подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра. Некоторые богослужения священник (и архиерей) могут совершать без фелони (саккоса). В качестве награждения священникам дается право ношения скуфии, набедренника, камилавки, креста с украшениями, палицы и митры. Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня (см. цвет облачения).
3. Монашеское облачение - одежда, символически изображающая свойства, обязательные для монаха (облачение рясофорного монаха как подготовительной степени монашества не имеет такого осмысления). Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы - хитон, параман, ряса, мантия, клобук; монаха великой схимы (см. схимонах) - хитон, аналав, ряса, мантия, куколь.
священнические, монашеские и архиерейские одежды. По назначению его принято делить на три вида: богослужебное облачение, внеслужебное облачение и облачение монашеское.
1. Облачение духовенства, используемое вне церковных служб. К этому виду относят предметы одежды, позволяющие отличить духовное лицо от мирян. Вне церкви дьякону и священнику положено носить рясу и подрясник. При этом священника от дьякона можно отличить по наличию у первого наперсного креста. Архиерей вне службы носит рясу, подрясник, клобук, мантию, наперсный крест и панагию.
2. Богослужебные облачения имеют более серьезные отличия, чем одежда, носимая священнослужителями вне церковных служб. Некоторые одежды, надеваемые клириками во время богослужений, являются символами Божьей благодати, не имея их, священнослужитель не имеет права совершать богослужение. Например, чтец во время службы по благословению священника надевает стихарь, дьякон – подрясник, стихарь, поручи и орарь, а священник – подрясник (или подризник), рясу, епитрахиль, поручи, фелонь, наперсный крест и пояс. Архиерей во время церковной службы надевает подрясник (или подризник), рясу, пояс, епитрахиль, саккос (или фелонь), палицу, панагию, крест, омофор и митру. Отдельные богослужения – такие, как, например, панихида или крещение, – архиерей или священник имеют право совершать без саккоса или фелони. Кроме того, во время службы священник надевает предметы одежды, которые были даны ему в качестве награды: набедренник, камилавку, богато украшенный наперсный крест, митру, палицу и пр. Помимо этого, на разных службах цвет одеяний клириков меняется в зависимости от уставных указаний.
3. Облачение монахов является символическим отображением качеств, которыми должен обладать каждый инок. Исключением являются одежды рясофорного монаха, так как подготовительная степень монашества не предполагает подобного осмысления собственной жизни. Они мало отличаются от облачения дьякона: ему положено носить рясу и камилавку. Облачение монаха малой схимы – это параман, хитон, мантия, ряса и клобук, а схимонаха (монаха великой схимы) – ряса, аналав, хитон, куколь и мантия.
ОБЛАЧЕНИЕ, я, ср.
1. см. облачить, ся.
2. Одежда служителей культа во время богослужения, а также (разг. шутл.) вообще то, что надето на комн. Архиерей в полном облачении. Явился в каком-то нелепом облачении.