18 мая 2024
450 тысяч слов
+22 за сегодня

Значения слова обои

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Большая Советская Энциклопедия

Словарь Ушакова

обои

1.

обои1, обоев, ед. нет. Материал в виде широких полос, преим. бумаги с рисунком, иногда ткани, для обивки или оклейки стен в жилых помещениях. «В гостиной штофные обои.» Пушкин.

2.

обои2, обоих, мест. (прост.). неправ. вместо оба.

Энциклопедический словарь

обои

рулонный материал для внутренней отделки помещений. Бумажные обои - традиционный отделочный материал в странах Вост. Азии (Япония, Китай); в Европе до 18 в. применялись тканевые (штофные) обои, которыми обивали стены и потолки помещений. В современном строительстве различают 3 основных вида обоев: обычные (преимущественно бумажные), влагостойкие (полимерные) и звукопоглощающие (ворсовые).

Словарь Ожегова

обои

ОБОИ, ев. Материал (обычно бумажный, в старину также из ткани) в виде рулонов, широких полос для внутренней оклейки (обивки) стен. Бумажные о. Водостойкие (полимерные, моющиеся) о. Потолочные о. (для оклейки потолка). Штофные о.

| прил. обойный, ая, ое. Обойная фабрика.

Словарь Ефремовой

обои

мн.
Материал в виде широких полос - узорчатой бумаги, ткани и т.п. - для оклейки
или обивки стен в помещениях.

Большая Советская Энциклопедия

обои

рулонный материал, преимущественно на бумажной основе, для внутренней отделки помещений. Бумажные О. ≈ с давних пор традиционный отделочный материал в странах Восточной Азии (Япония, Китай). В Европе до 18 в. применялись исключительно тканевые О. (например, штофные); ими обивали (отсюда термин «О.») стены и потолки помещений. С развитием бумажного производства тканевые О. были вытеснены более дешёвыми бумажными (узорчатыми и без рисунка, однотонными и многоцветными). В современных условиях всё большее применение для изготовления О. находят полимерные материалы. Различают 3 основных вида О.: обычные, влагостойкие (моющиеся) и звукопоглощающие (ворсовые).

Обычные О. могут быть: негрунтованные (рисунок печатается непосредственно на белой или цветной бумаге), грунтованные (рисунок наносится на предварительно окрашенную поверхность бумаги), фоновые (без рисунка, однотонной матовой окраски), тиснёные (с рельефно выступающим рисунком).

Влагостойкие О. бывают: печатные, изготовляемые на красках с добавкой водостойких полимеров; печатные с защитной плёнкой на лицевой стороне, образованной полимерными эмульсиями и лаками; получаемые нанесением тонкой цветной полимерной плёнки на бумажную основу с последующим тиснением; в виде безосновной полимерной непрозрачной плёнки с печатным рисунком. Влагостойкие О. выдерживают многократное мытьё тёплой водой с мылом и отличаются повышенной стойкостью к истиранию.

Звукопоглощающие О. изготовляют на бумажной основе с лицевой поверхностью, образованной ворсом различных волокнистых материалов (преимущественно отходов текстильного производства). Чистка поверхности звукопоглощающих О. производится пылесосом.

О., кроме чисто декоративных целей, имеют также и гигиеническое значение, т.к. они закрывают мелкие поры и щели стен. Цвет О. оказывает влияние на освещённость помещения.

К. Н. Попов.

Обойное производство. Развитие обойного производства на промышленной основе (при ручном способе печати) началось в Великобритании в 18 в. Машинный способ печати О. появился в 20-х гг. 19 в. после изобретения бумагоделательной машины , позволившей изготовлять бумагу-основу для О. произвольной длины.

Обойное производство включает процессы: приготовление красочных составов; поверхностную окраску бумаги (грунтование); печатание обойного рисунка; отделку (тиснение, лощение, поверхностное покрытие, в некоторых случаях нанесение клеевого слоя на обратную сторону О.); раскатку (расфасовка на куски); сортировку и упаковку.

Технология приготовления красочных составов, помимо подбора цветов красок, включает приготовление связующего, эмульсий и лаков и смешения компонентов красочного состава.

Поверхностная окраска бумаги (грунтование) осуществляется на бумагокрасильных (грунтовальных) машинах. Грунтовальная машина состоит: из устройства по размотке рулона; красконаносного устройства; сушильной части; устройства по намотке загрунтованной бумаги. Грунтовальные машины различаются в зависимости от принципа работы красконаносного устройства, которые могут быть валиковыми, щёточными, с гибким или воздушным шабером и др.

Печатание О. производится на обоепечатных машинах, принципиальная схема которых аналогична грунтовальным. Обоепечатные машины классифицируются по признаку применяемой печати и количеству печатных форм. Грунтовальные и обоепечатные машины дополнительно классифицируются по типу конструкции сушильной части. Наибольшее распространение получили конструкции фестонного и камерного типа. Применяются три способа печати: высокая, глубокая и трафаретная. Печатные формы (клише) для высокой печати представляют собой валы длиной, соответствующей ширине производимых обоев, и диаметром от 95 до 185 мм в зависимости от характера обойного рисунка. В качестве материала для печатных форм высокой печати используется круглая древесина твёрдых пород (груша, орех, клён и яблоня), спрессованные бумажные валы. Разновидностью высокой печати является флексопечать, при которой используются печатные формы из эластичного материала. Печатные формы для глубокой печати имеют также форму вала, но изображение обойного рисунка вдавлено в глубь общей поверхности печатной формы. Форма для печати трафаретным способом представляет собой туго натянутое сито с нанесённым на него обойным рисунком. Площадь сита, находящаяся за контуром рисунка, покрывается лаком, с тем чтобы при продавливании через него красочной пасты с помощью шабера (ракеля) на основе оставался оттиск, соответствующий рисунку. Модификацией этого способа является ротационно-трафаретная печать, которая позволяет осуществлять процесс печати непрерывно. В качестве формы для печати здесь служит бесшовная гильза с тонкой перфорированной стенкой, на которую наносится обойный рисунок, как и при плоскотрафаретной печати. Внутри гильзы устанавливается шабер, который продавливает печатную пасту через свободные от лака ячейки на прижатое к трафарету полотно ≈ основу для обоев.

Требуемые свойства и художественный эффект О. придают, используя определённые исходные материалы (гидрофобные связующие, светопрочные красители, различные виды основы для О. и т.д.), а также различные приёмы при отделке обоев (тиснение, покрытие плёнками, рельефное нанесение красочных паст, пластизолей, волокон и нитей, покрытие клеем обратной стороны).

Конечным этапом производства О. является их расфасовка на рулоны соответствующей длины, рассортировка по сортам и оттенкам, маркировка, упаковка и складирование. Расфасовка производится машинным способом на полуавтоматах и автоматах.

В развитии обойного производства наметилась тенденция объединения производственных процессов, увеличения рабочей ширины (до 2≈3 полотен стандартных обоев), а также внедрения автоматизированных систем управления процессами и контроля за качеством готовой продукции. Внедряются новые приёмы печати и достижения химии в получении исходных продуктов с необходимыми свойствами.

Лит.: Воейкова И. Н., Обои за рубежом, М., 1961; Пробер П. В., Обойно-печатные машины, М., 1963.

Ю. Ф. Барболин, М. Г. Гелис.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом обои

  • Хотя бы обои переклеить один раз с тех пор, хотя бы выветрить когда-нибудь запах холостяцкой мизантропии.
  • Она могла купить какие-нибудь аляповатые обои, про одежду лучше вообще не вспоминать – ходила в каких-то непонятных свободных сарафанах, как будто вечно беременная, как однажды ехидно заметила Жанна.
  • Таким же кафелем были в половину высоты облицованы стены, а выше пестрели виниловые обои с волнистым узором, по которым расползлись лучащиеся шары, восьмилапые твари, морские моллюски – ярко-багровые, розовые.
  • Качок заторопился следом с грозным видом – но пас клиента так бездарно, что Данил, будь он чужим киллером, успел бы преспокойно положить обоих, да и Жанну в придачу, бросить ствол посередине и уйти, не особенно даже торопясь.

Цитаты со словом обои

  • Больше всего меня поразил рассказ о смерти Уайльда. Он ненадолго пришел в себя после трех часов забытья и вдруг сказал: «Что-то исчезает: или я, или обои». И он исчез. А обои остались.
    Стивен Кинг
  • Или я, или эти мерзкие обои в цветочек.
    Оскар Уайльд