1.
образ1, образа, мн. образы, муж.
1. Облик, вид, подобие (книж.). «Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма.» Гончаров. «Напьется он там до звериного образа, - что хорошего?» А.Островский. Потерять образ человеческий.
| Изображение (устар.). «Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой.» Крылов.
2. Живое, наглядное представление о ком-чем-нибудь. «Ощущение есть субъективный образ объективного мира...» Ленин. «Тройка, семерка, туз скоро заслонили в воображении Германна образ мертвой старухи.» Пушкин. «Светлые образы будущего.» М.Горький.
| То, что видится, кажется, грезится, представляется воображению (книж.). «Полуночные образы реют.» Фет.
3. Художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках и т.п. «Поэт мыслит образами; он не доказывает истины, а показывает ее.» Белинский.
4. Созданный художником или актером характер, тип. Образ Чичикова. Образ Гамлета. Образ Пушкина в картинах Репина. Средство (заменяя наречие, соответствующее этому прилагательному). Протестовать самым решительным образом (т.е. решительно). Надлежащим образом. «Обрадуется случаю выдать свою дочь выгодным образом.» Пушкин. «Надул самым бессовестным образом.» А.Тургенев.
| В той же форме, в сочетании с некоторыми прилагательными и местоимениями служит для образования вводных слов и наречий, значение которых зависит от знач. определения. Главным образом (преимущественно). Некоторым образом (как-то). Равным образом (одинаково). Никоим образом (совсем не, никак). Каким образом? (как?). Таким образом (так).
• Обстоятельство образа действия (грам.) - второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос: как? каким образом? По образу пешего хождения (фам. шутл.) - пешком. По образу и подобию чьему (ритор. устар. и шутл.) - по какому-нибудь образцу, беря в пример кого-что-нибудь рыцарь печального образа - см. рыцарь.
2.
образ2, образа, мн. образа, муж. То же, что икона.
то же, что Имидж; внешний вид, облик человека; в большой степени зависит от одежды, прически и обуви.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
☼ явление, возникающее как рез-т запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей формации — духовной или физической; О. есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно доступную форму. Для наук о культуре понятие О. чрезвычайно важно, ибо культура в своем происхождении и содержании есть претворенное первичное бытие — природное, человеческое или божественное; в этом смысле культура сама — О., явленная метаморфоза первичной реальности.
В области худож. творчества и науках о нем сложилось восходящее к эстетике Платона понятие худож. О., под к-рым разумеются специфич. средство и форма освоения жизни искусством, а также возникающие в процессе творчества автономные самоценные целостности худож. произведения (лит. персонажи и т.д.). О. здесь — сгусток худож. видения и переживания, к-рому искусство придает выразительность и эстетич. ценность.
Мысль Гегеля, что образ "являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность", стала аксиомой понимания О. в совр. философии и психологии. В русле материалистич. методологии выработано учение об О. как форме отражения в психике действительности, при этом уточняется, что на чувств. ступени познания О. выступает как ощущение, восприятие и представление, а на уровне мышления — как понятие, суждение, концепция; решающая роль отводится воздействию на психику внешней действительности, формирующей содержание О. В психологии бессознательного, напротив, первичным бытием по отношению к генезису и содержанию важнейших для личности и культуры О. выступают интрапсихич. начала; у Юнга они названы Архетипами коллективного бессознательного. Формалистич. концепции исходят из того, что многие О., особенно О. искусства, вообще не могут быть редуцированы к к.-л. внешнему для сознания первобытию, ибо они — суть продукт опр. структуры и функции самого сознания. Такой подход, как, впрочем, и учение Юнга, развивает кантовскую идею априорных форм.
Первостепенное значение понятие О. имеет для религ. культуры. Многие древнейшие космологии, напр., инд., рассматривали феноменальный мир как изоморфный образ трансцендентной первореальности. На представлении о человеке как О. Божием построена христ. антропология. Религ. искусство в сущности своей есть худож. претворение в явленный О. запредельного сакрального Первообраза (сакральный О.). В религ. сознании получило глубокую разработку учение о безобразном бытии, в рамках к-рого апофатич. характеристики создают парадоксальный О. безобразного. Псевдо-Дионисием Ареопагитом была развита типология образов в их отношении к трансцендентному Абсолюту: Ареопагит выделяет "сходные" и "несходные" Образы.
О. представляет собой целостность, состоящую из чувственно воспринимаемой "оболочки", изобразит., или иконической, стороны О., и содержания, включающего идейный и эмоц. аспекты. Каждый из компонентов играет важную роль, и в своем взаимодействии они задают смысл О. Как носитель значения и генератор смысла О. есть Знак.
В качестве психол. феномена О. является необходимым условием деятельности образного мышления, безгранично расширяющего многообразие культуры и углубляющего ее содержание.
Лит.: Гачев Г. Жизнь худож. сознания: Очерки по истории образа. Ч. I. M., 1972; Григорян А.П. Худож. стиль и структура образа. Ер., 1974; Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистич. искусство. M., 1976; Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. M., 1988; Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Bd. 1-3. В., 1923-29; Leroi-Gourhan A. Prehistoire de l'art occidental. P., 1965.
А.П. Забияко.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Надлежащим образом - как должно быть
Некоторым образом - частично, в определенном смысле
По образу и подобию шутл. - по какому-либо образцу, беря пример с кого-либо, чего-либо
Утратить (или потерять) образ человеческий - перестать походить на человека, опуститься
(Быт 1:26,27). В книге Бытия говорится, что Господь сотворил человека по образу и подобию Своему и об Господе Иисусе Христе говорится, что Он есть образ Божий (Кол 1:15). Слово «образ» выражает совершенно полное и точное сходство, подобное тому, какое существует между печатью и отпечатком ее. Человек первоначально обладал образом Божиим в своем знании, в своей чистоте и в своем блаженстве. Высшие духовные черты образа Божия затмились в нем чрез грех и падение, но еще и доселе многие черты образа Божия появляются в падшем человечестве в его уме, его личности, его владычестве над низшими тварями и, наконец, в его бессмертии. Господь Иисус Христос обладает всеми совершенствами Божиими и славою, и потому Он точный образ Отца Небесного. По изъяснении ап. Павла образ Божий состоит в праведности и святости истины (Еф. 4:24).
Рыцарь печального образа - он Кихот, герой одноименного романа Сервантеса.
, а, м.
1. Отображение.
* ► Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько Медведя толк ногой. // Крылов. Басни // *
2. Икона.
* ► На стене ни одного образа - дурной знак. // Лермонтов. Герой нашего времени //; Есаулы привезли сыновьям Тараса благословенье матери и каждому по кипарисному образу из Межигорского киевского монастыря. // Гоголь. Тарас Бульба // *
ОБРАЗОК.
* ► Сам граф подушки поправлял, Медвежью полость в ноги стлал, творя молитву, Образок повесил в правый уголок. // Некрасов. Русские женщины // *
3. ОБРАЗНАЯ, ой, ж., в знач. сущ.
см. Икона.
Господь сотворил людей по Своему образу и подобию. Об Иисусе Христе говорится, что Он является образом Божьим. Слово «образ» означает полное сходство, подобно сходству рисунка печати и отпечатка с нее. Первоначально люди были подобны Богу в своем знании, чистоте и блаженстве. К сожалению, высшие черты этого образа затмил первородный грех. Однако и до наших дней черты Божьего образа проявляются у некоторых людей в виде ума и прочих положительных черт личности, в том числе во владычестве над низшими тварями и духовном бессмертии. Точным образом Отца Небесного является Господь наш Иисус Христос, который обладает всеми Божьими совершенствами и Его славой.
Образ
♦ Image
Чувственное (материальное или умственное) изображение или воспроизведение какого-либо объекта. Важно здесь не то, существует ли объект в реальной действительности или нет (с равным успехом можно вообразить себе или нарисовать химеру и своего соседа по лестничной площадке), а его способность быть представленным в виде изображения. Отсюда – метафоры, символы, аллегории и прочие «картинки», с помощью которых становится возможным представить то, что непосредственно представить нельзя, например весы как символ правосудия, голубка как символ мира, старик или юноша в образе Бога.
, -а, мн. ббразы, -ов и образа, -ов,м.
1. Вид, облик кого-н.
* Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой (И. Крылов). *
2. Вид, облик кого-н., возникающий в чьей-н. памяти.
* Образы прошлого. *
3. Отражение в сознании чего-н.
* Образ внешнего мира. *
4. Воплощение в конкретной форме представлений художника о действительности.
* Поэтический образ. *
5. Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом.
* Образ "маленького человека". Образ Базарова. *
6. Порядок, способ дего-н.
* Образ жизни. *
7. мн. образа, -ов. Икона.
* Перекреститься на образа. *
♦ Потерять человеческий образ. Перестать походить на человека, опуститься.
ОБРАЗ – в психологии: субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Образ художественный – категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения.
Syn: вид, изображение, облик; отражение, отображение, представление; символ, тип; способ, стиль
ОБРАЗ 1, а, мн. ы, ов, м.
1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
2. Вид, облик. Создать чтон. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе когон. (в виде когон.).
3. Живое, наглядное представление о ком-чёмн. Светлый образ матери.
4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.
5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).
6. чего. Порядок, направление чегон., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий.
• Главным образом преимущественно. Работает главным образом в лаборатории.
Каким образом? как, при каких обстоятельствах, каким способом. Каким образом он здесь очутился?
Таким образом 1) так, таким способом. Поступай именно и только таким образом; 2) вводн. сл. и в знач. союза, выражает отношение связи, вывода, значит, следовательно. Он извинился, таким образом, всё в порядке.
И таким образом, в знач. союза выражает следствие, результат. Зашли глубоко в лес и таким образом заблудились.
Решительным образом то же, что решительно (см. решительный в 5 знач.).
Равным образом (книжн.) в любом случае одинаково.
По образу пешего хождения (разг. шутл.) пешком.
| прил. образный, ая, ое (к 1 и 4 знач.). Образное мышление. О. строй романа.
ОБРАЗ 2, а, мн. а, ов, м. То же, что икона. Старинный о. в окладе.
| уменьш. образок, зка, м.
| прил. образной, ая, ое.
в философии, результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне логического мышления ≈ понятия, суждения и умозаключения. О. имеет своим объективным источником предметы и явления материального мира; в этом смысле О. вторичен по отношению к своему оригиналу. Материальный субстрат О. ≈ соответствующие нейрофизиологические процессы, протекающие в коре головного мозга человека или животного. Материальной формой воплощения О. выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. Специфической формой О. является художественный образ .
Своеобразие О. заключается в том, что он есть нечто субъективное, идеальное; он не имеет самостоятельного бытия вне отношения к своему материальному субстрату ≈ мозгу и к объекту отражения. О. объективен по своему содержанию в той мере, в какой он верно отражает объект. Но О. объекта никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений: оригинал богаче своей копии. Однажды возникнув, О. приобретает относительно самостоятельный характер и играет активно-действенную роль в поведении человека и животных. Он регулирует поведение, осуществляет функции управления действиями. См. Отражение и лит. при этой статье.
А. Г. Спиркин.